kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчиненные предложения в баснях И.А. Крылова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует повторению и обобщению знаний о структуре, составе и роли сложноподчиненного предложения в русском языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения в баснях И.А. Крылова»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе


« Сложноподчиненные предложения в баснях И.А.Крылова»


Учитель: Коряк Ольга Викторовна


Слава Крылова все будет расти и

пышнее расцветать до тех пор,

пока не умолкнет звучный и

богатый язык в устах великого и

могучего народа русского.

В.Г.Белинский


Тема: «Сложноподчиненные предложения в баснях И.А.Крылова»


Цели урока:


- учебно-познавательная: повторить и обобщить знания о структуре, составе и роли сложноподчиненного предложения в русском языке;


- интеллектуально-развивающая: развитие навыков выделения главного, существенного в изученном материале;

развитие познавательных интересов, творческих способностей;

развитие монологической речи учащихся.


- воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать любовь к русской художественной литературе.



Задачи урока:

- формирование общих умений и навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- закрепление навыка составления графических схем;

- умения делать синтаксический разбор;

- распознавать средства связи придаточного предложения с главным;

- определять местоположение придаточного предложения по отношению к главному.


Оборудование: 1) логико-структурная схема-тема урока (на доске и в распечатках у учащихся); 2) распечатки листов с заданиями; 3) классная доска; 4) выставка книг, посвященная И.А.Крылову;5) тексты басен

Тип урока: урок закрепления и повторения материала


Структура урока:

  1. Организационный этап

  2. Орфографический диктант

  3. Реализация домашнего задания

  4. Практическая часть

  5. Закрепление и повторение по теме

  6. Подведение итогов

  7. Информация о домашнем задании

Ход урока:


  1. Организационный этап: Тема нашего сегодняшнего урока «Сложноподчиненные предложения в баснях И.А.Крылова». Мы с вами должны будем вспомнить и повторить все, что уже знаем о сложноподчиненном предложении: характеристику, синтаксический разбор, вспомнить все, что касается составления графических схем, обратить внимание на средства связи придаточного предложения с главным, на местоположение придаточного предложения по отношению к главному. Обратите внимание, у вас на столах лежат опорная схема, распечатки заданий, которые вам предстоит сегодня выполнить, листы пронумерованы (посмотрите, пожалуйста)


  1. Орфографическая работа: откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока записана на доске, для начала проверим вашу орфографическую зоркость, а для этого выполним орфографический диктант. (Ученик вызывается к доске, ему диктуются предложения):

Когда(то), в старину,

Лев с Барсом вел пр…долгую войну

За спорные л…са, за дебри, за вертепы.

Судит…ся (по) правам – н.. тот (у) них был нра…

Да сильные(ж) (в) правах бывают часто слепы.


Имея общий дом и общую к..нтору,

Какие(то) ч..с..ные т..ргаши

Нат…рг..вали денег гору;

…кон…чили т…рги и дел…т б…рыши.

Но в д…л…же когда бе(з/с) спору?


Мы с вами поработали над вашей орфографической зоркостью, а теперь пожалуйста ответьте на вопрос: как вы думаете из из каких литературных произведений взяты примеры для орфографического диктанта. Конечно же, это басни, а самым известным русским баснописцем по праву считается И.А.Крылов. Многие стихи и выражения из его басен стали пословицами, крылатыми словами. Такие выражения, как «услужливый дурак опаснее врага», «наделала Синица славы, а море не зажгла», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «А Васька слушает да ест» и множество других, давно вошли в сокровищницу русской речи.


  1. Реализация домашнего задания

- Дома вы должны были составить небольшие тексты, которые на 80% должны состоять из с/п предложений. Тема текста - особенности басни как жанра, история басни. Вам было предложено пользоваться литературоведческими словарями и справочниками. Ваше выступление должно занимать не более 1 минуты, быть кратким и лаконичным, но емким по содержанию.

Ответы 3 учеников (с каждого ряда)


- Как вы думаете, что привлекает нас в баснях? (Богатство, точность, искрометность русского языка. Басни учат нас правильно пользоваться языком, его богатством.) Эту мысль подчеркивает и В.Г.Белинский. Запишите в тетрадь эпиграф. ( Какие изобразительно-выразительные средства использует В.Г.Белинский в этом предложении?)


  1. Практическая часть


- Басня – это текст, в котором есть самые различные орфографические модели и синтаксические конструкции. Тема урока – сложноподчиненные предложения, а потому нас с вами будут интересовать в баснях И.А.Крылова именно они. По каким признакам мы будем их находить?


