- распознавать средства связи придаточного предложения с главным;
- определять местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
Оборудование: 1) логико-структурная схема-тема урока (на доске и в распечатках у учащихся); 2) распечатки листов с заданиями; 3) классная доска; 4) выставка книг, посвященная И.А.Крылову;5) тексты басен
Тип урока: урок закрепления и повторения материала
Структура урока:
Организационный этап
Орфографический диктант
Реализация домашнего задания
Практическая часть
Закрепление и повторение по теме
Подведение итогов
Информация о домашнем задании
Ход урока:
Организационный этап: Тема нашего сегодняшнего урока «Сложноподчиненные предложения в баснях И.А.Крылова». Мы с вами должны будем вспомнить и повторить все, что уже знаем о сложноподчиненном предложении: характеристику, синтаксический разбор, вспомнить все, что касается составления графических схем, обратить внимание на средства связи придаточного предложения с главным, на местоположение придаточного предложения по отношению к главному. Обратите внимание, у вас на столах лежат опорная схема, распечатки заданий, которые вам предстоит сегодня выполнить, листы пронумерованы (посмотрите, пожалуйста)
Орфографическая работа: откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока записана на доске, для начала проверим вашу орфографическую зоркость, а для этого выполним орфографический диктант. (Ученик вызывается к доске, ему диктуются предложения):
Когда(то), в старину,
Лев с Барсом вел пр…долгую войну
За спорные л…са, за дебри, за вертепы.
Судит…ся (по) правам – н.. тот (у) них был нра…
Да сильные(ж) (в) правах бывают часто слепы.
Имея общий дом и общую к..нтору,
Какие(то) ч..с..ные т..ргаши
Нат…рг..вали денег гору;
…кон…чили т…рги и дел…т б…рыши.
Но в д…л…же когда бе(з/с) спору?
Мы с вами поработали над вашей орфографической зоркостью, а теперь пожалуйста ответьте на вопрос: как вы думаете из из каких литературных произведений взяты примеры для орфографического диктанта. Конечно же, это басни, а самым известным русским баснописцем по праву считается И.А.Крылов. Многие стихи и выражения из его басен стали пословицами, крылатыми словами. Такие выражения, как «услужливый дурак опаснее врага», «наделала Синица славы, а море не зажгла», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «А Васька слушает да ест» и множество других, давно вошли в сокровищницу русской речи.
Реализация домашнего задания
- Дома вы должны были составить небольшие тексты, которые на 80% должны состоять из с/п предложений. Тема текста - особенности басни как жанра, история басни. Вам было предложено пользоваться литературоведческими словарями и справочниками. Ваше выступление должно занимать не более 1 минуты, быть кратким и лаконичным, но емким по содержанию.
Ответы 3 учеников (с каждого ряда)
- Как вы думаете, что привлекает нас в баснях? (Богатство, точность, искрометность русского языка. Басни учат нас правильно пользоваться языком, его богатством.) Эту мысль подчеркивает и В.Г.Белинский. Запишите в тетрадь эпиграф. ( Какие изобразительно-выразительные средства использует В.Г.Белинский в этом предложении?)
Практическая часть
- Басня – это текст, в котором есть самые различные орфографические модели и синтаксические конструкции. Тема урока – сложноподчиненные предложения, а потому нас с вами будут интересовать в баснях И.А.Крылова именно они. По каким признакам мы будем их находить?
- Работа с опорным конспектом
- Возьмите распечатку №1, перед вами опорный конспект по сложноподчиненному предложению. Глядя на него, сформулируйте определение с/п предложения. Из каких частей по структуре состоит с/ п предложение. Как определить, какая часть в с/п предложении главная, а какая придаточная. Сколько главных предложений может быть в составе с/п предложения? Равноценны ли главное и придаточное предложения? Сколько придаточных? Каково их место в структуре с/п предложения. По смыслу придаточное предложение может пояснять: одно слово, словосочетание или целое предложение. При разборе предложений не забудьте указать все эти элементы.
