kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-описание по картине В.Жолток "Колокольчики лесные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обучение написания сочинения по картине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание по картине-урок»

Обучающее сочинение по картине

В.К.Жолток «Колокольчики» (V класс)

«Прелестнейшее и чистейшее создание в мире»

(И.Ильин)


ЦЕЛИ: 1. Помочь ученикам пережить глубокое чувство восхищения красотой родной земли. Обратить их внимание на особый язык искусства живописи: композицию картины, ее цветовое решение, ритм.

2. Напомнить пятиклассникам последовательность действий при подготовке к написанию сочинения: выбор темы и основной мысли, стиля и типы речи, подбор подтем и микротем для раскрытия темы текста, составление плана, отбор сведений и языковых средств, необходимых для раскрытия темы.

3. Закрепить изученное по грамматике в органическом единстве с развитием речи. Продолжить работу над субъективностью художественного стиля, над средствами его создания.

4. Способствовать формированию духовно-нравственных мотивов отношения к природе. Воспитывать образное ассоциативное мышление, любознательность, воображение, впечатлительность, наблюдательность, творческий подход к жизни.


Тип урока: урок развития устной и письменной речи (урок подготовки к написанию обучающего сочинения).


ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Репродукции В.К.Жолток:

    • «Колокольчики лесные»

    • «Цветы»

    • «Колокольчики»

  2. Детское творчество: рисунки, стихи.

  3. Л.И.Строк «Опорные конспекты к учебнику русский язык 4 класс». Мн: ООО «Лексис» 2002 г. стр.11, 23, 24.

  4. Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко Учебник «Русский язык. Культура устной и письменной речи» 5 класс Мн: «Оракул», 2009 стр. 170-172.

  5. Дидактические материалы:

    • краткие биографические сведения о белорусской художнице В.К.Жолток;

    • рабочие материалы к сочинению;

    • текст о колокольчиках И.Соколова-Микитова.

Эпиграфы:

  1. Как доброта небывалая

Трогают сердце цветы

Б.Шишаев

  1. Чтобы жить, нужно солнце,

свобода и маленький цветок.

Г.Х.Андерсен.


План урока.


  1. Вступительная беседа.

  2. Подготовка к восприятию картины.

  3. Беседа по картине. Связывание материала с положительным личным опытом.

  4. Повторение изученного о художественном стиле речи, о признаках текста и описании как типе речи.

  5. Работа над планом сочинения по картине.

  6. Знакомство с рабочими материалами к сочинению.

  7. Лексико-стилистическая подготовка, словарно-орфографическая работа.

  8. Анализ текста о колокольчиках И.Соколова-Микитова.

  9. Создание фрагментов сочинения. Знакомство с вариантами. Коллективное обсуждение записей.

  10. Самостоятельная работа над черновиком.

  11. Редактирование. Рецензирование учителем.

  12. Чтение 1-2 ученических работ.

  13. Обобщение работы.

  14. Домашнее задание.


Ход урока


  1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

  2. Подготовка к восприятию картины.

1) Цветы всегда были воплощением всего прекрасного на земле. «Прелестнейшее и чистейшее создание в мире» очаровывает нас своей небесной красотой, дарит нам незабываемые минуты восхищения, радости и наслаждения. К сожалению, цветы живут мгновения. Искусство всегда стремилось запечатлеть миг расцвета в музыке, в слове, в красках. Обратите внимание на экран…

2) Краткие биографические сведения о белорусской художнице Валерьяне Константиновне Жолток.

В.К. Жолток, с картиной которой мы сегодня познакомимся, также обращалась к этой теме. Валериана Константиновна родилась 13 декабря 1919 г. в г. Жлобине Гомельской области в семье служащего железной дороги. Училась в Витебском художественном училище в В.Е. Хрусталева, И.В. Ахремчика.аботала художником-декоратором в Государственном театре оперы и балета БССР. С 1949 г. - член Союза художников. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. 40 произведений В. Жолток находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, ряд - в фондах Белорусского союза художников, Музее современного изобразительного искусства в Минске, частных коллекциях Беларуси, Англии, США, Италии, Польши, Румынии, Японии и др..

Валериана Жолток - белорусская художница, воспитанница знаменитой "витебской школы". Валериана Константиновна удачно работала в разных жанрах, но особенно известной она стала своими натюрмортами.

-Вы знаете, что означает слово натюрморт?

(впервые натюрморт, согласно одной из версий, появился в Голландии в начале XVII века. После трудных и долгих лет войны с испанскими завоевателями люди тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы. Силою своего искусства художники раскрывали зрителям красоту и поэтичность самых скромных и простых вещей и предметов).

Большинство полотен посвящено родной Беларуси. В лирических пейзажах и натюрмортах художница воспевает красоту белорусской природы.

Добрый свет картин В.К.Жолток – это гармония отношений человека и природы, это криница радости, щедрости, влюбленности, с которыми хочется соприкасаться вновь и вновь.

(пейзаж – изображение природы)

  • натюрморт – изображение неодушевленных предметов

  1. Беседа по картине.