- Работа с опорным конспектом


- Возьмите распечатку №1, перед вами опорный конспект по сложноподчиненному предложению. Глядя на него, сформулируйте определение с/п предложения. Из каких частей по структуре состоит с/ п предложение. Как определить, какая часть в с/п предложении главная, а какая придаточная. Сколько главных предложений может быть в составе с/п предложения? Равноценны ли главное и придаточное предложения? Сколько придаточных? Каково их место в структуре с/п предложения. По смыслу придаточное предложение может пояснять: одно слово, словосочетание или целое предложение. При разборе предложений не забудьте указать все эти элементы.


- Посмотрите внимательно сюжет из мультфильма «Ворона и лисица», на слух найдите сложноподчиненное предложение. Басня эта вам хорошо знакома еще с детства, а потому задание не должно вызвать у вас трудностей. Запишите с/п предложение:


Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна…


1. Запишите с/п предложение. Докажите, что оно является с/п.

2. Сделайте синтаксический разбор, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)

3. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.


- А теперь давайте прослушаем басню «Лебедь, щука и рак»


Когда в товарищах согласья нет,

На(лад) их дело (не) п…йдет…


1. Какой смысл вложен в эту мораль?

2. Запишите с/п предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы. Докажите, что предложение является с/п.

3. Сделайте синтаксический разбор, выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)

4. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.



5. Закрепление и повторение по теме


- Посмотрите внимательно сюжет из мультфильма «Стрекоза и муравей», на слух найдите сложноподчиненное предложение (…Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.) Запишите его в тетрадь (под диктовку учителя).


- А теперь возьмите распечатки №2, обратите внимание на то, что указаны варианты 1 и 2, сверху подпишите Ф.И., вам предлагается выполнить аналогичное задание теперь самостоятельно.

1 вариант

Случа…т…ся (не) редко нам

И труд и мудрость вид…ть там

Где стоит только д…г…дат…ся

За дело просто взят…ся.

(«Ларчик»)


1. Прочитайте.

2. Какой смысл вложен в эту мораль?

3. Запишите с/п предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Докажите, что предложение является с/п.

4. Сделайте синтаксический разбор, выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)

5. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.


№2 (вариант2)


В делах которые гораздо поважней

(Не) редко (от)того погибель всем быва…т

Что чем(бы) общую беду встречать дружней

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

(«Раздел»)


1. Прочитайте.

2. Какой смысл вложен в эту мораль?

3. Запишите с/п предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы. Докажите, что предложение является с/п.

4. Сделайте синтаксический разбор, выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)

5. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.


6. Подведение итогов


- Как вы думаете, какую роль играют с/п предложения в баснях Крылова? (Использование сложных синтаксических конструкций позволяет Крылову донести мораль до читателей, и все это благодаря умению использовать их в речи)


- А теперь вы продолжите с/п предложения, в которых объясните, для чего нужно, на ваш взгляд, изучать с/п предложения. Используйте следующие начала предложений:


Изучать с/п предложения нужно для того, чтобы

(С какой целью? Для чего?)


Необходимо изучать с/п предложения, потому что

(Почему?)



- Какой вывод можно сделать? С/п предложения используются как в устной, так и в письменной речи, делая ее богаче и выразительнее, необходимо четко знать и понимать структуру с/п предложения, чтобы правильно расставить знаки препинания, сегодня вы повторили и обобщили свои знания о составе c/п предложения, о роли главного и придаточного, о том, сколько придаточных может быть в предложении, какое место они занимают по отношению к главному, какие средства связи используются для соединения главного предложения с придаточным.

- Устный фронтальный опрос (ответ на вопрос должен быть проиллюстрирован примером, можно использовать материал урока):

1. Какие предложения называются сложноподчиненными?

2. Равноправны ли по смыслу части с/п предложения?

3. Независимое предложение в составе с/п называется _____________

4. Придаточное – это _________________(зависимое предложение в составе с/п, подчинено главному по смыслу и грамматически)

3. Сколько придаточных может быть в сложноподчиненном предложении?

4. С помощью чего прикрепляются придаточные предложения к главному?

5. Какое место может быть у придаточных предложений?

Все эти знания необходимы вам в дальнейшей работе над с/п предложениями.


7. Домашнее задание

- В начале урока мы записали слова Белинского. Они тоже представляют собой с/п предложение. Дома вам необходимо сделать синтаксический анализ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчиненные предложения в баснях И.А. Крылова

Автор: Коряк Ольга Викторовна

Дата: 01.08.2016

Номер свидетельства: 338403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства