1. Научить строить текст в определённой композиционной форме.
2. Развивать способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
3. Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.
Оборудование урока: цветная иллюстрация с изображением лисы.
Предварительная подготовка: сбор детьми материала о лисице.
Ход урока.
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
- Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-Хотите учиться? (Да!)
-Значит, можете садиться!
О чем вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте?
На какой вопрос отвечает этот текст?
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее животное?
- Какова роль описаний в тексте?
- А теперь послушайте два текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой нет.
У меня есть котенок. Его зовут Стёпка.
Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.
А теперь Степан подрос, и этим летом поймает много мышей.
Текст 2.
У меня есть рыбка. Появилась она у меня давно. Её купили на рынке, когда мне было 4 года.
Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким хвостиком, оранжевого цвета. Она живет в аквариуме, в ракушке. В аквариуме много воды, и у неё большое пространство. Чтобы плавать. Плавает рыбка быстро.
Я очень её люблю и забочусь о ней.
_ Какой текст является описанием животного?
- Почему?
- А первый?
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.
- Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление. Но сначала разгадайте ребус:
3. Рассматривание животного на иллюстрации. Наблюдение его признаков.
- С чего начнем подготовку к сочинению? (Внимательно рассмотрим животное).
- Кто изображен на иллюстрации? (Лиса)
- Почему вы думаете, что это лиса? (Пушистый хвост, рыжая, белая грудка, остренькие зубки, вытянутая мордочка и т.д.)
-Кто-нибудь из вас знает, почему этого животного назвали лисой?
-Слово «лиса» – образована от «лис». До сих пор у нас встречаются выражения лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя назвали за жёлтую шерсть.
- Какие у этого животного повадки? (Хитрая, коварная, умная, ловкая)
- Где живет лиса? (В лесу, в покинутых норках сурков и барсуков, в основном предпочитает луговые местности).)
-Чем питается? (Мышами, кроликами, курочками, кузнечиками, фруктами и ягодами)
- Приносит лиса вред или пользу? Почему вы так думаете?
- А каково ваше отношение к этому зверьку?
Физкультминутка
Лиска, лисонька, лиса,
Рыжехвостая краса! (ходьба на месте)
Лиска раненько встает, (потянуться, позевать)
Лапки моет, воду пьет.
Прибирает лиска в норке
И выходит на пригорок:
Раз,два,три, четыре, пять-
Лиска хочет сильной стать!
4. Словарно-орфографическая подготовка.
- Подберите необходимые имена прилагательные:
Туловище (какое?)…
Лапки (какие?)…
Ушки (какие?)…
Глазки (какие?)…
Шерсть (какая?)…
Грудка (какая?)…
Хвост (какой?)…
Слух (какой?)…
Бег (какой?)…
- Как по-другому можно назвать лису? Подберите синонимы. (Лисица, лисичка, лисонька, она, плутовка)
- Для чего это нужно? (Чтобы не было повторов в тексте)
- Что еще нужно сделать, чтобы грамотно написать сочинение? (Повторить правила написания трудных орфограмм)
Учащиеся называют изученные орфограммы, повторяют правила их написания.
5. Подготовка к письменной передаче текста. Составление плана.
Учитель произносит слово «заяц»- все приседают, руки вперед; «лиса» - все встают, руки поднимают вверх.
6. Составление устного рассказа по вопросам плана и опорным словам.
7. Самостоятельная запись текста.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
8. Проверка и самостоятельное редактирование текста.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
-Как вы считаете, удалось ли вам сочинение-описание?
- Кто хотел бы прочитать свою работу?
- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.
Похлопайте в ладоши те, кому было легко.
Приложение к уроку
Лисица - дикое животное.
Живут лисы в лесах, но чаще всего на полях и лугах.
Туловище у зверька очень гибкое. Лапки, как сапожки. Ушки острые. Глазки хитрые. Мех очень шелковистый, огненного цвета. Грудка белая. Хвост пушистый и красивый.
Лисичка питается мышами, зайцами, сурками и барсуками.
Лисы очень хитрые, быстрые. Они - хорошие пловцы.
Лиса – дикое животное.
Обычно она обитает в лесу, на полях. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.
Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее черные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у нее зоркие, а зрачки, как у кошки.
Питается лисичка фруктами, не брезгует кузнечиками, не откажется от мяса.
Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.
Удивительное животное – лиса. Она дикая.
Зверек живет в покинутых норках сусликов и барсуков, предпочитает луговые местности.
У лисоньки длинное вытянутое туловище, окрашенное в оранжевый цвет. На лапках черные сапожки. Шерсть мягкая, бархатная. Грудка красивая, белая. Ушки у нее острые. Глазки смышленые, умные.
Питается лиса мышами, зайцами. У заспавшегося хозяина таскает кур.
Лисичка – отличный пловец. От врагов она убегает зигзагами. Бегает лисица очень быстро.
Лиса – дикое животное.
Она живет в лесу, на полях, в норах барсуков.
Туловище у лисицы очень гибкое. Шерсть пушистая, нежная, огненного цвета. Грудка белая. Хвост пушистый, шелковый. Лапки у зверька, словно черные сапожки. Ушки острые. У лисы очень хорошее зрение.
Любимое лакомство лисоньки – полевые мыши.
Лисичка хитрая, ловкая, быстрая. Она – отличный пловец.
Лиса – дикое животное.
Она живет в лесу.
Туловище у лисички стройное. Шерсть пушистая, рыжевато-оранжевого цвета. Хвост тоже пушистый и очень красивый. Грудка у нее белая. Лапки похожи на черные сапожки. Глазки, как у кошки. Ушки хорошо слышат.
Питается в основном лисица мышами, этим самым принося огромную пользу.
Она – очень шустрый зверек. От врагов убегает зигзагами, чтобы запутать следы. Лиса – хороший пловец.
Лиса – хищное животное.
Она обитает по всему земному шару. Лисица живет на лугах, в лесах. Она занимает норки барсуков.
Туловище у лисички небольшое. Шерсть рыжеватая. Хвост большой, пушистый. Грудка белая. На лапках черные сапожки. У зверька острый слух и отличный нюх. Лиса хорошо видит.
Питается она на лугах полевками, иногда кузнечиками. В лесу может поймать зайца.
Лисичка, если нападет враг, бежит зигзагами, запутывая следы. А еще она очень хороший пловец.
Лиса – дикое животное.
Она живет в основном в лесах.
У лисицы очень гибкое туловище, красивые лапки. Шерсть у нее гладкая, мягкая, огненного цвета. Хвост большой, пушистый. Ушки у лисоньки остренькие, аккуратные. Глазки похожи на пуговки.
Зверек питается мышами, кроликами, кузнечиками, курами, любит отведать фруктов.
Лисичка – очень хороший пловец. А вообще она – хитрая плутовка!