Сочинение-описание по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»
Сочинение-описание по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»
Тема урока: Сочинение-описание по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»
Цель: научить учащихся определять замысел художника и видеть его реализацию
Задачи урока:
развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи;
формировать умение правильного употребления и составления безличных предложений;
повторить особенности категории состояния как части речи;
развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса, репродукция с картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг», репродукция портрета Федора Васильева, написанного И.Н.Крамским
План урока
Сообщение темы и целей урока
Беседа о художнике Ф.А.Крамском
Работа по картине Ф.Васильева «Мокрый луг»
Собирание материала к сочинению, составление плана
Написание сочинения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг» »
Сочинение-описание
по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»
Урок русского языка в 8 классе
У
читель русского языка и литературы Верещагина Ю.В.
2010 г.
г.
Тема урока: Сочинение-описание по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»
Цель: научить учащихся определять замысел художника и видеть его реализацию
Задачи урока:
развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи;
формировать умение правильного употребления и составления безличных предложений;
повторить особенности категории состояния как части речи;
развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса, репродукция с картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг», репродукция портрета Федора Васильева, написанного И.Н.Крамским
План урока
Сообщение темы и целей урока
Беседа о художнике Ф.А.Крамском
Работа по картине Ф.Васильева «Мокрый луг»
Собирание материала к сочинению, составление плана
Написание сочинения
I. Сегодня, ребята, мы будем работать над описанием пейзажной картины. Что такое пейзаж? (Пейзаж – это картина природы, созданная художником, композитором, писателем)
- Как вы думаете, ребята, а что такое природа? Какое определение вы дали бы этому слову? Чтобы быть более точными обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
«Природа – 1. Все существующее во вселенной, органический и неорганический мир. 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. 3. Места вне городов. 4. Основное свойство, сущность
Много определений у этого слова, какое из них положено в основу пейзажной картины Ф.Васильева «Мокрый луг», мы попробуем определить сегодня.
II. Познакомимся с художником Ф.Васильевым. Посмотрите на его портрет кисти Ивана Николаевича Крамского. Мы видим молодого человека с опушенным мягкой бородкой округлым лицом и красивыми большими глазами, но во взгляде его удивительно сочетались зрелый ум с озорной мальчишеской веселостью. Этот девятнадцатилетний хохотун-здоровяк, щедро одаренный талантливостью, поражал всех своей белозубой улыбкой и казался счастливцем, рожденным в сорочке.
Но его судьба едва ли не самая трагическая среди судеб русских художников. Он оказал огромное, серьезное влияние на живопись, хотя прожил всего неполные 23 года.
Федор был незаконнорожденный. Детство его прошло в доме мелкого почтового чиновника, которого он должен был называть своим отцом. В доме царила беспросветная нужда. Чтобы заработать право рисовать по вечерам, он устроился работать почтальоном за три рубля в месяц. Вопреки нужде он любил одеваться с щегольской элегантностью, зарабатывая на это нелегким трудом в мастерской реставратора. Глядя на одетого с иголочки крепыша-чистюлю в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, сыплющего остротами и по-детски звонко хохочущего, кто мог подумать, что дома, в убогой, низенькой комнате, стоят на дрянных треножках-мольбертах пейзажи, полные самого искреннего чувства, простоты и неподдельной поэзии? Никто не ожидал от этого юнца такого тонкого мастерства.
III. - Посмотрите на репродукцию картины Ф. Васильева «Мокрый луг». Какое впечатление она произвела на вас?
- После поездки на Волгу Федор сильно простыл на катке в Петербурге. К весне его одолел кашель, началась чахотка. С трудом удалось выехать в Крым, в Ялту. В Ялте было солнечно, тепло, ярко цвели пышные южные цветы. Васильев был весел, радушен, хотя надежд на выздоровление оставалось все меньше. Именно в Ялте он пишет картину «Мокрый луг», которую отсылает в Петербург. Когда Крамской увидел присланную картину, он был потрясен. Попробуем понять, что потрясло известного художника в этой картине.
- Что изображено на картине? Каково ее содержание?
Сделаем запись в тетради: омытый дождем луг, гонимые ветром тучи, тяжелые капли дождя, мокрая темная земля, наполненные водой ложбины, тяжелые ветки деревьев, тени туч, невидимые капли дождя, следы отшумевшего ливня, неслышный ветерок, русло реки, заросшее камышом и кустарником.
- Какое состояние природы и человека передано художником на этом полотне?
(Немного грустно, усталость после грозного ливня, хочется отдохнуть, стряхнуть с себя тревогу, тяжесть)
- Какая часть речи помогает передать состояние природы и человека? (Категория состояния)
- В каких предложениях используется категория состояния? (В безличных)
- В чем особенность этих предложений?
- Как вы думаете, ребята, почему художник рисовал в Ялте не прекрасную крымскую природу, а обычный луг после дождя? (Грустил по родным местам, хотел оказаться дома)
- Все в этой картине говорило о художнике необыкновенно чутком « к шуму и музыке природы». Из Ялты он не вернулся, умер 24 сентября от чахотки.
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: что такое природа в понимании Ф.Васильева?
- Да, это не просто место вне города, это сущность Родины, ее основное свойство, то, без чего невозможно жить.
IV. – Какой тип речи будет преобладать в вашем сочинении? (Описание)
- Каковы особенности описания как типа речи? Какие части речи чаще всего используются в описании?
- Какой еще тип речи можно использовать в вашем сочинении? (Повествование, можно рассказать об истории написания картины)
- В своей работе вы можете опираться на текст упражнения 287. Опишите содержание картины, передайте свое впечатление от картины. Подчеркните безличные предложения.
V. Работа над черновиком сочинения. Написание сочинения.ду, а обычный луг после дождя?ины, тяжелые
Список использованной литературы
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
Волынский Л. Лики времен: Книга о русских художниках. – М.: Детская литература, 1982. – 238 с.
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1975. – 167 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997. – 944 с.