Оборудование: презентация «Картина И. Бродского «Летний сад осенью», диск с музыкой П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний учащихся.
1. Слово учителя с элементами беседы.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок развития речи. Мы будем с вами писать не просто сочинение по картине художника, а письмо другу о своих впечатлениях от картины, который, как и вы, любит осень.
С жанром письма вы уже знакомились в 5 классе.
- Что такое письмо? Вспомните, кому мы писали письма? Как мы их оформляли?
2. Словарная работа
Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии.
Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем.
- А теперь вспомним слова и выражения, характерные для жанра письма.
- Как выделяются на письме обращения?
- А как можно попрощаться с другом в конце письма?
- Итак, мы предположили, какими будут начало и конец письма.
- А о чём мы будем рассказывать другу в письме?
Ради чего мы пишем письмо?
- Таким образом, наша задача – подробно описать картину и написать о своих впечатлениях в письме другу. Мы будем писать письмо – впечатление.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
А теперь настало время познакомиться с творчеством известного русского художника Исаака Израилевича Бродского. Впечатлениями о его картине мы и поделимся с другом.
Знакомство с творчеством художника И.И. Бродского. Слово о художнике
Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он получил в Одесском художественном училище.
В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника – реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”.
Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911). В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского. Бродский побывал на Капри в гостях у М.Горького. Здесь художник выполнил портрет хозяина. Итогом этой поездки стали большие работы «Сказка», «Италия», выполненные в 1911 году.
Уже во время учебы в Академии художеств ярко проявилось дарование И.Бродского – пейзажиста. Его пейзажи и портреты, несущие следы современного ему искусства, делают Бродского заметным, привлекают изысканной красочностью, ювелирной линейной проработкой деталей, оптимизмом поэтического мироощущения.
Великолепными образцами пейзажиста являются такие известные произведения: “Золотая осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907). В картине “Сквозь ветви” художник совместил два пространственных плана. На первом – кружевной древесный ствол и ветки, на втором - безбрежные привольные просторы. Мы любуемся узором ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли.
Не менее замечательны картины «Зима» (1919 – 1922), «Заимка», «К весне», «Опавшие листья». Главную задачу художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в определенное время дня и года. Пейзажные картины Бродского отличаются поэтичностью, законченностью формы, завершенностью композиции.
Большой цикл образуют пейзажи парков — «Аллея Летнего сада осенью» (1928), «Аллея парка» (1930), «Алупка» (1937) и другие работы. Они отличаются мастерством, филигранной передачей ажурной листвы, ветвей деревьев, тончайших нюансов света и тени. Картина «Летний сад осенью» написана в 1928г., когда художник достиг больших успехов в своем мастерстве.
Работа над темой урока.
Просмотр презентации «Картина И. Бродского «Летний сад осенью»
Беседа по картине художника Летний сад осенью».
Работа в парах.
Задание для 1 пары:
- О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?
(На картине изображена аллея с гуляющими на ней людьми. Деревья с опадающими листьями, пустеющая беседка, желтые цвета – все это дает нам ясное представление об осени.Автор описал позднюю осень).
Задание для 2 пары:
- Какие строчки из известных стихотворений вам вспоминаются, глядя на эту картину? Это задание я давала на дом ребятам 2 группы. (слайды 12 – 14).
- Эти строки из известного стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
- Послушайте стихотворение поэтессы 20 века Л.Татьяничевой об осени.
- Как это произведение созвучно нашей картине?
Задание для 3 пары:
- Каков, по-вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа?
(На переднем плане зрители видят пустую аллею. Бродский как бы приглашает полюбоваться сначала красотой осеннего пейзажа, игрой света и тени. Он выписывает осень поэтично, с любовью, предлагая и зрителю не просто заглянуть в уголок Летнего сада, но и полюбоваться им).
- В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?
(Один из последних дней золотой осени. Светит яркое солнце. День радостный, приятный, теплый. Листва деревьев желтая, но уже заметно поредела, поэтому кроны полупрозрачные, зато на земле много оранжевых опавших листьев. Высокие стволы деревьев упираются в лазурное небо, по которому проплывают белые облака.Художник использует типичные для золотой осени краски - все оттенки желтого, оранжевого, коричневого).
- А теперь обратимся к картине. Что и как изобразил художник на картине? Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимые рабочие материалы
4. Составление рабочих материалов (заполнение таблицы)
а) Аллея сада
- Какими нарисованы деревья? - Стволы деревьев, какими мы их видим? - Какого цвета листья? Почему их мало?
б)Беседка
- Что мы скажем о ней?
- Где она находится?
в) Люди
- Чем они заняты? - Помогает ли пейзаж понять настроение людей? - Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?
г) Небо
- Какое оно? - Что вы можете еще сказать о небе? - Какие краски использует автор для описания неба? - Какую роль играет оно в картине?
5. Беседа.
- Каковы ваши впечатления от картины?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж? - Как пейзаж картины созвучен с твоим настроением? - Какие чувства, желания появляются у вас от увиденного?
6. Составление плана сочинения.
1. Приветствие другу. 2. Картина И.И. Бродского «Летний сад осенью»:
а) общее впечатление от пейзажа картины; б) описание неба, деревьев; в) своеобразие красок аллеи сада; г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня; д) настроение, вызванное картиной.
3. Прощание с другом.
7. Написание сочинения.
Написать сочинение - письмо по личным впечатлениям. В каком стиле будем писать сочинение? Не забудьте, что наше сочинение-впечатление мы пишем в форме письма. Обязательны приветствие, прощание.