содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
Личностные: воспитание культуры общения на уроке;
учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. – 2 класс. – часть 2. – С. 68-70.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин) -Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка, и продолжаем работу над блоком “Как устроен наш язык”, раздела “Лексика”. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. -А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? В стране русского языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. - Откройте тетради. Запишите число, пользуясь правилами красивого письма. | Встают, приветствуют гостей Проверяют готовность к уроку Проверяют осанку с помощью кулачка. Записывают в тетрадь число Свободные высказывания детей |
2.Каллиграфическая минутка Мотивация. - Как вы думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого письма? (показатель культуры человека; уважительное отношение к человеку, которому адресовано письмо; приятно читать) 3.Решение графико-каллиграфических задач. Запишите букву, которая обозначает согласный звук, он может быть твердый и мягкий, глухой, есть парный звук т. (аналогично прописывают п,с) Учебное действие - Рассмотрите внимательно образец на доске и сформулируйте цели своей деятельности | Дети загадывают букву и записывают её в тетрадь. Пишу полуовал, веду прямую удлинённую наклонную линию перехлёст на нижней линии рабочей строки. |
4.Словарная работа. Откройте свои словарики. По лексическому значению слова найдите в словарике слово и запишите его Там есть речка, есть и печка. Деревня Головной убор. Платок Середина недели Среда | Находят слова в словарике учебника. Записывают слова в тетрадь |
Повторение. Составьте предложение со словом деревня. Найдите и подчеркните прилагательное. Подбери синоним. Что такое синонимы? Составьте и запишите предложение со словом платок. Подбери антоним к прилагательному. Что такое антонимы? Давайте подумаем: к слову среда можно подобрать слово-синоним?, а слово – антоним? Если это не антоним и не синонимы, так что же это? Вам интересно? И мне! Отправляемся за новыми знаниями. | Я живу в маленькой деревне. Маленькая, малюсенькая, крошечная (Комментируемое письмо) Маме подарили белый платок. Белый - черный (самодиктант) |
Изучение нового материала. Инсценировка. Вы догадались, почему мальчики не поняли друг друга? Правильно они говорили о разных вещах, при этом называя их одним словом. Как называются такие слова? А где мы можем узнать о них. 8.Работа по учебнику с 68 Сегодня я предлагаю провести урок-симпозиум. Дежурный библиограф найдите, что обозначает слово симпозиум? Какой словарь надо открыть? Вперёд за новыми открытиями. Вернёмся к слову среда. Что надо сделать, чтобы определить лексическое значение слова? (Посмотреть в словарь) - Обратитесь к толковому словарю. - Сколько слов “среда” записано в словаре? (два – 1. День недели; 2. Все, что нас окружает) - Давайте составим предложение с каждым словом. - Запишите оба предложения. - Что вы заметили, работая со словарным словом? Мы открыли новые слова. Познакомимся с ними поближе. 9.Корзина идей. Что можем положить в корзину наших идей? Чему будем учиться? | Они говорили о разных вещах, называя их одним словом. Ищут словарную статью в толковых словариках. Вчера была среда. Экологически чистая среда обитания. На каждое слово своя словарная статья. Два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково. Узнаем: для чего нужны омонимы, какие слова называются омонимами. Применять омонимы в речи, находить омонимы,подбиратьомонимы.
|
10. Первичное закрепление нового материала Работа со словарями. Сейчас предлагаю работу в парах. Найти в словарях омоним бокс. И составить с ним предложения. Как будем работать? Какие предложения у вас получились? Какой вывод можно сделать? 11.Отгадывание омонимов. Попробуем отгадать омонимы. Дать определение омонимам. | Открываем словарь на нужную букву Ищем словарную статью Составляем предложение. Вывод: каждое слово имеет свое значение. А произносятся одинаково. |
А хоте узнать, как образовалось это слово? Учебник с.69 Слово омоним произошло от двух древнегречиских слов: омос – «одинаковый» и онима - имя | |
12.Включение нового понятия в систему знаний. Цель: наблюдение за омонимами, пишущимися одинаково, имеющими разное значение, но различающиеся только ударением. - Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? - Прочитайте предложение. - Что называется словами уху, пили, ворот - Что необходимо сделать со словом, значение которого не ясно? Рубрика «Подсказка» - Запишите последние 2 предложения в тетрадь, поставьте знак ударения. -Чтобы выполнить это задание, каким правилам будем следовать? Физминутка. | Вывод: есть слова, которые похожи на письме, но если их произнести, то они по звучанию (месту ударения) не совпадают. Это омонимы. Иногда отличить омонимы позволяет значок ударения. Нужно: 1.Прочитать предложение. 2. Данное слово,подставим изменяя ударение по смыслу. 3. Запись предложений в тетрадь. |
13.Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.) - Прочитай предложение. Рассмотри сюжетные картинки. Найди «спрятанную» шутку Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости? -Кто догадался, на чём основана шутка? | Сухой – с ухой Вывод: есть слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по –разному. Это омонимы. |
14.Работа в парах. Заполнить карточки. | Слова, не связанные по смыслу: Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся по разному Одинаково пишутся, звучат по разному. проверяем |
15. Наблюдение над значением омонимов. Зачем нам нужны омонимы. Я загадаю вам загадки, а вы отвечаете на них омонимами. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного) Из какого крана нельзя напиться? (подъемного) В какой клетке не держат птиц и зверей? (грудной) Каким поясом нельзя подпоясаться? (земным) | Для художественной выразительности, сочинять шутки. |
16. «Игра «Почтовый ящик». Разобрать слова и определить, где синонимы, антонимы, омонимы. Разнести по правильным адресам. Адреса: СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ | Работа в парах. Смелый, храбрый. Весёлый, грустный. Опрятный, аккуратный. Есть-принимать пищу, есть - быть, находиться. Бык - животное, бык - опора моста. Весёлый, радостный. Холодный, горячий Передовой, отсталый. Дети, ребята. Дешёвое, дорогое Жара, тепло Коса – причёска, коса – сельскохозяйственный инструмент Свет, тьма Нежный, ласковый Сладкая, горькая |
17. Рефлексия На этом предлагаю урок-симпозиум закончить.
Самым интересным для меня было………… Что нам удалось узнать на уроке? Теперь я умею…..
Кто хочет кого-нибудь похвалить? Мне было трудно….. Доволен ли ты своей работой? - Как вы думаете, зачем надо изучать эту тему?
| Дети высказываются по желанию. |
18. Домашняя работа. 1)Выучить словарные слова По выбору: 2) с. 69 упр 6. Или с.67 упр 1 19. Итог урока. Выставление оценок - Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. | Запись в дневник Вывешивание на доску кружочков: красные, синие, желтые |