Сложнподчинённые предложения с придаточными образа действия
Сложнподчинённые предложения с придаточными образа действия
Тема урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия" для 9 класса с казахским языком обучения. Урок разработан на основе учебника "Русский язык" для 9 классов общеобразовательной школы с казахским языком обучения. На уроке учащиеся должны уметь исследовать зтнокультурную лексику казахского и руссого языков. Класс делится на 3 группы. Исследуются тексты данные в учебнике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложнподчинённые предложения с придаточными образа действия»
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы «Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными образа действия, развивать исследовательские способности, умение анализировать художественный текст, умение составлять сложные синтаксические конструкции, прививать интерес к прекрасному, любовь к слову, воспитывать этнокультуру на примере текстов культурного содержания
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Наглядность и дидактический инструментарий: карточки, цитаты, слайд-шоу.
Форма урока: защита мини-проекта
Проблема урока: выявить уровень знаний, умений, навыков по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия»
Межпредметная связь: литература, искусство
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
Дорогие ребята!
Сегодня у нас необычный урок, потому что он будет связан с литературой и искусством. Необычный и потому, что у нас гости на уроке. Я желаю Вам всем сегодня нести прекрасный дар познанья и доброты сердечный свет!
3. Целеполагание.
Мы продолжаем рассматривать виды сложноподчиненных предложений. Мы изучили СПП с придаточными условными, цели, времени, места, причины. Сегодняшний урок посвящен теме «СПП с придаточными образа действия»
4. Этап проверки домашнего задания
5. Этап усвоения знаний, умений, навыков.
Эпиграф
Человек так устроен, что никогда
не теряет надежды.
Жюль Верн
Сегодняшний урок необычен и потому, что Вы сегодня будете исследователями русского языка. Всего лишь одну тему подвергнете наблюдениям, анализу, синтезу, и в конце урока презентуете свой мини-проект. Запишите число, тему урока.
Объект нашего исследования - сложноподчиненные предложения. Предмет – СПП с придаточными образа действия. Гипотеза. Если мы исследуем тему, то у нас получится мини-проект по теме «СПП с придаточными образа действия». Ожидаемый результат – мини-проект.
Группы у нас сформированы. Их 3. Чтобы определить вид придаточного, нам надо в первую очередь… Что знать, сделать, найти? - Найти главное предложение и от него задать вопрос.
- Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают придаточные образа действия?
- Как? Каким образом?
1 исследование. Даются 3 текста:«Слово об Олжасе» (стр. 117-119)
«Искусство балета» (стр. 124-125)
«Начало творчества» (стр. 126-127)
Слово об Олжасе С Олжасом мы познакомились в конце 50-х годов в редакции сатирического журнала «Ара – Шмель». Он тогда уже заявил о себе как журналист. Олжас писал так остро и талантливо, что если бы он отдался этому делу всецело, сегодня республика не знала бы лучшего сатирика, чем он. По образованию поэт – геолог-нефтяник, и если он работал этой области, то был бы лучшим специалистом. И всё потому, что у Олжаса таланта на троих. Его необъятная память хранит любую информацию так цепко, что порой диву даёшься, как он сумел сохранить её. Художники, архитекторы, лингвисты, музыканты, «киношники», археологи, спортсмены приходят к Олжасу как к товарищу по цеху, профессионалу высокой пробы, который с превеликой готовностью выведет на тему, подскажет идею, а если надо, выступит, где следует, арбитром. Я много раз присутствовал на этих встречах и не раз поражался олжасовской эрудиции, профессионально тонкому пониманию сути проблемы. Урывками таких знаний не приобретёшь. Думается, всё дело в уникальной способности Олжаса каким-то непостижимым образом раскладывать по полочкам, выстраивать в систему всю информацию. В этом ему помогает всё: и прочитанные книги, и встречи с выдающимися современниками, и просто общение с людьми. Когда информация достигает «критической массы», Олжас как бы «взрывается». Потому так публицистически накалены его выступления, в печати, с трибуны всевозможных собраний и подолгу после этого пересказывается на все лады слово Олжаса. Олжас из когорты редких людей, про которых говорят: «Пришёл, увидел, победил». Поэты середины шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. В 1961 году, в Год Гагарина, Олжас не вошёл, а влетел в поэзию. Он безоговорочно был принят в ряды больших поэтов со своим видением мира, со своей темой. (По Г.Толмачёву)
Искусство балета Разные виды искусства связаны друг с другом. Балет, например, связан с литературой и живописью. Я бы никогда не смогла бы создать на сцене волнующие образы, если бы с детства не полюбила литературу, не интересовалась бы работами художников. Особенно мне нравится творчество Левитана. Балет – это не только красивое движение, но и полёт большой мысли, выражение чувств и настроений. Хореографическое искусство относится к числу самых трудных профессий. Чтобы показать одну небольшую сцену, балерины трудятся изо дня в день. Но мы бываем счастливы, когда наша работа доставляет людям наслаждение. (По Г.Улановой) Начало творчества Это было в 1948 году в городе Семипалатинске. Я была в составе жюри на конкурсе молодых исполнителей. Перед самым концом конкурса на сцене появилась молодая девушка, красивая и изящная. Это была ещё неизвестная тогда Бибигуль Тулегенова. Она запела, и первые звуки её голоса заворожили. Она пела так же хорошо, как хороши были её глаза и весь облик. После выступления я предложила Бибигуль начать учиться не только в музыкальной школе, но и у меня дома. Я и моя мать-пианистка начали заниматься с девушкой. Мы так подружились, что Бибигуль стала как бы членом семьи. Особенно мне запомнился её первый концерт. Я и моя мать очень волновались, когда Бибигуль появилась перед публикой. Трудно петь на открытой эстраде, но успех превзошёл ожидания. Скоро Бибигуль поехала в Алматы. Юная певица сразу же была принята в консерваторию.
(По Г.серебряковой)
Ищем сложноподчиненные предложения, придаточные которых отвечают на вопросы как? каким образом? Найдите в текстах слова безэквиалентной лексики, т.е. слова не имеющие смысловые соответствия в казахском языке.
И записываем их в тетради. (5 минут)
В тексте «Искусство балета» (о Галине Улановой) нет таких предложений. Дополнительно из книги «Мастера литературы, театра и кино»
«Она тренировалась так, что к концу занятий полотенце полностью пропитывалось потом, превращаясь в мокрую тряпку.
Наслаждение
В тексте «Слово об Олжасе» (Олжасе Сулейменове)
«Олжас писал так остро и талантливо, что, если бы он отдался этому делу всецело, сегодня республика не знала бы лучшего сатирика, чем он. Его необъятная память хранит любую информацию так цепко, что порой диву даешься, как сумел он сохранить её»
Когорта
В тексте «Начало творчества» (о Бибигуль Тулегеновой)
Она пела так же хорошо, как хороши были ее глаза и весь облик.
Мы так подружились, что Бибигуль стала как бы членом семьи.
Показываются слайды «Великие деятели литературы и искусства».
2 исследование.
Чтобы определить вид придаточного предложения, мы еще должны знать … О чем? О союзах и союзных словах, с помощью которых придаточные прикрепляются к главному предложению.
На интерактивной доске предложения. Определить союзы и союзные слова и записать в тетради.(2 минуты)
Дядюшка пел так, как поет простой народ.
На улице снег сверкал так ослепительно, как это всегда бывает в морозный ясный день.
Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.
Надо писать так, чтобы малограмотный понял и безграмотному смог всё точно рассказать.
- Как, как, что, чтобы.
3 исследование.
Когда мы говорили о разных видах сложноподчиненных предложений, вы указывали к слову или предложению относится придаточное. Понаблюдайте. Придаточные образа действия относятся ко всему предложению, или к слову, или к словосочетанию?
На интерактивной доске предложения.(3 минуты)
Я никогда не уставал так, как в этот день.
Вверху ветви деревьев переплелись между собой так, что совершенно скрыли небо.
Я так ушел в свои думы, что совершенно забыл обо всем.
Дальше в лесу так пышно раскинулся папоротник, что закрыл своей высокой зеленью даже высокие пни. Ответ. Придаточные предложения относятся к словосочетанию.
Значение образа действия часто осложняется еще одним значением. Каким? Рассмотрите предложения.(5 минут)
Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках.
Туча уже настолько надвинулась на солнце, что стало темно, как ночью.
Савельич так был поражен моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
Значение образа действия часто осложняется значением следствия, оттенок которого ярко выявляется при союзе что.
6. Закрепление темы.
Для того, чтобы подготовить хорошо презентацию мини-проекта, который называется «СПП с придаточными образа действия», нам надо еще закрепить эту тему. Сейчас несколько заданий – дифференцированное и индивидуальное.
А) Учащиеся должны показать умение составлять СПП.
Упражнение №154. Из двух простых предложений составить СПП с придаточными образа действия. 1 группа – первое предложение, вторая – 2, третья – 5 (2 минуты)
Б) Индивидуальное задание (карточки). Составить схему к предложению (2 минуты)
Мы с вами проанализировали интересную тему, а теперь презентация мини-исследования.
Завершающий этап.Презентация мини-исследования (на выбор презентация: плакат, инсценировка, рассказ и др.) Дается 7 минут.
7. Информация о домашнем задании. § 17, упражнение 155, слова на стр. 122.
8. Словарная работа
Корень гидро…. С греческого языка - вода. Образовать новые слова, записать: гидроавиация, гидрогеология, гидронасос, гидросфера, гидротерапия, гидротехника, гидрофобия и т.д.
Чтоб на заключительном этапе – рефлексии - получились пятистишия, послушайте стихотворения двух гениев. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил...» и стихотворение Абая.
9. Рефлексия «Пятистишие» СПП с придаточными образа действия
Образные, интересные
Объясняют, показывают, раскрывают
Указывают, как происходит действие
Вид СПП
10. Оценивание (в группе спикер выставляет баллы каждому за вклад в общее мини-исследование)