Оборудование : Листочки – помощники у каждого ученика, распечатанный текст стихотворения О. Фокиной «Снегопад», иллюстрации на тему «Зима»,компьютерное оборудование, фильмопроектор, музыкальное сопровождение «Снег кружится», видеофильм «Двинской в снегу», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.
МЕТАФОРА – слова, выражения, употребляемые в переносном значении (жемчужный снег), перенесение свойств одного предмета на другой.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.( лёд, словно тающий сахар, лежит ).
Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание "Снег идёт" 5 класс »
Урок русского языка в 5 классе
Подготовка к сочинению – описанию « Снег идёт »
Оборудование : Листочки – помощники у каждого ученика, распечатанный текст стихотворения О. Фокиной «Снегопад», иллюстрации на тему «Зима»,компьютерное оборудование, фильмопроектор, музыкальное сопровождение «Снег кружится», видеофильм «Двинской в снегу», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.
ХОД УРОКА
Снег, снежинка, снегопад…
Ребята, а вы помните в этом году первый снег?
Какое у вас было чувство, когда, выглянув утром в окно, вы увидели первый снег?
Дома вам нужно было подобрать и рассказать выразительно стихотворения о первом снеге, давайте послушаем.
Сегодня мы готовимся к написанию сочинения. Выразительно прочитать стихотворение Ольги Фокиной «Снегопад».
1.О чём это стихотворение?
2. Красивая картина в начале стих-я, в конце? ( докажите )
3. Какое чувство вызвало у вас это стих-е?
4. На сколько частей можно разделить это стих-е?
1 часть – какая погода перед снегопадом
2 часть – снег уже идёт ( картина во время снегопада )
5. Есть ли здесь обращения?
6. Как называется этот приём в литературоведении? ( олицетворение, метафора – дайте определения ).
7. Что мы можем увидеть в этом стих-ии?
8. А что можем услышать?
Теперь давайте обратим внимание на цвет. Каким цветом может быть снег?
(компьютер, иллюстрации) Далее работа с листком - помощником №1, 2, 3.
№4 – какую услугу нам окажет суффикс – оват - ? ( белый – беловатый , т.е. чуть-чуть, слегка)
9. Как в стихотворении передаётся настроение людей? ( вначале, потом)
Ребята, при выпадении снег совершал какие-то действия. Какие? (по тексту)
Неделю валит…
Дорвался и рад…
И дальше сулит…
Это очень интересные глаголы, давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
ВАЛИТЬ – 1) идти, двигаться или падать массой (разг.);
2) о снеге: идти хлопьями, сплошь (перен.);
3) побуждение к действию (просторечн.).
ДОРВАТЬСЯ – с жадностью наброситься на что – нибудь (просторечн.).
СУЛИТЬ – 1) обещать (просторечн.);
2) предвещать, предсказывать.
Давайте обратим внимание на пометы: разговорное, просторечное. Зачем О.Фокина употребляет в своём стихотворении такие слова? (как будто говорит об этом снеге обычный человек).
Обратите внимание на последние строчки стихотворения:
Ах, маг – снегопад,
Продли маскарад!
А что такое маскарад? ( бал, гулянье, участники которого надевают маски, костюмы). И здесь картина действительно как на балу, на маскараде. (Докажите).
Очень часто, ребята, вы в своих сочинениях используете слова – повторы. А как избежать повторения слов? (подобрать синонимы). А что мы называем синонимами?
Подберите к глаголам блестит и падает синонимы.
А теперь осторожно разорвём цветную ленточку, которой закрыт пункт №5 и проверим себя.
В своей работе, ребята, используйте больше прилагательных, т.к. прилагательные украшают нашу речь. А что это? (Эпитеты)
На листке – помощнике под №6 найдите эпитеты и подчеркните их.
Вспомним, как работать над сочинением – описанием (пункт №7).