Давайте посмотрим на репродукцию картины «Колокольчики лесные»…

1) Какое впечатление произвела на вас картина? (взволнованность, нежность, приподнятое настроение)

2) О чем думается, что вспоминается, когда вы смотрите на произведение В.К.Жолток?

3)Постарайтесь представить, что могло произойти до момента, изображенного художницей на картине?

4)Как литературное произведение, так и картина имеет композицию.

(Вспомним определение слова “композиция» - (лат. “compositio”) – сочинение, составление, примирение.)

Каково построение данного полотна? Что вы можете рассказать о заднем плане? Переднем? Обратили ли вы внимание на название картины? Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что он считает в своей картине самым главным.

(На первый взгляд, композиция незатейлива: оконная рама, на заднем плане вторая ваза, вероятно, с засушенными цветами. Центром картины является нежный букет колокольчиков).

6) Наверное, вы уже знаете, что выразительность картины достигается не только умением художника разместить предметы, но и умением виртуозно сочетать краски. Что вы можете сказать о сочетании цветов в картине «Колокольчики?» (гармоничные, спокойные, искренние, естественные…)

7) Какой цвет является основным, ведущим в картине?

(Воспользуйтесь подсказкой упр. 396, стр. 171) синий, светло-сиреневый, лазурный, бледно-голубой, лиловый, небесный, фиолетовый, голубоватый – холодный цвет!

(Богатство, утонченность цветовой гаммы).

8) Помогает ли колорит почувствовать настроение картины? Обозначьте настроение эмоциональными определениями (возвышенное, светлое, счастливое, радостное, по-детски непосредственное…)

9) Как художнице В.К.Жолток удается создать настроение радости? (немаловажную роль играет свет. Летний июньский день солнечно светел. Солнце льется в окно. Солнце со всех сторон освещает колокольчиковый букет!)

10) Мы отметили с вами, что выразительность картины достигается благодаря композиции. Именно композиция подсказывает зрителю главную мысль картины.

Сформулируйте и вы основную мысль картины художницы В.К.Жолток.


  1. Работа над планом сочинения по картине В.К.Жолток «Колокольчик».

Помните! Каждый пункт плана должен нести определенную информацию, должен быть своеобразной системой доказательств справедливости основной мысли сочинения.

1) Краткое слово о художнике, о картине.

-В каком стиле будет ваше сочинение? (Помни о функции художественного стиля! Нарисовать образную картину словами, воздействовать на чувства читателя.)

-Какой тип речи вы будете использовать? (текст-описание с элементами повествования, рассуждения).

Вспомним композиционную схему типа речи описание (приложение):

1) Вступление. Общее впечатление от предмета речи.

2) Основная часть. Признаки пред мета речи.

3) Заключение. Оценка предмета речи.

2) Описание картины:

  1. описание букета колокольчиков (чашечка, листья, стебельки, цвет);

б) описание других предметов на картине (подоконник, ваза, засушенные цветы);

в) фон картины, его роль в создании основной мысли картины.

3) Чувства, которые вызывает у меня эта картина.

Используйте в своей работе средства выразительности (приложение):

* эпитеты *сравнения *олицетворения *метафора

↓ ↓ ↓ ↓

яркие определения: образное пояснение изображение слово или

↓ одного предмета неодушевленных выражение,

воздушный, другим: как будто предметов, как употребленные

изящный, лилово- словно, точно одушевленных:: в переносном

голубой букет люстры, как колокольчики, значении вмес-

маленький играют с ветром, то другого сло-

колокол… поют романсы, ва: серебряные

перезваниваются мелодии июня;

друг с другом… напоенные

солнечными лучами




При написании своего сочинения вы можете воспользоваться следующими словосочетаниями, выражениями:

склоняются к подоконнику, узкодонный разноцветный колокольчик, неброская застенчивая красота, испытываешь наслаждение, венчик колокольчатый, восхитительные растения, тянутся вверх, услышишь запахи родных полей и лесов, стеклянная ваза, солнечные блики, длинная ножка, воплощение прекрасного, зачаровывают сиреневые цветы, венчики с короткими зубцами, зеленеют листья-лоскутки, распахнутая створка окна, нежно-салатовые пятна листвы, узкие, длинные, словно лодочки, листочки, расположились фиолетовые лепестки, цветки, опущенные с мягкими волосками стебли, опускаются раструбом вниз.


  1. Анализ текста о колокольчиках И.Соколова-Микитова (приложение).

Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса. (И.Соколов-Микитов)


  1. Создание фрагментов сочинения. Знакомство с вариантами. Коллективное обсуждение записей.

1. «Колокольчики» - так называется картина известной белорусской художницы В.К.Жолток.

Светло-голубые, лиловые цветы на длинных ножках стоят в вазе из коричневого стекла. На минутку мне вспомнилось, как однажды в летний солнечный день я принесла полевой букет для милой мамы.

2. Я очень люблю цветы, но больше всего мне нравятся лесные колокольчики с крупными ароматными цветками.

3. Я испытала необыкновенное чувство нежности, когда впервые познакомилась с картиной «Колокольчики» В.К.Жолток.

