Ребята, сегодня мы будем писать необычное сочинение. Необычым оно является потому, что, во-первых, это сочинение не по картине, когда автор(художник) воплощает своё видение изображаемого. Мы будем писать сочинение по фотографии, на которой изображены реальные, довольно статичные предметы и обстоятельства. Во – вторых, это будет сочинение – эссе. А значит, вы должны будете внести в описание фактического материала свои рассуждения и свой ассоциативный ряд, дополняющий предложенный материал и расширяющий его грани. Эссе предполагает присутствие вашего, личностного видения данной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение – эссе «Застывшая музыка"»
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: сочинение – эссе «Застывшая музыка» (по материалам цветной фотовкладки учебника русского языка 9 класса под редакцией Ә.Д Сулейменовой,
З.К Сабитовой, издательство «Атамұра» 2009 г.)
Цели урока:
1)Вовлечь учащихся в коллективную деятельность.
2)Формировать навык наблюдения над иллюстративным материалом.
3)Формировать исследовательские навыки при работе над предложенным материалом.
4)Развивать навыки устной и письменной речи при написании эссе.
Оборудование урока: иллюстрации учебника на стр. 49, увеличенные изображения фрагментов некрополя, слайды.
Форма работы: коллективная и групповая.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы будем писать необычное сочинение. Необычым оно является потому, что, во-первых, это сочинение не по картине, когда автор(художник) воплощает своё видение изображаемого. Мы будем писать сочинение по фотографии, на которой изображены реальные, довольно статичные предметы и обстоятельства. Во – вторых, это будет сочинение – эссе. А значит, вы должны будете внести в описание фактического материала свои рассуждения и свой ассоциативный ряд, дополняющий предложенный материал и расширяющий его грани. Эссе предполагает присутствие вашего, личностного видения данной темы.
III.Чтение материалов учебника (упражнение 87-88 стр.42)
Вопросы для анализа:
1.К какому веку относятся памятники Мангышлака? (19-20 вв.)
2.Как вы понимаете выражения «уникальное народное наследие»?
(уникальное - единственное в своем роде, неповторимое)
3.Можно данную и другие скульптуры считать таким наследием? Почему?
4 . Сколько таких памятников существует на территории комплекса?
5. Повторяются ли сооружения? (каждое из сооружений неповторимо и уникально)
6. Как работали мастера-каменотесы? Мы знаем их имена? (неизвестны)
7. Что двигало этими людьми? Какую цель они преследовали? (оставить память о сокровищах народа и его наследии)
8. Как вы понимаете значение слова «некрополь»? Найдите толкование этого слова.
9. Согласны ли вы, что бейты-некрополи – города мертвых?
( напротив, здесь отрицается смерть, утверждается вера в жизнь).
10. Почему открытие некрополя стало событием для округи и собрало множество людей? (несет объединяющий фактор - здесь сосредоточена история народа).
IV. Словарная работа. ( сопровождается демонстрацией слайдов)
Некрополь – большое кладбище, расположенное на окраине древних городов, с гробницами и каменными надгробиями. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.
Саркофаг - резной каменный гроб. Плиний Старший объясняет, что это название в переводе с греческого обозначает - буквально «пожирающий мясо» Поначалу употреблялась для гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитать в себя человеческие останки.
Мемориал – памятное место, памятник или мероприятие о ком-либо или о чем-либо.
Мемориальный комплекс – территория с размещенными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками.
Койтас(по-казахски камень – баран) представляет собой декорированный плоско-рельефной резьбой, иногда скрупулезно обработанный монолитный блок. По массам это чаще всего брус или цилиндр, покоящийся на ступенчатом основании, но вариации этих исходных форм бесконечны. Надгробия в виде кошкаров - рогатых баранов - известны также в Азербайджане и восточной Армении. Они относятся к зрелому и позднему средневековью и связываются с культурой огузских и родственных им племен.
V. Работа с изображением.
1. Внимательно рассмотрим фотографию. Чем фото отличается от художественного произведения? (Запечатлен реальный факт, отсутствует творческий элемент в изображении пространственных образов)
2. Можно сказать, что на снимке – реальность, застывшая во времени и пространстве?
3. Как называют такие места?
(Знаковые места, кармические, сакральные, места силы; такое место называют «Капище»)
4. Почему это место является достоянием народа?
( Здесь воплощены нравственные, эстетические, мировоззренческие идеалы степных кочевников)
5. Какой энергетикой наполнено это место?
(Соприкосновение с прошлым; здесь слышится эхо прошлого; сосредоточение истории и застывшей музыки)
6. Какова технология изготовления памятников?
( из целых монолитных блоков высекали нужные контуры)
7.Почему именно кошкару (барану) установлен памятник?
8.Почему именно в большей степени барана считали залогом выживания для кочевников? (давал пищу; шерсть использовалась как средство защиты от холода, небольшие размеры животного – удобство для быстрого и безотходного использования в кочевых условиях жизни).
9.Где установлен памятник? (на постаменте)
10.Обратите внимание на мощные рога кошкара. Что они олицетворяют? (мощь, силу, умение защищаться, угрозу для врагов)
11.Какие орудия труда и битвы высечены на постаменте? Почему? В чем символичность этих орудий, предметов? (передают уклад жизни предков).
12.Можно считать этот архитектурный объект музыкой, застывшей в камне? Поясните свой ответ.
VI. Составление кластера
Прослушайте историко - этнографическую справку и составьте кластер на тему: «Кошкар – ата»:
1.Историко - этнографическая справка.
