Сложное предложение. Урок -ознакомление с новым материалом с опорой на имеющиеся знания.
Сложное предложение. Урок -ознакомление с новым материалом с опорой на имеющиеся знания.
На уроке по теме "Сложные предложения.Бессоюзные сложные предложения" учащиеся систематизируют и расширят предложение о сложном предложении; восстановят в памяти признаки сложного предложения;познакомятся с видами сложного предложения;научатся применять знания нв практике;формирование самостоятельности и активности в учебной детельности, положительных мотивов в учении и в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: систематизировать и расширить представление учеников о сложном предложении на основе имеющихся знаний.
Задачи :
- восстановить в памяти детей признаки сложного предложения;
-познакомить с типами сложного предложения;
-ввести в активный словарь понятия "бессоюзное, союзное, сложносочиненное,
сложноподчиненное предложение;
-повторить пунктуацию в сложном предложении.
-учить применять знания на практике,
-находить и исправлять свои ошибки,
-воспитание социально активной личности, мобильной и адаптивной, способной находить правильное решение , видеть свои ошибки и исправлять их;
- формирование самостоятельности и активности в учебной деятельности , положительных мотивов в учении и в жизни.
Тип урок : ознакомление с новым материалом с опорой на имеющиеся знания.
Ход урока:
1. Вступительная беседа. Вызов.
-Как называется изучаемый раздел языка?
-О какой синтаксической единице вы узнали на прошлом уроке?
-Для чего служат предложения?
-На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
2. Запись в тетради темы. Планирование этапов урока.
-Предположите, какова цель нашего урока.
- Подумайте, каким может быть порядок работы.
Учитель: " Сегодня на уроке вы самостоятельно будете знакомиться с новыми сведениями по теме, учиться их применять на практике и проверять свои результаты ".
3. Осмысление.
Каждый ученик получает индивидуальную обучающую карточку, в которой определен порядок работы при изучении теоретического материала учебника.
Текст карточки.
1. Прочитай в учебнике параграф .
2. Устно ответь на вопросы:
-на какие виды делятся сложные предложения?
-почему они делятся на эти виды?
3. Заполни таблицу-схему новыми для тебя терминами. (Схема "Впиши в прямоугольники нужные слова"- лист №1.), определи их суть.
На индивидуальную работу отводится 7 минут.
- Сравните в парах заполнение схемы, исправьте ошибки.
4.Определение признаков сложного предложения. Работа в парах.
Каждый получает карточку №2 и выполняет задания.
Текст карточки № 2.
Поработай с текстом № 1.
1. Прочитай текст.
2. Озаглавь его.
3. Найди сложные предложения.
4. Выпиши основы сложных предложений.
5. Сверь свои результаты с товарищем по парте.
6. Проверь себя по ПК № 1.(Проверочная карточка).
7. Оцени свою работу.
Текст № 1на листе № 2.
Проверочная карточка-лист № 3.
- Поднимите руки те, у кого менее 2 ошибок.
Коллективная работа.
Задание. Уточнить признаки сложного предложения.
- Правильно прочитать предложения, записанные на доске ( про себя ).
Списать с доски предложения , прочитать их ,соблюдая правильную интонацию, подчеркнуть основы.
На доске: Дружба -в..ликая сила, мы учимся дружить.
( Ко )мне заш..л друг , и я очень обрадовался его приходу.
Мы зна..м, что настоящий друг всегда п..может в б..де.(Сопутствующее повторение орфографии).
-В чем отличие сложного предложения от простого?
-Как связаны между собой части сложного предложения?
-Связаны ли по смыслу простые предложения в сложном?
-Что показывает запятая на границе предложений в составе сложного ?
-Сделайте вывод, как называется сложное предложение , части которого соединены только при помощи интонации.
Ответив на эти вопросы, ученики записывают три признака сложного предложения.
1. Содержит 2 или более грамматических основы.
2.Смысловое единство.
3.Простые в составе сложного разделены запятой.
5. Актуализация полученных знаний, работа по индивидуальным развивающимкарточкам-10 минут.
Текст карточки.
1.Уточни по учебнику определение бессоюзного сложного предложения.
2. Перенеси в тетрадь схему бессоюзного предложения.
3.Составь предложение по этой схеме по данному началу :
На лугу...
4.Исправь пунктуационные ошибки в тексте № 2.( Лист № 2).
5.Составь схемы исправленных предложений, достаточные для объяснения пунктограмм. Проверка.
6. Напиши сочинение- миниатюру на тему " Зима " (4-5 предложений) , обязательно употребив сложные бессоюзные предложения.
7. Подчеркни основы в сложных предложениях в сочинении.
8. Проверь знаки препинания.
9. Оцени свою работу. Учитель оценивает работу учеников по самостоятельной работе с карточками и листу самооценки.
6. Заключительный этап урока. Самооценка своей работы на уроке. Прогнозирование тем следующих уроков.Рефлексия.
1) Расскажите, что вы узнали на уроке и как эти знания помогут вам в дальнейшей работе по теме " Сложное предложение".
2). Самостоятельное оценивание своей работы на уроке. На листке самооценки
( лист№4) поставить + в соответствии с уровнем понимания и выполнения учебных задач на уроке.
3). Сделать предположение, какие сведения о сложном предложении будут рассматриваться на следующих уроках.
Домашнее задание (на выбор):
1) Составить синквейн со словом " Предложение" и самостоятельно составить, и записать 5 сложных бессоюзных предложений.
3). Задание для всех : выучить теорию и сделать опорную схему-памятку
Урок, проведенный в 5 классе по названной теме, ориентирован на ознакомление с новой темой с опорой на уже имеющиеся знания. При планировании урока учитывались психологические и возрастные особенности учащихся, а также уровень их подготовки.
Работа на уроке организована в соответствии с современными требованиями к формированию у учеников универсальных учебных навыков.
Формулируя цель и задачи урока, я исходила из возможности определить их таким образом, чтобы максимально добиться активности детей и продолжить работу по развитию умственного и творческого потенциала, самостоятельности и креативности. Этого невозможно добиться без использования современных педагогических технологий.
На разных этапах урока целесообразно применение элементов развивающего, проблемного, дифференцированного обучения.
На уроке присутствует внешняя и внутренняя дифференциация. Внешняя- домашнее задание предполагает выбор видов работы. Внутренняя: работая с индивидуальными карточками, ученик обязательно самостоятельно ищет пути выполнения задания.
В целом урок соответствует современным требованиям :
- способствует формированию универсальных учебных действий,
- учит самостоятельно определять пути решения учебных задач,