Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.»
Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Цели: рассмотреть варианты слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
Методические приемы:лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Оборудование: компьютер
Учитель: Ребята, обратите внимание на материал на с.116 (для самостоятельного наблюдения)
1. Ребята, следующий вид работы, предложенный вам это редактирование текста.
Учитель: Необходимо исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)
Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)
2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?
-Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.
3. Работа с таблицей.
Слитно
Раздельно
Наречия, образованные от существительных
не употребляемых без предлогов в современном русском языке
вдребезги, исподтишка, наутек
с предлогами без, до, под, в, на, за, с.
без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь
с предлогом в и корнем -пол-.
вполоборота, вполголоса, вполсилы
на гласную, если предлог заканчивается на согласную.
в охапку, без устали, без оглядки
внутрь наречия нельзя вставить определение
наотрез, вприпрыжку, сплеча
(Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок)
от двух существительных с предлогами
в конце концов, бок о бок, из века в век
предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях
Наречия, образованные от прилагательных
в краткой и полной форме
вплотную, вслепую
на гласную
в открытую
Наречия, образованные от собирательных количественных числительных
с приставками в-, на-
вдвое, надвое
с приставкой по-
по трое, по семеро, по двое
Наречия с пространственным и временным значением
вверху, ввысь, вдали, вначале
Учитель: Ребята, как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.
4. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.
5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.
По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.
-А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.
(В)дали блестел неясный огонек.
(В)дали ржаного поля темнел лес.
-Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?
6. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.