- Посмотрите внимательно сюжет из мультфильма «Ворона и лисица», на слух найдите сложноподчиненное предложение. Басня эта вам хорошо знакома еще с детства, а потому задание не должно вызвать у вас трудностей. Запишите с/п предложение:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна…
1. Запишите с/п предложение. Докажите, что оно является с/п.
3. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
- А теперь давайте прослушаем басню «Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На(лад) их дело (не) п…йдет…
1. Какой смысл вложен в эту мораль?
2. Запишите с/п предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы. Докажите, что предложение является с/п.
3. Сделайте синтаксический разбор, выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)
4. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
5. Закрепление и повторение по теме
- Посмотрите внимательно сюжет из мультфильма «Стрекоза и муравей», на слух найдите сложноподчиненное предложение (…Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом.) Запишите его в тетрадь (под диктовку учителя).
- А теперь возьмите распечатки №2, обратите внимание на то, что указаны варианты 1 и 2, сверху подпишите Ф.И., вам предлагается выполнить аналогичное задание теперь самостоятельно.
1 вариант
Случа…т…ся (не) редко нам
И труд и мудрость вид…ть там
Где стоит только д…г…дат…ся
За дело просто взят…ся.
(«Ларчик»)
1. Прочитайте.
2. Какой смысл вложен в эту мораль?
3. Запишите с/п предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Докажите, что предложение является с/п.
4. Сделайте синтаксический разбор, выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)
5. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
№2 (вариант2)
В делах которые гораздо поважней
(Не) редко (от)того погибель всем быва…т
Что чем(бы) общую беду встречать дружней
Всяк споры затевает
О выгоде своей.
(«Раздел»)
1. Прочитайте.
2. Какой смысл вложен в эту мораль?
3. Запишите с/п предложение, вставив пропущенные орфограммы и пунктограммы. Докажите, что предложение является с/п.
4. Сделайте синтаксический разбор, выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику предложения, начертите схему (линейную и ступенчатую)
5. Укажите средства связи придаточного предложения с главным; местоположение придаточного предложения по отношению к главному.
6. Подведениеитогов
- Как вы думаете, какую роль играют с/п предложения в баснях Крылова? (Использование сложных синтаксических конструкций позволяет Крылову донести мораль до читателей, и все это благодаря умению использовать их в речи)
- А теперь вы продолжите с/п предложения, в которых объясните, для чего нужно, на ваш взгляд, изучать с/п предложения. Используйте следующие начала предложений:
Изучать с/п предложения нужно для того, чтобы
(С какой целью? Для чего?)
Необходимо изучать с/п предложения, потому что
(Почему?)
- Какой вывод можно сделать? С/п предложения используются как в устной, так и в письменной речи, делая ее богаче и выразительнее, необходимо четко знать и понимать структуру с/п предложения, чтобы правильно расставить знаки препинания, сегодня вы повторили и обобщили свои знания о составе c/п предложения, о роли главного и придаточного, о том, сколько придаточных может быть в предложении, какое место они занимают по отношению к главному, какие средства связи используются для соединения главного предложения с придаточным.
- Устный фронтальный опрос (ответ на вопрос должен быть проиллюстрирован примером, можно использовать материал урока):
1. Какие предложения называются сложноподчиненными?
2. Равноправны ли по смыслу части с/п предложения?
3. Независимое предложение в составе с/п называется _____________
4. Придаточное – это _________________(зависимое предложение в составе с/п, подчинено главному по смыслу и грамматически)
3. Сколько придаточных может быть в сложноподчиненном предложении?
4. С помощью чего прикрепляются придаточные предложения к главному?
5. Какое место может быть у придаточных предложений?
Все эти знания необходимы вам в дальнейшей работе над с/п предложениями.
7. Домашнее задание
- В начале урока мы записали слова Белинского. Они тоже представляют собой с/п предложение. Дома вам необходимо сделать синтаксический анализ.