Ознакомление с темой и задачами урока. Мотивация. (2 минуты)
Повторение изученного материала (4 минуты)
Физкультминутка (2 минута)
Закрепление (5 минут)
Подведение итогов (3 минуты)
Рефлексия (2 минуты)
Оформление доски:
21 апреля
Классная работа.
Ход урока
Организационный момент (2 минуты)
Добрый день, ребята! Меня зовут Екатерина Николаевна.
Проверьте всё ли у вас готово к уроку? Нет ли никаких лишних вещей на парте? Если есть лишние вещи на парте, то уберите их в портфель, они вам не понадобятся! Сели все красиво. Начинаем наш урок.
Угадайте, кто у нас сегодня у нас в гостях?
“Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила,
девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её?”
(Красная Шапочка)
А кто автор этой сказки? (Шарль Перро - Французский сказочник).
Красная Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас. Но прежде, чем выполнить 1 - ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.
Ознакомление с темой и задачами урока. Мотивация ( 2 минуты)
Красная Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока. Она связана с сочетанием 2-х букв.
Итак, кто догадался? (ЧК)
Да, сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.
А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.
Повторение изученного материала (4минуты)
Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает
только мягкий звук? (ч)
Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)
Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)
Правильно! Молодцы! Переходим с вами к выполнению заданий.
1 задание.(10 минут)
На слайде:
ЧК
ЧН
печка
печник
ёлочка
ёлочные
удочка
сочный
Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.
Печка - что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)
Печник - кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)
Ёлочка - то же что и ель.
Ёлочные - (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)
Удочка - (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?
Сочный - Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным? (Арбуз, помидор и т.д.)
Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч']
Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
Есть ли у [ ч'] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Вывод:Звук [ ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!
На слайде: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
Прочитайте слова на слайде. Запишите эти слова. Выделите сочетания ЧК, ЧН.
2 задание.(5 минут)
А сейчас Красная Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.
Образец: Быстрая (река) речка.
С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем сочетание? (без ь)
Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем!
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Рыжие (белки.)
Хитрая
(лисица.) Маленькая (собака.)
Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.
Физкультминутка(2 минуты)
А теперь все встанем и немножко отдохнём.
Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, руки вниз.
Улыбайся и садись.
Молодцы, а теперь тихонько сели. Продолжаем наш урок.
Закрепление (5 минут)
Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово
Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.
Красная Шапочка просит вас выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.
(текст на слайде)
Прилетела к нам синичка, Села прямо под окном. Эту маленькую птичку, С нетерпением мы ждём. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сало Мы повесим на сучки.
Прочитайте. О ком этот текст?
О чём говорится в тексте?
Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
Какие слова с сочетаниями вы нашли. Назовите эти слова.
На какое правило эти слова? (ЧК)
А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)
Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.
4 задание.(3 минуты)
Как можно сказать, используя сочетание ЧН?
Образец: Герои сказок? - сказочные герои
Хлеб из пшеницы? (пшеничный хлеб)
Бюро для справок? (справочное бюро)
Станция, где хранятся лодки? (лодочная станция)
Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?
5 задание.(5 минут)
На слайде два столбика слов.
Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые отвечают на вопрос какой? Запишем на доске и в тетрадь.
1
2
Туча -…(тучка)
дача -…(дачный)
Река -…(речка)
рука -…(ручной)
Ночь -…(ночка)
лодка -…(лодочный)
Рука -…(ручка)
ночь -…(ночной)
С каким сочетанием записали слова? (ЧК) Как? (без ь)
Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН)
Как написали? Проверьте
Проверьте. Подчеркните сочетания ЧК.
На всю жизнь запомните какие сочетания пишутся без ь знака!
6 задание.(3 минуты)
У Красной Шапочки есть очень близкая подруга. Отгадайте её имя:
“Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)
Как напишем эти сочетания?
Кто автор сказки ”Дюймовочка”? (Г. Х. Андерсен - сказочник из Дании.)
Подведение итогов (3 минуты)
Какую тему мы сегодня изучали? (правописание словосочетаний чк и чн).
Как мы будем писать эти словосочетания? (без ь).
Что будем помнить всегда о буквосочетаниях ЧК и ЧН?
Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!
А Красная Шапочка дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!
- Прочитайте хором стихотворение:
Добрый сказочник весной Нянчил дочку в час ночной. Спи дочурочка в тиши, Мягкий знак тут не пиши!
Рефлексия (2минуты)
Вам понравился урок? (ответы детей).
У себя в тетрадях на полях нарисуйте смайлик весёлый или грустный, в зависимости от того понравился вам урок или нет.