4. Около лазурных колокольчиков - розоватые шапки сухих цветов. Может быть, художница подсказывает нам, что будет с природой, если мы перестанем ее беречь?

5. И все-таки мне показалось, что цветам тесно в вазе; полевым колокольчикам нужны ветер, солнце, простор…

6. Без колокольчиков на лугу не так сладко дышится! Без колокольчиков что-то меняется в летнем аромате!

7. На широком белом подоконнике у распахнутых створок окна стоит свежий букет голубых колокольчиков. Солнечный свет, наполняющий комнату, придает воздушному букету особое очарование.

Синий цвет колокольчиков смешался с солнечными брызгами – и неповторимая игра красок вызвала во мне неподдельное восхищение.

Хочется бережно прикоснуться к трогательно хрупким цветам и воскликнуть: «Как прекрасна ты, моя любимая Беларусь!»

8. Какие добрые чувства вызывает у меня этот букет колокольчиков!

9. «Колокольчики» В.К.Жолток передали мне светлое настроение!

  1. Самостоятельная работа над черновиком.

  2. Редактирование. Рецензирование учителем.


1. Подчеркните сочетания слов, придающих вашему сочинению образность, поэтичность.

2. Есть ли в вашем тексте синонимы? Какова их роль в тексте?

3. Какие языковые средства передают ваше авторское отношение к сообщаемому?

4. Подчеркните слова, которые передают зрительные и осязательные ощущения?

5. Однообразны ли синтаксические конструкции вашей работы?

6. Объясните роль восклицательных предложений в вашем сочинении?

7. Использовали ли вы предложения со сравнительными оборотами? Ручкой другого цвета выделите союзы, знаки препинания при сравнительном обороте.

8. Проанализируйте знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах, перед неповторяющимся союзом И в предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении, при однородных и неоднородных определениях.

Если можете, составьте схемы своих предложений, убедитесь, что вы правильно расставили знаки препинания.

9. Подчеркните предложение, в котором сформулирована основная мысль вашего сочинения.

  1. Чтение 1-2 ученических работ «Колокольчики».

Наверное, нет в Беларуси человека, которого не восхищало бы очарование полевых колокольчиков! Так хороши скромные бледно-синие цветки!

С радостным волнением я смотрю на легкий букет колокольчиков, изображенный на картине В.К.Жолток: есть в этих милых цветах что-то необыкновенно чарующее.

Колокольчики стоят в простом стеклянном кувшине на белом подоконнике. Светло-сиреневые венчики с короткими зубцами, нежно-салатовые пятна листвы, длинные, опушённые мягкими волосками стебли берегут тепло и радость, доброту и ласку родной земли.

Чуть поодаль – вторая ваза с букетом, на мой взгляд, из сухих растений. Благоухающая летняя пора и увядающая осенняя как напоминание о том, что лето не вечно?

А за окном сияет солнце, зеленеет трава, виднеются крыши сельских домов. Создается впечатление: хозяйка распахнула створки окна для того, чтобы колокольчики наслаждались свежестью летнего дня.

Мне понравилась картина «Колокольчики», по-летнему праздничная, чистая, веселая. Смотрю на нее, и душа моя наполняется счастьем, благодарностью, тихим сиянием.

«Колокольчики»

Весенним утром я отправилась на выставку известной белорусской художницы В.К.Жолток.

Вне понравились многие картины: и «Сон-трава», и «Колокольчики лесные», и «Цветы»… Но больше всех картин, представленных в зале, меня взволновала одна – «Колокольчики».

В центре на переднем плане, - кувшин с голубоглазыми цветами. Солнечные зайчики радостно пляшут в чудесном букете. Его сиреневые, синие, фиолетовые колокольчики в обрамлении нежной зелени невольно заставляют любоваться.

Кажется, ты очутилась в мире волшебных звуков и красок. Видите? В переливах лиловых цветов – синее небо, лазурные облака, рассыпавшаяся в траве цветочная радуга…

Слышите? Прелестные цветы перезваниваются задушевными мелодиями летних дождей и небесной хрустальной росы, серебряными песнями жаворонков и безымянных речушек.

А может, легонько прикоснуться к желтоватым язычкам колокольчиков? Пусть звенят на весь старый сад за окном, на всю округу, во весь июнь, июль, август?

Так и стояла бы очарованная возле этой работы!

Всматриваюсь в картину, и ощущение простора, света не покидает меня. Полотно освещено щедрым июльским светом! Но самое главное – оно одухотворено теплотой сердца белорусской художницы В.К.Жолток.

Этот день запомнился мне незабываемой встречей с красотой моей родной земли!

  1. Подведение итогов работы. Домашнее задание.

«Божий мир»

Какая, Боже, красота –

Росинка в пазухе листа;

И колокольчик голубой,

Земле дарованный Тобой;

И лес, что держит облака,

И эта синяя река,

В которой дремлют камыши, -

Какая радость для души.

В. Кастрючин.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-описание по картине В.Жолток "Колокольчики лесные"

Автор: Ефимчик Наталья Васильевна

Дата: 06.09.2021

Номер свидетельства: 586323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства