Тип урока | Урок развития речи. |
Цель деятельности учителя | Дать понятие пейзажа, подготовить учащихся к художественному описанию пейзажа; повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитать интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развить у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.. |
Оборудование | Баранов М.Т.; Ладыженская Т.А. ;Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6кл. – М.: Просвещение, 2015, рабочая тетрадь, репродукции картин Грабаря «Февральская лазурь», Крымова «Зимний вечер», Крылова «Русская зима», Федотова «Зимний день», Коровина «Зимой», Поленова «Ранний снег», Шишкина «Зима». |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать понятие «пейзаж»; уметь в устной и письменной форме описывать изображённые на картине предметы, использовать синонимы, предупреждать повторы слов. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
№ | Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Актуализация опорных знаний. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Сегодня предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа. Что такое пейзаж? - Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому настроению. (репродукции картин) -Что объединяет эти пейзажи и следующие стихотворные строки? («Зимнее утро») - Кто их автор? -Каково отношение поэта к зимнему пейзажу? -Какие изобразительные средства использует поэт? -Вспомните стихотворения, воспевающие зиму. -В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в своей любви к зиме. Зиме посвящена картина Крымова «Зимний вечер». | Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2. | Постановка целей и задач урока | Эвристическая беседа. | 1.Учитель записывает тему урока. -Каким по типу речи должно быть такое сочинение? 2. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. | Формулируют цель деятельности в диалоге с учителем. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
3. | Творческая практическая деятельность по реализации проекта. | Беседа по вопросам. Обсуждение картины. Составление плана сочинения –описания картины. | 1.Беседа по вопросам. -Перед вами репродукция картины Крымова. Рассмотрите её. Нравится ли она вам? -Какие ощущения, какое настроение передаёт этот пейзаж? -Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил? 2. Обсуждение вопросов, которые помогут составить развёрнутый план сочинения. -Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? -Какой цвет является основным на картине? Почему? -С помощью каких красок художник создаёт впечатление зимнего морозного вечера? -Какого цвета снег на картине? Почему? -Как построена картина? -Какие предметы изображены на картине? -Что изображено на заднем плане? -Как передана глубина на картине? 3. Составление плана: | Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве составляют план работы над сочинением. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: слушают, извлекают нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
4. | Первичное закрепление | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных сообщений-описаний, письменная работа. | 1.Контролирует правильность выполнения задания. - Продумайте, что вы хотели бы написать, проговорите про себя, потом запишите. (устное описание) 2. Собирание рабочего материала. -Словарный диктант: природа, пейзаж, чудесный, замечательный, незабываемый, серо-голубой, коричневый, деревянный, цветовая гармония, жёлтый, фантастический. 3. Составление словосочетаний с использованием записанных слов. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
| | Физкультминутка | Зарядка для глаз | Выполняют физические упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
5. | Самостоятельная работа. | Подбор материала к сочинению. Написание сочинения. | Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Разрабатывают план. Пишут сочинение. | Познавательные: самостоятельно формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. |
6. | Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Вопросы, связанные с написанием сочинения. -В каком стиле должно быть написано сочинение? -Каким должно быть название рассказа? Какую мысль следует высказывать в названии? -Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять? -Какие пункты может включать в себя описание пейзажа? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретённых навыков. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |