Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Введение в урок (Приложение 1, слайд №1) | Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – путешествие, полное загадок и неожиданностей, путешествие по Стране Знаний. | |
2. Актуализация знаний. Работа со словосочетаниями. ( Слайд № 2. 3) | - С какой часть речи мы с вами работаем? -Что вы о ней знаете? - Приведите примеры. - А почему именно + сущ? Докажите. -Прочитайте написанные словосочетания -Сгруппируйте их в группы по 4 признакам одновременно. | Ученики фронтально отвечают, доказывают свои ответы примерами Ученики работают на индив карточках. Рассуждают и доказывают свой ответ. |
3. Чистописание (слайд №4) | - А сейчас минутка чистописания. Цепочку для мин чистописания вы составьте самостоятельно, в неё должны войти окончания имён прилагательных женского рода из слов с которыми вы работали ранее.
| Ученики записывают дату, прописывают цепочку ая, яя, аая, яя, ааая, яя и т.д . |
4.Словарная работа (слайды №8 - 23) | - А сейчас переходим к следующему этапу урока – словарно – орфографической работе. Напишите под диктовку слова: скалистая местность, голодная волчица, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение акварельная краска. -Соедините первые буквы прилагательных женского рода , в корне которых пишется безударная гласная – а-, и вы узнаете новое слово из словаря. - Что обозначает слово Свобода? - Что мы ещё должны узнать об этом слове? Откройте словарик , посмотрите на написание этого слова. - Прочитайте слова ( слайд № 22) – На какие две группы можно разделить данные слова? ( синонимы и антонимы) - Назовите антоним вместе с подходящим к нему прилагательным. ( постоянное угнетение), определите род. -Назовите синонимы к данному слову вместе с подходящими к ним прилагательными. ( широкий простор, и т. Д), определите род. - Как вы определяли род имён прилагательных? | Дети работают со словами и составляют слово – свобода-. |
5.Введение в тему: (слайд №23) | - Составьте синквейн со словом свобода. Используйте прилагательные на твёрдую основу. | |
6. Сообщение темы и цели урока. | - Итак, посмотрите на мин чистописания, на словосочетания из синквейна, на новое словарное слово, вспомните слч, которые вы составляли используя это слово и скажите, с какой же темой мы сегодня будем работать? | Ученики самостоятельно формулируют тему урока. |
7. Работа по теме урока. ( слайд № 24 – 28) | - Для того чтобы узнать какие окончания пишутся у имён прил женского рода, нам необходимо просклонять прилагательное. Выберите себе словосочетание из синквейна и просклоняйте его. Выделите окончания. –Что вы замечаете? Проблема - Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. – Как же быть в этом случае? Как правильно определить падеж? | Учащиеся склоняют в тетрадях самостоятельно, проверяем вместе через проектор. ( ледяная горка) Ученики самостоятельно находят решение этой проблемы, приводят свои примеры. |
8. Обощение. | - Какие же окончания имеют имена прилагательные женского рода? – Как отличить падеж имён прилагательных в Р, Д. Т. П. падежах? Приведите пример. | Самостоятельная работа. Ученик пишут по памяти четверостишие, подчёркивают прилагательные. |
9. Физкультминутка. ( слайд № 29) |
- А теперь давайте немного отдохнём | Дети слушают музыку и выполняют упражнения для глаз. |
10. Закрепление. ( слайд № 30) | - Ну а теперь давайте будем применять наши знания при выполнении некоторых упражнений. Предлагаю вам поработать с фразеологизмами.- Мы довольно часто с вами работаем с ними. - Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их попарно в зависимости от значения. Составленные группы напишите. Выделите окончания, обозначьте род и падеж. - Какой фразеологический оборот является лишним? Докажите. - А в следующем задании вам придётся самим составить и выполнить задание. У вас есть только начало формулировки задания, закончите его и выполните это упражнение. | |
11 . Итог урока | - С какой же темой мы сегодня работали на уроке? Докажите свой ответ, приведите пример. - С какой столкнулись проблемой? Как мы её разрешили? Докажите свой ответ. | |
12.Рефлексия (слайд №31) |
1.На уроке - я узнал… - я научился… - мне понравилось… 2. Мое настроение... | Ученики заканчивают предложения своими словами и показывают карточку символизирующее их настроение. |
Резерв. Работа с текстом.