Сочинение по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта». Игра-экскурсия
Сочинение по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта». Игра-экскурсия
«В послевоенные годы появилось много полотен, изображавших события военных лет, увиденные глазами художников. Одной из таких картин является «Письмо с фронта» А. Лактионова. Ее замысел родился в годы войны… Сцены, увиденные в жизни, помогли художнику найти сюжет картины. Действие происходит в небольшом русском городе. Время, нашедшее отражение в картине, - конец войны, когда близкая победа над врагом уже живо ощущалась всеми. Раненый воин привез письмо от товарища и передал его родным.
Радость запечатлена на лицах людей, собравшихся послушать письмо. Яркий солнечный свет, заливающий фигуры людей, крылечко и зелень спокойного дворика, усиливает настроение бодрости, наполняющее картину.
В исполнении этой картины проявляется высокое мастерство художника в передаче изображаемых предметов, в их окраске, контрастности светотеней, в точности рисунка и композиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта». Игра-экскурсия»
Сочинение по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта». Игра-экскурсия
Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка в 7 классе
Цели урока: познакомить учащихся с оставлением рассказа-экскурсии по картине; показать особенности речи экскурсовода; научить проведению экскурсии с опорой на текст по искусству; ввести в словарь учащихся новые искусствоведческие термины и слова, связанные с проведением экскурсии.
Подготовка к уроку
Урок проводится накануне Дня Победы, поэтому следует организовать выставку репродукций картин, посвященных народному подвигу в период Великой Отечественной войны.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Вы бываете на экскурсиях в музеях, выставочных залах. И там встречаетесь с очень интересными людьми – экскурсоводами. Что же это за профессия? (Экскурсовод – это, человек, который проводит экскурсии.)
А не задумывались ли вы над такими вопросами: «Как говорит экскурсовод? Почему его всегда очень внимательно слушают посетители?» (Он сообщает много нового.)
Действительно, экскурсовод сообщает неизвестные нам сведения, говорит увлекательно, эмоционально. Он грамотно строит предложения, умеет подбирать нужные слова. А с помощью, каких слов, вопросов, предложений экскурсовод привлекает наше внимание к тому, о чем рассказывает? (Когда экскурсовод начинает рассказ, он говорит «Внимательно посмотрите на эту картину…».)
По ходу того как учащиеся отвечают на поставленный вопрос, на доске записываются следующие сочетания слов: посмотрите внимательно…, обратите внимание…, подойдите поближе к …)
Изменится ли речь экскурсовода, если он будет проводить одну экскурсию для детей, а другую для взрослых? ( Да, речь его изменится.)
Вы правы, профессия экскурсовода не из легких. Он должен не только много знать, уметь составлять разнообразные экскурсии, оживленно рассказывать, привлекая внимание слушателей к тому, о чем повествует, но также чувствовать аудиторию, понимать, насколько его беседа интересна тем, к кому он обращается. И сегодня перед нами стоит трудная, но очень важная задача – самим
Вы видите, что в классе организована выставка картин, посвященная подвигу российского народа во время Великой Отечественной войны. На нашей экскурсии мы подробнее остановимся на картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта». А чтобы рассказ экскурсовода получился интересным, запоминающимся, давайте познакомимся с жизнью и творчеством художника.
II. Рассказ о художнике
Александр Иванович Лактионов родился в 1910 г. В бедной рабочей семье в г. Ростове-на-Дону.
В 19 лет он окончил художественную школу, а в 28 – Всероссийскую академию художеств в Ленинграде (С.-Петербург).
А.И. Лактионов – один из популярных у широкого зрителя художников. Его картина «Письмо в фронта» (1947) сделала Лактионова всенародно известным и любимым художником.
В своем творчестве А.И. Лактионов бережно развивал лучшие традиции русской академической школы живописи. Художник писал портреты выдающихся деятелей нашей страны. А. И, Лактионов внес значительный вклад в историю отечественной живописи.
А теперь послушайте, что написал о картине А. И, Лактионова «Письмо с фронта» искусствовед Б.Никифоров.
III. Искусствоведческий текст
«В послевоенные годы появилось много полотен, изображавших события военных лет, увиденные глазами художников. Одной из таких картин является «Письмо с фронта» А. Лактионова. Ее замысел родился в годы войны… Сцены, увиденные в жизни, помогли художнику найти сюжет картины. Действие происходит в небольшом русском городе. Время, нашедшее отражение в картине, - конец войны, когда близкая победа над врагом уже живо ощущалась всеми. Раненый воин привез письмо от товарища и передал его родным.
Радость запечатлена на лицах людей, собравшихся послушать письмо. Яркий солнечный свет, заливающий фигуры людей, крылечко и зелень спокойного дворика, усиливает настроение бодрости, наполняющее картину.
В исполнении этой картины проявляется высокое мастерство художника в передаче изображаемых предметов, в их окраске, контрастности светотеней, в точности рисунка и композиции.
IV. Беседа по тексту и по картине
Что нового о художнике и его картине вы узнали из этого текста?
Каков сюжет этой картины? (Раненый боец привез письмо с фронта.)
Как вы думаете, нравится ли автору текста картина? (Да, он описывает ее тепло.)
А встретились ли вам в тексте слова, значения которых вы не знаете? (Да, мы не знаем, что такое светотень.)
Посмотрите внимательно на картину. Здесь есть и яркий свет, и тени, и полутона. Сочетание светлых и темных тонов в живописи называется светотенью. Она играет большую роль. Благодаря свету и тени можно изобразить объемность людей и предметов.
Сегодня мы с вами будем экскурсоводами, но, для того чтобы наша экскурсия была полезной, интересной, нам нужно знать, как строится речь экскурсовода. Как вы думаете, с чего начинает свой рассказ экскурсовод? Сразу ли он приступает к описанию картины? (Нет, он сначала здоровается со своими слушателями, говорит, как его зовут. Потом – в каком музее мы находимся, объявляет тему экскурсии.)
Да, в речи экскурсовода всегда есть вступление. Он приветствует посетителей, рассказывает немного о музее, о том , что здесь можно увидеть, и лишь потом переходит к описанию памятников искусства. Только ли описание памятников (картин) входит в задачи экскурсовода? (Нет. Он рассказывает много нового о художнике, о том, как он создавал свои картины.)
Вспомним слова и выражения, с помощью которых экскурсовод обращает наше внимание на то, о чем рассказывает. (В работу включается запись, сделанная на доске: посмотрите внимательно…, подойдите поближе к …, обратите внимание…)
Но вот экскурсия подошла к концу. Сразу ли экскурсовод прощается с посетителями? (Нет. Он сначала спрашивает, есть ли у них к нему вопросы, все ли они поняли в его рассказе?)
Учитель предлагает провести игру-экскурсию, распределить роли: экскурсовод, экскурсанты, посетители выставочного зала, смотритель зала.
V. Домашнее задание
1. Подготовить речь экскурсовода о картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта».