Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье" ( урок-офлайн)»
Добрый день. Продолжаем разговор по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
Историческая справка. Словарная работа
– Февраль, мы говорим, – это переломный месяц. Это уже конец зимы, и мы чувствуем приближение весны.
Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.
– Как вы думаете, почему? – Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:
лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?
Речевая разминка.
– Какие выразительные средства языка используют авторы?
На стеклах, сплошь заиндевелых, Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-синих роз. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы? Видно, это Зима тоскует о весне. Д. Кедрин
Февраль
Налетели друг за другом, Завели свой хоровод. В феврале за вьюгой вьюга, В тучах скрылся небосвод.
Ежатся на ветках птички, Песенку забыв свою, И озябшая синичка К теплому летит жилью.
Но уж солнышко сияет Танцу снежному вослед И на землю посылает Будущей весны привет! Н.Кнушевицкая
– Что объединяет эти произведения? (Общая мысль о том, что зима заканчивается.)
3. Работа по картине “Февраль. Подмосковье.”
а) – Недавно мы с вами работали над репродукцией картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Каким видит февраль И.Э.Грабарь?
б) – Сегодня мы обратим внимание на творчество художника Г.Г. Нисского.
Даты жизни художника (1903–1987). Георгий Григорьевич – известный русский художник, живописец-пейзажист. Родился он в Белоруссии, в семье врача. Жил в Москве. Все его картины наполнены жизнью, они показывают ее такой, какая она есть, без преувеличений.
– Какие чувства вызывает картина Г.Г. Нисского?
– Что вы видите на картине? – Что изображено в центре картины? – Что вы видите на заднем плане? – На каком фоне изображены предметы? – Какой день показал художник? – Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему? – Какие цвета использовал художник? – Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?
– Везде мы ощущаем присутствие человека. Видим новое в природе. Эта картина полна жизни.
Февраль – самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым. (Д.Зуев)
– А как вы думаете, соответствует ли описание февраля у Д. Зуева картине Г. Нисского?
4. Физкультминутка.
Поезд мчится далеко, Солнце в небе высоко, Под ногами снег хрустит, Лыжник вдоль дорог бежит, ( подвигайтесь, подберите соответствующие упражнения).
5. Работа над планом. Давайте составим план к сочинению.
– Из каких частей состоит план сочинения? – О чем мы будем писать в каждой части?
Примерный план (на его основе составь свой).
Вступление: Что за картина передо мной? Кто автор картины?
Основная часть. Описание самой картины 1. Фон (цветовая гамма) 2. Передний план (цветовая гамма)
Заключение: 1. Мои впечатление от картины. 2.Что художник хотел сказать своим творчеством?
6. Подведение итогов.
– Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Может быть, мы с помощью красок не сможем передать наше настроение и наши чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.
Критерии оценивания.
На оценку «3» - достаточно плана, составленного самостоятельно.
На оценку «4» - перечислить 20 существительных с картины Г.Нисского.