Символом материального достатка, а также символом срединного мира, где необходима экономическая защищенность, был баран. Семантика барана как символа земной жизни явственно проступает в обычае угощения гостей, в разделке и подаче его, раздаче его сакральных частей. Калым давали в основном баранами. Во многих трудных жизненных обстоятельствах приносили в жертву именно барана как свидетельство земных забот. В первый день после родов женщине закалывали барана – «қалжа», и она должна была первой его попробовать. Если же кто-нибудь ее опередит, то считалось, что у нее могут начаться родовые схватки. И в этом поверье отразился миф о Первотворении мира: мясо барана выполняет роль ритмизующего начала. Про роженицу казахи говорят, что она одной ногой стоит в могиле, другой - на земле, имея в виду, что роды – возникновение жизни на земле, мистерию Гармонии и Хаоса.
Баран считался у казахов самым сильным животным. Почитание барана распространено у многих народов. Известный бог египтян был баран: «Хнум» означает «баран». Баран уподоблялся богу Осирису. В шумерской письменности круг с крестом соответствовал слову «баран». Золотое руно Колхиды - тоже баран, т.е. солнце.
В песнях на Наурыз (весенний праздник Нового года у казахов) так воспевается баран:
Төрт аяғы болатты, Жал қайрыңы қанатты
Үзге шөбi батпақтан, Шақпақ мейiз көк қошқар.
Четыре ноги, как булаты , Хребет и хвост крылаты, Не пристает к нему грязь. Таков синий кошкар с разрубленными рогами
2.Составление кластера (по группам)
(класс делится на 2 группы, каждая создает свой кластер и защищает его).
Кластер «Кошкар -ата»
VII. Написание и защита сочинения – эссе.
(Работа в группах. Каждая из двух групп пишет свое эссе. Работа носит коллективный характер. Затем каждая группа защищает свой проект)
1 группа. Эссе «Застывшее музыка»
В Казахстане есть немало заповедных памятников прошлого, в которых отразилась история народа. Одним из таких мемориальных комплексов является Мангышлакский. Это место, как и многие другие, является важным, знаковым , сакральным местом, где продолжает звучать эхо прошлого.
На Мангышлаке множество уникальных мавзолеев, великолепных некрополей, койтасов, саркофагов. Они являются сокровищницами, достоянием страны. Каждая из монументов несет свое значение, передает смысл древних верований.
Одним из особенных сооружений является памятник «Кошкар- ата». Животное величественно возвышается на постаменте. Баран являлся залогом выживания для кочевника. Он давал пищу, одежду, кров. Каждая деталь памятника любовно выделена руками неизвестного автора. Из целого неделимого гранитного блока мастер по крупице высекал облик животного, его контуры . Особенно выделяются величественные, мощные рога барана, олицетворяющие его силу, мощь, защиту от врагов.
Неслучайно в названии этого животного присутствует слово «ата».
Для казахов это слово наполнено особым смыслом и звучанием. Оно символизирует уважительное, почтительное отношение. Оно наполнено глубокой благодарностью к этому знаковому для кочевников животному.
Также на монументе высечены топор как важное орудие труда и меч как символ защиты от врагов. Баран, топор и меч – эта триада символов знаменует основной фактор сохранения кочевых племен в условиях постоянных войн и набегов в период формирования исторических территорий.
Таким образом, памятник «Кошкар - ата» - историческое сооружение.
Памятники Мангышлака объединены в один прекрасный мемориальный комплекс. Они являются настоящими произведениями искусства, великими архитектурными сооружениями, хранящими историческую правду. Это уникальное культурно-историческое наследие казахского народа, его настоящая сокровищница.
В памятниках Мангышлака мы видим музыку, как бы застывшую в камне.
2 группа. Эссе «Застывшая музыка»
Один японский мудрец сказал, что история – это коллективная память народа. С этим трудно не согласиться. Мы знаем множество племен и народов, растворившихся в историческом процессе и утративших свою историческую память. Но казахский народ смог сохранить и пронести сквозь толщу веков свой язык, свои традиции, обычаи, свою культуру и самобытность потому, что сумел не растерять свою историческую память.
Средоточением народной памяти являются места, где запечатлена история и быт древнего казахского народа. Одним из таких замечательных мест являются комплекс мавзолеев Мангышлака.
В этот мемориальный комплекс органично вписан гранитный облик кошкара. Почему именно кошкар, грациозно водруженный на постамент, горделиво взирает вокруг?
Ведь известно, что баран у казахов был символом материального достатка, символом срединного мира, где необходима экономическая защищенность. Издревле казахский народ вел кочевой образ жизни, стада овец кочевали вместе с ними. Разводя большие отары, люди всегда имели возможность употреблять свежее мясо, что являлось основной пищей кочевника. Теплая шкура и шерсть использовались для изготовления и строительства жилища и необходимых в быту принадлежностей.
На памятнике отчетливо видны первые основные орудия труда и орудия защиты от врагов. В верхней части этого архитектурного сооружения высечена надпись на арабском языке.
Мастер сумел показать в облике барана его величие, гордость, мощь. Особенно это прочитывается в позе головы, которую обрамляют величественные, мощные рога, олицетворяющие его силу.
Мемориальный комплекс Акшукур является достоянием казахского народа.
VII Подведение итогов урока.
Итак, мы с вами сегодня подготовили два разных сочинения, два взгляда на одну и ту же тему.
Вопросы для самоанализа:
Что общего у этих работ?
Как надо относиться к духовному наследию предков?
Какие памятные мемориальные места вам известны?
VIII Домашнее задание:
Найти памятные мемориальные комплексы разных этносов и дать их устное описание.
Используемая литература:
цветная фотовкладка учебника русского языка 9 класса под редакцией
Ә.Д Сулейменовой, З.К Сабитовой, издательство «Атамұра» 2009 г.