Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассказ по картине А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»»
Сочинение-рассказ по картине А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»
(9класс слабослышащих)
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения- рассказа на основе увиденного (изображённого на картине)
Задачи: 1) познакомить учеников с особенностями композиции рассказа на основе увиденного (изображённого на картине), научить определять тему и идею художественного полотна, составлять план сочинения-рассказа; усвоить понятия «многофигурность», «контраст», «композиция картины» при составлении рассказа;
2) воспитывать патриотические чувства, гордость за воинский подвиг защитников Родины в борьбе с фашистскими захватчиками, расширять кругозор учащихся, побуждать интерес к изучению исторических событий, связанных с ВОв;
3) корректировать произносительные навыки учащихся, тренировать вербальную память; повторить и обобщить сведения о средствах выражения замысла художника.
Оборудование: репродукция картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»; компьютер.
Ход урока:
Вступительная часть: ознакомление учащихся с темой урока и его цели.
2.Рассказ о художнике и его картине.
Александр Александрович Дейнека – народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, во время Великой Отечественной войны в 1942 году написал картину «Оборона Севастополя», которую посвятил мужественным защитникам города-героя. Севастополь – военно-морская база Черноморского флота. Оборона города в период Великой Отечественной войны длилась 250 дней – с 30 октября 1941г. по 4 июля 1942г. Потери нашей армии составили 200 000 воинов, из них убитыми – около 160 000.
Защитники Севастополя держались стойко. Они проявляли чудеса храбрости и героизма. Прославить мужество героев хотел художник, создавая своё полотно.
Тема картины – последние бои за Севастополь летом 1942 года. Набережная города. Советские матросы самоотверженно сражаются с фашистами. Бой в самом разгаре. Черноморцы смело идут в атаку на наступающих врагов. Они уничтожают фашистов гранатами, колют штыками, бьют прикладами, стреляют из автоматов. Вражеский самолёт бросает бомбы на город. Севастополь горит. Фашистский танк прорвался к морю, но был подбит нашими моряками. Убитые гитлеровцы лежат на севастопольской набережной.
3. Лексическая работа.
Подобрать синонимы к словам: Художник (автор картины, автор полотна)
-Поговорим о композиции картины, то есть о том, как художник расположил изображённое на ней.
- Кого вы видите переднем плане? (На переднем плане картины изображены: слева советский матрос, в руках которого связка гранат. Он готов бросить её в наступающих врагов. Справа лежит убитый гитлеровский солдат-захватчик. Гибель свою нашли фашистские оккупанты на нашей земле.)
- Опишите моряка на переднем плане картины (его фигуру, позу, действие, выражение лица, одежду), используя материалы к сочинению. (Матрос изображён во весь рост. Он молодой, широкоплечий, могучего телосложения, точно былинный богатырь. Широко расставив ноги, матрос приготовился бросить тяжёлую связку гранат. Наверное, он не раз уже сегодня ходил в атаку на врага: на лице кровь, брюки на колене разорваны, бескозырка потеряна, русые волосы спадают на лоб. Лицо выражает гнев, ненависть к врагу, бесстрашие. Герой одет в обычную летнюю матросскую форму: белую рубашку с синим воротником, белые брюки, на ногах у него черные армейские ботинки.)
- Кто изображён слева на втором плане картины? (Ещё один советский матрос с гранатой в руке. Он без рубашки, у него красивое могучее тело, зарево пожара освещает его спину и затылок. На помощь черноморцам, бросающим гранаты, бегут два матроса с автоматами. Они все молодые, все рвутся в бой, о сохранении своей жизни не думает никто.)
- Как художник Дейнека изобразил советских матросов в глубине картины справа? (Советские матросы единой цепью со штыками в руках атакуют врага. Их бег стремителен, они полны решимости отстоять свой город. Под их напором строй фашистских солдат смешалась, дрогнула. Один моряк схватился врукопашную с фашистом. Наверное, в его автомате кончились патроны, а новый диск с патронами, висящий на поясе, некогда поставить. Матрос перехватил автомат и бьёт им врагов. На его лице - бесстрашие. В центре картины – воин, которого сразила пуля: голова поникла, из рук выпадает оружие, но он делает шаг навстречу врагу.)
- А как показаны фашистские захватчики? (На переднем плане вниз лицом лежит убитый фашист. Дальше – другой. Бесславно закончили они свою жизнь в чужой стране. Но гитлеровских солдат много. Они сплошной стеной идут на защитников города.)
- Как вы думаете, для чего художник изобразил справа ряд фашистских штыков? (Художник хотел показать, что гитлеровцев много, гораздо больше, чем защитников Севастополя. Кроме того, автор картины этим подчёркивает геройство и бесстрашие черноморцев: на них направлены штыки, а они уничтожают врагов, презирая смерть. Советские матросы не боятся ни фашистских пуль, ни штыков, ни танков, ни самолётов.)
- Как художник передаёт разгар боя? ( Все люди в движении, в порыве атаки. Ещё миг – и моряки врежутся в ряды врагов, сомнут их, будут сражаться до последней капли крови.)
- Как применимо слово «многофигурность» к этой картине? (Многофигурность – значит много людей изображено на картине: и наших защитников, и оккупантов)
- Что изображено на заднем плане? (Разрушенный горящий город, зарево пожаров.)
- Опишите набережную, море, небо.(Небо различных оттенков: тёмно-синее, тёмно-серое, картины? чёрное от дыма; зарево пожарищ тёмно-красное, багровое; море тёмное, холодно-фиолетовое; набережная бело-розовая, голубоватая.)
-Какова основная мысль картины? ( Герои-севастопольцы остаются непобедимыми. Художник Дейнека показал беспримерное мужество и отвагу, бесстрашие и лютую ненависть к фашистским захватчикам, героизм защитников Севастополя и презрение к смерти. Такую армию, как наша, нельзя ни победить, ни сломить духом.)
- Какими красками написаны наши матросы и захватчики? (Наши матросы написаны белыми, жёлтыми, розоватыми красками, а фашисты, их штыки, самолёт, танк – чёрными, тёмно-зелёными, тёмно-серыми красками. Таким образом, художник и цветом подчёркивает основную мысль картины – столкновение двух сил: светлых и тёмных. Такой прием называется «контраст».)
- Какое значение имеет картина в наши дни? (Прошло уже 78 лет после описываемых событий, но и сейчас мы с волнением смотрим на полотно, которое рассказывает о мужестве и героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны. Изображённому нельзя не верить, потому что художник написал картину в 1942 году, по следам тех событий. Подвиг защитников не должен быть забыт. Слишком дорогой ценой досталась Победа нашему народу: 27 миллионов погибших в той страшной войне. Не помнить об этом - значит предать их.)
- В художественной литературе, в кино используется такой прием, когда главные герои вдруг оказываются в прошлом и из благополучного настоящего попадают в очень жесткие условия войны. Представьте себе, что вы теперь там, на севастопольской набережной, в начале июля 1942 года. Вы в центре кровопролитного сражения, того, что изобразил художник Дейнека. Расскажите о своих ощущениях. Подумайте, какие действия вы бы предприняли.(Ответы учащихся были самыми разными: одни говорили, что бросились бы на помощь своим товарищам и били фашистов, другие ни за что не хотели бы там оказаться, потому что очень страшно и шансов выжить нет.)
5.Составлениеплана.
План составляется коллективно и записывается на доске.
- План любого сочинения состоит из трёх главных частей:
1.Вступление.
2.Основная часть.
3.Заключение.
- Когда мы писали сочинение по картине, во вступительной части достаточно было дать общее описание полотна. Основная часть, как правило, самая объемная и включает в себя подробное описание деталей: первый план, второй и фон. В конце сочинения мы рассказывали о своих впечатлениях: понравилась картина или не понравилась и почему.
