kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-описание "Снег идёт" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование : Листочки – помощники у каждого ученика, распечатанный текст стихотворения О. Фокиной «Снегопад», иллюстрации на тему «Зима»,компьютерное оборудование, фильмопроектор, музыкальное сопровождение «Снег кружится», видеофильм «Двинской в снегу», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.

МЕТАФОРА – слова, выражения, употребляемые в переносном значении (жемчужный снег), перенесение свойств одного предмета на другой.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.( лёд, словно тающий сахар, лежит ).

ЭПИТЕТ – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета.(синее небо).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание "Снег идёт" 5 класс »

Урок русского языка в 5 классе


Подготовка к сочинению – описанию « Снег идёт »



Оборудование : Листочки – помощники у каждого ученика, распечатанный текст стихотворения О. Фокиной «Снегопад», иллюстрации на тему «Зима»,компьютерное оборудование, фильмопроектор, музыкальное сопровождение «Снег кружится», видеофильм «Двинской в снегу», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.


ХОД УРОКА


Снег, снежинка, снегопад…

Ребята, а вы помните в этом году первый снег?

Какое у вас было чувство, когда, выглянув утром в окно, вы увидели первый снег?

Дома вам нужно было подобрать и рассказать выразительно стихотворения о первом снеге, давайте послушаем.

Сегодня мы готовимся к написанию сочинения. Выразительно прочитать стихотворение Ольги Фокиной «Снегопад».

1.О чём это стихотворение?

2. Красивая картина в начале стих-я, в конце? ( докажите )

3. Какое чувство вызвало у вас это стих-е?

4. На сколько частей можно разделить это стих-е?

1 часть – какая погода перед снегопадом

2 часть – снег уже идёт ( картина во время снегопада )

5. Есть ли здесь обращения?

6. Как называется этот приём в литературоведении? ( олицетворение, метафора – дайте определения ).

7. Что мы можем увидеть в этом стих-ии?


8. А что можем услышать?


Теперь давайте обратим внимание на цвет. Каким цветом может быть снег?

(компьютер, иллюстрации) Далее работа с листком - помощником №1, 2, 3.

№4 – какую услугу нам окажет суффикс – оват - ? ( белый – беловатый , т.е. чуть-чуть, слегка)

9. Как в стихотворении передаётся настроение людей? ( вначале, потом)


Ребята, при выпадении снег совершал какие-то действия. Какие? (по тексту)

Неделю валит

Дорвался и рад…

И дальше сулит

Это очень интересные глаголы, давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

ВАЛИТЬ – 1) идти, двигаться или падать массой (разг.);

2) о снеге: идти хлопьями, сплошь (перен.);

3) побуждение к действию (просторечн.).


ДОРВАТЬСЯ – с жадностью наброситься на что – нибудь (просторечн.).


СУЛИТЬ – 1) обещать (просторечн.);

2) предвещать, предсказывать.


Давайте обратим внимание на пометы: разговорное, просторечное. Зачем О.Фокина употребляет в своём стихотворении такие слова? (как будто говорит об этом снеге обычный человек).

Обратите внимание на последние строчки стихотворения:

Ах, маг – снегопад,

Продли маскарад!

А что такое маскарад? ( бал, гулянье, участники которого надевают маски, костюмы). И здесь картина действительно как на балу, на маскараде. (Докажите).

Очень часто, ребята, вы в своих сочинениях используете слова – повторы. А как избежать повторения слов? (подобрать синонимы). А что мы называем синонимами?

Подберите к глаголам блестит и падает синонимы.

А теперь осторожно разорвём цветную ленточку, которой закрыт пункт №5 и проверим себя.

В своей работе, ребята, используйте больше прилагательных, т.к. прилагательные украшают нашу речь. А что это? (Эпитеты)

На листке – помощнике под №6 найдите эпитеты и подчеркните их.

Вспомним, как работать над сочинением – описанием (пункт №7).

(Под фонограмму «Снег кружится» учитель читает стихотворение Н.Рубцова «Выпал снег»)

Вдоль по улице по узкой

Чистый мчится ветерок.

Красотою древнерусской

Обновился городок.


Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть.

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть.


Снег летит – гляди и слушай

Так вот, просто и хитро.

Снег порой врачует душу.

Ну и ладно! И добро…



Примечания :

МЕТАФОРА – слова, выражения, употребляемые в переносном значении (жемчужный снег), перенесение свойств одного предмета на другой.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.( лёд, словно тающий сахар, лежит ).

ЭПИТЕТ – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета.(синее небо).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-описание "Снег идёт" 5 класс

Автор: Попова Светлана Николаевна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства