«Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова)
«Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова)
Закрепление новых знаний
Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными.
освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) »
МКОУ «Тундутовская средняя общеобразовательная школа»
Заверено:
Директор МКОУ «ТСОШ»
_______ /Убушиева О.А/
Технологическая карта к уроку
русского языка в 3 классе по теме:
«Слова с безударными гласными
в корне слова»
(по системе Л.В. Занкова)
Тип урока: повторение и закрепление знаний
Урок подготовила: учитель начальных классов первой категории Такмакова Светлана Ивановна
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема урока
Слова с безударными гласными в корне слова
Тип урока
закрепление новых знаний;
Цель
Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
продолжить формировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
расширить словарный запас учащихся
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Русский язык – развитие речи – литературное чтение, история.
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
А.В. Полякова Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».
Карточки «Рефлексия урока»
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая творческая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные действия
Мотивация к учебной деятельности
Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя
Готовятся к работе
Личностные:самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
(Слайд 1 )
- Какое великое событие будет отмечать наша страна, наш народ, да и большая часть Европы, как всё прогрессивное человечество в 2015 году? (70 лет Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.
У. - Эта страшная война длилась долго, четыре года и унесла жизни почти 27 миллионов человек. Сегодня на уроке русского языка мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа, а также закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова.
(Слайд 2, 3)
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Что в них пропущено? хр_брец вр_жда, прибл_жаться ( Безударные гласные. )
У. -Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо сделать? (-Изменить форму слова или подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы необходимый нам гласный стоял под ударением.)
У. Проверьте безударные гласные, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. (Дети выполняют задание).
- Какое слово здесь может быть лишним? Почему? (Слово приближаться, так как это глагол, а остальные слова - существительные.)
У. -Подберите синоним к словухрабрость.(Смелость, отвага, бесстрашие.)
У. Подберите синонимы к слову отвага . (храбрость, мужество, бесстрашие.)
-Прочитайте поговорку, записанную на доске: Храброму - смерть не страшна.
У.- Когда так говорят? (Дети отвечают.)- Благодаря своей храбрости, смелости и героизму наш народ одержал победу над лютым врагом.
У. -Есть ли в этой пословице проверка для слова из первой строчки?
Д. -Слово храброму, является проверочным для слова храбрец.
У. -Запишите поговоркунаследующей строчке в тетради, поставьте ударение в проверочномслове и подчеркните ударный гласный.
У. - Какие пословицы вы помните по теме «Защита Родины»?
(«Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим». «Лучше смерть принять, чем Родину предать». и др.)
Словарная работа
Постановка учебной задачи
Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.
-- У. Замените предложения, одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.
Человек, который выиграл сражение. [Победитель.)
Антоним слова мир. [Война.)
Награды за боевые заслуги во время войны. [Ордена и медали.)
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. (Герой.)
Синоним слова воин. (Солдат.)
Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. (Ветеран.)
У.- Какие слова вы записали? Что их объединяет? (Дети отвечают.)
У- На какие две группы можно разделить эти слова?( С безударным гласным, проверяемым ударением и не проверяемым ударением.)
У. - Какие слова вызвали затруднения в написании? Как убедиться в том, что слово записано верно?
(Подобрать проверочное слово или воспользоваться орфографическим словарем.)
У. - Проверьте, верно, ливывыполнили задание. Найдите в орфографическом словаре те слова, в написании которых вы сомневаетесь.
Слайд №7.
Построение проекта выхода из затруднения
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Словарная работа-- У. Замените предложения, одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.
Человек, который выиграл сражение. [Победитель.)
Антоним слова мир. [Война.)
Награды за боевые заслуги во время войны. [Ордена и медали.)
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. (Герой.)
Синоним слова воин. (Солдат.)
Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. (Ветеран.)
У.- Какие слова вы записали? Что их объединяет? ( Дети отвечают.)
У- На какие две группы можно разделить эти слова? ( С безударным гласным, проверяемым ударением и не проверяемым ударением).
У. - Какие слова вызвали затруднения в написании? Как убедиться в том, что слово записано верно? ( Подобрать проверочное слово или воспользоваться орфографическим словарем).
У. - Проверьте, верно, ливывыполнили задание. Найдите в орфографическом словаре те слова, в написании которых вы сомневаетесь.
Дети выполняют задание.
Слайд №8.
- Посмотрите на экран, проверьте правильность вашей работы.
победитель, война, герой, ордена, солдат, ветеран
(Работа над лексическим значением слов)
_ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Если гласный звук в слабой позиции , значит, он - орфограмма )
- Как действовали при написании буквы гласного в корне?
- Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)
-Какое наше действие следующее? (1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.
Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
У. - В годы Великой Отечественной войны героически сражались наши земляки. Вы подготовили сообщения о нашем герое земляке И.Т.Чертковом. (Выступления подготовленных представителей от каждой группы детей – 3 ученика)
Слайд 9
1 группа. Иван Терентьевич родился в селе Тундутово в 1913 году. В 16 лет, окончив курсы трактористов, стал работать в родном селе. В 1940 году Ивана Терентьевича Черткова призвали на службу в красную Армию.
Великая Отечественная война застала его в рядах армии. Рядовой Иван Терентьевич Чертков был зачислен в 125 - отдельный саперный батальон инженерно-технических войск. Своё боевое крещение он принял под Ленинградом. Зимой сорок третьего года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Сапёрному отделению, в котором служил вчерашний хлебороб Иван Чертков, было приказано немедленно перевести переправу через реку Нарву и дать возможность войскам выйти к опорному пункту Вязки.... С противоположного берега фашисты открыли по смельчакам шквальный огонь. Без подавления пулемётной точки о переведении переправы не могло быть и речи. Когда стемнело, Чертков под огневым прикрытием переправился на противоположный берег реки, и вскоре ввысь взметнулась ослепительная ракета - сигнал о подавлении огневой точки. Первый подвиг -первая награда солдату - орден Славы третьей степени.
2 группа. Дороги наступления на выборгском направлении. Снова приказ - разминировать шоссе перед линией наступления. Вправо - шоссе и лес, слева - обширный залив. Шоссе простреливалось насквозь. Каждый погонный метр его поливался свинцом. Но сапёры выполнили приказ Родины. Дорога была разминирована. Мужество и отвагу при выполнении задания проявил и сам командир отделения Иван Терентьевич Чертков. Раненый в руку, он продолжал расчищать путь, сняв и обезвредив до трёх десятков противотанковых мин. Орден Славы второй степени засиял на груди отважного сапёра.
3 группа. Бои на территории Польши, Восточной Пруссии. Иваном Чертковым расчищены десятки километров противотанковых проволочных заграждений, обезврежены сотни противотанковых мин. Стремительно продвигались наши войска к чёрному фашистскому логову - Берлину. И на каждом участке фронта путь пехоте и танкам прокладывали сапёры. Река Одер. И сюда дошёл советский солдат Иван Терентьевич Чертков из далёкого калмыцкого села Тундутово, чтобы дать врагу последний сокрушительный бой. Под прикрытием авиации сапёры, которыми командовал Чертков, более трёх суток беспрерывно делали из подручных средств деревянные плоты, переправляли наступающие войска и технику. За образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и подлинный героизм он был удостоен и третьего ордена - золотого ордена Славы. Иван Терентьевич Чертков был советским бойцом. И он дрался с врагом на его земле. В нашем селе есть улица названная в честь этого человека, воина – героя.
У. -- Как называется эта улица, ребята? . (улица Черткова) (фотографии улицы И.Т. Черткова)
У. – Кто из вас живёт на этой улице? Знали ли вы раньше – почему она так называется?
У. -А в нашей школе есть музей боевой и трудовой славы. Мы с вами там неоднократно бывали. Там фотографии наших земляков – героев.
У --Фотографии, чьих родственников есть в нашем музее? (небольшая беседа с детьми, которые принесли фотографии и подготовили небольшой рассказ)
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Слайд 10, 11.
У.-- Многих из них, к сожалению, уже нет в живых..
-У. - Подвиг и героизм совершался не только на фронте, но и в тылу. Чтобы помочь нашим солдатам, их жены, матери и дети с огромным упорством трудились у станков на фабриках, на полях в колхозах. И эта победа далась нашему народу благодаря его выдержке, самоотверженности и героическому труду. Каждый внёс свою лепту.
У.-- Какой фразеологизм вы услышали? – Запишите его.
-Весной 1945 года окончилась страшная война. Советский народ опустил меч войны 70 лет назад. В Трептов-парке в Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. Это символ мира.
На Мамаевом кургане в Волгограде - Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо.
Слайд 15 Физминутка
Включение в систему знаний
Организует выполнение творческого задания
Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.
Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
У. У вас на столах лежат карточки с текстом. Напишите свою фамилию.
Прочтите стихотворение. К чему призывает вас автор?
- Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)
- Что для этого потребуется?(алгоритм)
Работа в парах
Рефлексия деятельности
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
. – Какое у вас настроение от нашего урока? - Что вы чувствуете?
Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас?
-Почему?- Хотелось бы вам больше узнать о своих близких, защищавших нашу страну от фашистских захватчиков?
- Я знаю, что этот разговор мы обязательно продолжим на уроках, на классных часах. И с этого момента мы с вами начинаем работу над проектом «Победители». Каждый из вас должен узнать о своих родственниках участниках В О войны, о семейных традициях. Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
- Какую орфограмму повторили на уроке?
Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?
- Подберите устно слово на эту орфограмму.
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии
- Спасибо за работу на уроке!
Литература:
Наталия Нечаева: Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". ФГОС
Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.
Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82