-Сочинение-рассказ имеет свою особенность. Начать предлагаю с сообщения о том, где и когда вы увидели картину, какое она произвела на вас впечатление.
-Вспомните, о чём мы говорили в начале урока? ( О героической обороне Севастополя, о художнике Дейнеке, о теме картины)
-Как можно озаглавить вступительную часть сочинения? ( «Что изображено на картине А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»?», «Тема картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя», «Впечатление от картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»)
-О чём вы будете писать в основной части и в какой последовательности? (Подробно рассказать о том, кто изображён и что он делает. Сначала передний план. Это наши моряки, которые атакуют врагов. Затем - фашисты и само сражение. Потом надо сказать о фоне картины, описать море, пылающий город, небо.)
-В заключительной части нужно будет рассказать
о замысле художника, о значении картины в наши дни, о чувствах и мыслях, которые вызывает у зрителей это полотно.
-Какой план должен у нас получиться: простой или сложный?(Учитывая многофигурность и композицию картины, план должен быть сложным, т. е. содержать подпункты)
Примерный план сочинения:
1.Впечатление от картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».
2.Описание картины.
а) Советские матросы: моряк на переднем плане; молодой матрос с гранатой; черноморцы в штыковой атаке.
б) Описание сражения с фашистскими захватчиками.
в) Фон картины.
г) Колорит.
3.Замысел художника. Значение картины в наши дни.
Домашнее задание: написать на черновик сочинение-рассказ на основе изображённого на картине по плану.
Задача следующего урока – коллективное составление текста сочинения с использованием записей черновиков учащихся.
Сочинение-рассказ на основе картины.
Сегодня на уроке русского языка я увидел картину художника Дейнеки «Оборона Севастополя». Она произвела на меня сильное впечатление. Мне хочется рассказать о своих мыслях и чувствах тем, кто не знает эту картину, например, своим друзьям, родителям, младшему брату.
Эта картина, как один кадр из кино: на ней всё показано в движении, так и ждёшь следующего момента, что произойдёт дальше. Художник изобразил рукопашный бой между моряками-черноморцами и фашистами. Представьте себе: на переднем плане стоит наш матрос-богатырь. В руке у него связка гранат, которую он собирается бросить в самую гущу врага. Герой ранен, на его щеке кровь, но он продолжает биться с фашистами. Его лицо выражает гнев и ненависть к гитлеровцам. Сзади него молодой светловолосый моряк без тельняшки. Он тоже замахнулся гранатой. В его движении сила, решительность и отвага. А в центре картины на втором плане отряд матросов идёт в штыковую атаку на врага.
Фашистов много, их штыки направлены против защитников города. Гитлеровцы сплошной тёмной толпой бросаются на наших моряков. Бой идёт не на жизнь , а на смерть: на черноморской набережной лежат убитые фашисты, нашего матроса подкосила вражеская пуля.
На заднем плане картины изображён разрушенный пылающий город, руины домов, зарево пожарищ. Фон резкий, тревожный, и кажется, что краски тоже, как и люди, вступают в борьбу. Багрово-красное от пламени небо и чёрный дым; освещённая солнцем набережная и свинцово- серое море; белая форма наших моряков и грязно-зелёные мундиры гитлеровцев. Так автор картины передал столкновение светлых и тёмных сил, добра и зла.
Художник Дейнека так правдиво и захватывающе запечатлел момент боя, что эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Автор показал, как героически, не щадя своей жизни, сражались за Родину её мужественные защитники. Он учит нас гордиться ими и не забывать их подвиг. Эта картина особенно актуальна в наши дни, потому что в соседних странах вновь возрождаются идеи фашизма, а значение России в победе в Великой Отечественной войне принижается, памятники советским воинам оскверняются и уничтожаются. «Оборона Севастополя» - доказательство того, кто и как сражался против фашизма, кто и как его побеждал.