Просмотр содержимого документа
««Сочинение-рассуждение по исходному тексту».»
ТЕМА: «Сочинение-рассуждение по исходному тексту».
ЦЕЛИ УРОКА:
• проверить умения учеников анализировать текст (определять его тему, основную мысль, композицию, стиль и т.д.).
• отработать навыки учащихся находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей.
ТИП УРОКА: урок развития речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Ребята, каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей? Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?
Своими мыслями о развитии в себе лучших нравственных черт поделился академик Д. С. Лихачёв в статье «Человек должен быть интеллигентен».
Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумайтесь нал темой, основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизненные ситуации, которые могут служить примером интеллигентности.
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования?.. А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных?
Нет... интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро...
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько я зыков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимании другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно... помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. (Это тоже мусор, и еще какой!)
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни... жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
…Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически не восприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости... долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему...
А сейчас, опираясь на текст, подумайте, как бы вы ответили на вопросы: как вы понимаете слово «интеллигентность»? Что такое нравственное здоровье человека?
Расскажите в своей письменной работе о своих приёмах самовоспитания, самосовершенствования, формирования своего «я», о создании своими собственными руками своего нравственного облика. Кого вы считаете примером интеллигентности? Выразите в сочинении своё отношение к роли общества и человека в этом обществе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
«Этикет» — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия.
«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Евангелие от Матфея)
«Совесть — тысяча свидетелей». (Пословица)
«Созидая, мы творим самих себя».
Текст для анализа, обсуждения и темы написания сочинения:
Послушайте внимательно, что написал А. П. Чехов о воспитанности и воспитанных людях.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят:
«... с вами жить нельзя»
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют от души и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие... Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями...
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика...
Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли». (А. Чехов)
О чём этот текст? Какую основную мысль выразил автор в этом тексте? Что вкладывает А. Чехов в понятие «воспитанный человек»?
Как вы понимаете это качество личности?
Напишите сочинение о том, что вы делаете или планируете сделать для самовоспитания, совершенствования своих положительных черт характера. Как вы тренируете свою силу воли, формируете свои привычки, добиваетесь положительных качеств в своём нравственном облике и у своих друзей, близких?