Словарно-стилистические упражнения на уроках русского языка / Дидактический материал/
Словарно-стилистические упражнения на уроках русского языка / Дидактический материал/
Большое значение в пополнении и обогащении словарного запаса учащихся имеет комплекс словарно-стилистических упражнений, которые проводятся параллельно с изучением основных грамматических тем. Привить учащимся умение распознавать и правильно употреблять стилистически окрашенную лексику- важная и нужная задача. Необходимо показать конкретные условия употребления слов в зависимости от ситуации и обеспечить правильный выбор слов в связных высказываниях учащихся. Ниже приводятся фрагменты упражнений, способствующих развитию речи учащихся при изучении грамматических тем, выработке навыков сознательного выбора и употребления слов. Словарно-орфографическая работа увязывается с объяснением нового материала или закреплением пройденного. Изучаемое слово включается в текст, уточняется его значение, проводится орфографический разбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарно-стилистические упражнения на уроках русского языка / Дидактический материал/»
Словарно-стилистические упражнения на уроках русского языка ( при изучении частей речи в VI –VII классах школ с русским языком обучения).
Разработано Красновой Н.Б.- учителем русского языка и литературы средней школы №173 имени Алии Молдагуловой, Казахстан,г.Кызылорда .
Большое значение в пополнении и обогащении словарного запаса учащихся имеет комплекс словарно-стилистических упражнений, которые проводятся параллельно с изучением основных грамматических тем. Привить учащимся умение распознавать и правильно употреблять стилистически окрашенную лексику- важная и нужная задача. Необходимо показать конкретные условия употребления слов в зависимости от ситуации и обеспечить правильный выбор слов в связных высказываниях учащихся. Ниже приводятся фрагменты упражнений, способствующих развитию речи учащихся при изучении грамматических тем, выработке навыков сознательного выбора и употребления слов. Словарно-орфографическая работа увязывается с объяснением нового материала или закреплением пройденного. Изучаемое слово включается в текст, уточняется его значение, проводится орфографический разбор.
Задание 1. Из данного ряда наречий выбрать подходящее по смыслу:
Река ( скоро, быстро,поспешно,стремительно) мчится с горы.
Здесь,где (давным-давно, в старину, встарь,когда-то,некогда) была пустыня, а сейчас раскинулся город.
Друзья (нечаянно,невольно,случайно,невзначай,ненароком) оказались в одном лагере.
Задание 2. Самостоятельная работа ( по вариантам)
Учащиеся подбирают прилагательные-определения и причастия-определения к существительным “ветер” ( осенью и весной) и “море” ( в спокойную погоду и в бурю). Например:
Весной ветер приятный,теплый,освежающий,ласкающий,легкий,прохладный .
Море в тихую погоду глубокое, спокойное, дышащее ( прохладой),гладкое,улыбающееся,дремлющее,залитое (солнцем),вздыхающее,раскинувшееся,блестящее,притихшее,чуть плещущее.В бурю море бушующее,ревущее,темное,пенящееся,бурливое,разыгравшееся,разъяренное,шумевшее,разбивающее (волны),свирепое.
По окончании работы обсуждаются подобранные учащимися определения, раскрывается их значение.
Задание 3. Учитель диктует сочетания слов,учащиеся заменяют наречия наречиями,близкими по значению, с шипящей перед суффиксами –о,-е.
Решил превосходно - …(блестяще)
Приветствовал тепло-…(горячо)
Делал неловко-…(неуклюже)
Писал аккуратно-…(хорошо).
Задание 4. Выберите из скобок имена существительные,которые могут сочетаться с прилагательными.
Подобрать глаголы-синонимы,которые уместны в художественной, поэтической речи:
Наступить-(воцариться)
Произойти-(свершиться)
Учащимся предлагается составить нераспространенные предложения с этими глагольными парами и ответить, в каких ситуациях можно употребить составленные предложения. С учетом уровня подготовленности класса учитель предлагает учащимся подобрать к записанным глаголам синонимы и решить,какие из них уместно употребить в разговорной речи:
К выделенным местоимениям подобрать слова, близкие по смыслу:
Всякий раз(каждый раз) я посещаю каток Медеу. Всякая ( любая) работа требует упорства. В некотором царстве, в некотором государстве ( в каком-то) жил-был царь.Некоторые ( в значении-отдельные) не были на экскурсии.
Задание 10. Заменить сочетания слов наречиями:
Пить кофе,положив сахар в стакан ( внакладку);бежать,стараясь перегнать друг друга ( наперегонки); участвовать в соревновании первый раз ( впервые); читать,растягивая слова ( нараспев); идти,не зная дороги ( наугад) ; отказаться от выступления окончательно, безоговорочно ( наотрез); говорить очень тихо (шепотом); вернуться домой в назначенный срок ( вовремя); увидеть теплоход в отдалении ( вдали).
Учащиеся знакомятся с трудными для правописания наречиями,выясняют их образование, значение,составляют с ними ( устно или письменно) предложения, отмечают в словарях.
Задание 11. Учитель диктует начало сочетаний, учащиеся записывают их,доканчивая по смыслу:
Выучить наизусть или … ( на память).
Исчезнуть вмиг,но замереть …( на миг).
Готовить уроки на совесть, а не …(наспех).
Читать вслух,но запоминать …(на слух).
Взять втихомолку,или …(без спросу).
Важную роль на уроках русского языка играет работа со словарями: школьным “Орфографическим словарем”Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова,толковым “Словарем русского языка”С.И.Ожегова.
С осмыслением стилистического расслоения лексики связано и усвоение учащимися лексических и стилистических понятий, и обогащение словарного запаса школьников.