Сочинение по картине В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни"
Сочинение по картине В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни"
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", соединяющему описание с элементами повествования и рассуждения; обоготить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни"»
Подготовка к сочинению по картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Цель урока:
подготовить учащихся к сочинению по картине, соединяющему описание с элементами повествования и рассуждения;
обогатить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями;
обогатить словарный запас: узнать значения устаревших слов, которые необходимы для понимания и описания исторической картины;
способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся.
Оборудование:
портрет В.И.Сурикова;
выставка репродукций картин художника; показ репродукций картин через проектор;
раздаточный материал с текстами.
Словарь:
Стрельцы – в Русском государстве XVI- начале XVIII веков служилые люди, составлявшие постоянное войско. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Войско было упразднено Петром I.
Непоколебимый – стойкий, надёжный, такой, кого нельзя поколебать.
Регент – правитель, заменяющий монарха.
Летник – старинная летняя женская одежда с длинными широкими рукавами.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни». Некоторые картины этого автора вам, вероятно, знакомы. (Показ репродукций картин через проектор).
- К какому жанру живописи относятся эти картины? (Их можно отнести к историческому).
- Действительно, каждая из этих картин относится к жанру исторической живописи, мастером которых являлся В.И.Суриков.
- Давайте прочитаем небольшой отрывок, посвящённый этому художнику.
Василий Иванович Суриков был выходцем из старинного казачьего рода, предки которого в XVI веке пришли с Ермаком «воевать Сибирь», в XVII веке бунтовали против московских воевод во время знаменитого красноярского бунта. Художник провел детство и юность в суровом Красноярском крае, среди людей, не знавших крепостничества, в среде, где сохранилось еще множество остатков старины. Рано лишившись отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи – матери и старшего брата. Работая канцелярским писцом, он, однако, не бросает занятий искусством, учится иконописи у своего дяди, исполняет заказы местного купечества. Крупный золотопромышленник Кузнецов оказывает ему материальную помощь, и Суриков принимает решение ехать учиться в Академию художеств. Суриков успешно окончил Академию художеств, и ему предложили почетную работу – выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.
Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. Возможно, именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу Сурикова как будущего исторического живописца. Как писал художник и историк искусства А.Н. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой мистической способностью, могут перенестись в прошлое, разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь...».
- Вот и мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далёкое прошлое, совершим путешествие во времени, попробуем понять и почувствовать то, чем жили наши предки. А основным нашим путеводителем будет картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
II. Историческая справка.
Итак, представьте себе: смутный беспощадный XVII век. Первые реформы Петра I, первые нанесённые им удары национальным обычаям создали ему множество врагов. Старая Россия протестовала против насильственных действий смелого преобразователя. Внутри государства – глухое и ожесточённое сопротивление. Стрелецкий бунт, мятеж в Астрахани, восстание казаков – только эпизоды великой борьбы.
Стрелецкое войско (обращение к словарю) было учреждено Иваном Грозным в 1550 году, оно было задумано как царская армия, состоящая на государственном жаловании. При царе Алексее Михайловиче пользовались большими льготами, теперь же царские реформы во многом стеснили экономические и политические интересы стрельцов. Они болезненно переживали утрату своих привилегий. К тому же служба при новом царе стала гораздо тяжелее.
Мятеж начался после того, как правительство во главе с князем Ромодановским решило отправить 4 стрелецких полка на охрану польской границы, то есть оторвать от семей, от ремёсел. Стрельцов поддержала царевна Софья, которая была регентом (обращение к словарю) до достижения Петром совершеннолетия, и имела свои интересы. (Пётр находился в Вене). В отсутствие Петра она отдаёт приказ идти на Москву и уничтожить дворян. Стрельцы двинулись на Москву, собираясь вновь передать власть Софье. На реке Истре мятежников встретили войска регулярной армии под предводительством генерала Гордона и Шеина. Стрельцы, не имевшие единого руководства, были разгромлены. 56 стрельцов были казнены немедленно, бежавшие объявлены в розыск.
Пётр, вернувшись из Вены, нашёл, что генералы и дума поступили очень мягко со стрельцами. Расправа Петра отличалась исключительной жестокостью.
30 октября явилась на Красную площадь первая партия преступников в числе 230, с зажжёнными свечами, за ними бежали их жёны и дети с громкими причитаниями. По прочтении приговора их повесили, некоторым были отрублены головы, «головы пяти мятежникам были отрублены благороднейшею в России рукою». Казни продолжались ещё 7 дней, казнены 1200 человек.
- Итак, мы с вами узнали некоторые факты из жизни и творчества В.И.Сурикова, написавшего картину «Утро стрелецкой казни», узнали об исторических событиях далёкого XVII века. Давайте теперь внимательно рассмотрим картину.
III. Беседа по картине. Собирание рабочих материалов.
- Можно сказать какие краски преобладают? (Нет. Пестрота толпы по замыслу Сурикова должна показать эмоциональное состояние людей.) Последние минуты перед казнью очень ценны для художника.
- Почему? (В них с особой силой раскрываются характеры, мысли, переживания ожидающих казни, их близких)
- В картине нет единого центра, она состоит из нескольких композиционных «узлов», взаимодействующих друг с другом. (Работа в группах над лексикой.)
- Рассмотрев картину, мы с вами увидели живых людей, угадали их чувства, настроения, увидели их боль. Как мастерски сумел Суриков передать мгновение прошлой жизни! Недаром, говоря о нём, известный критик Стасов В.В. писал: «…Суриков – просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало…»
План сочинения
В.И.Суриков – мастер исторического жанра.
Описание персонажей картины:
Непокорный рыжий стрелец;
Стрелец, уводимый на казнь;
Пётр I.
Какие чувства вызывает картина у зрителя?
Работа над текстом сочинения.
- Как вы будете строить вступление?
Можно начать так: В.И.Суриков – мастер исторического жанра… На своих полотнах он отразил многие события русской истории. Самые известные: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком».
Картина «Утро стрелецкой казни» связана с трагическими страницами в истории России.
- О чём будете писать в основной части сочинения?
- О чём будете рассуждать в заключении?
Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далёкого прошлого. Она заставляет задуматься над сложными вопросами: о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве, о тех чертах, которые свойственны русскому человеку.