" Склонение прилагательных на ий,ья,ьи, ье." Закрепление знаний.
" Склонение прилагательных на ий,ья,ьи, ье." Закрепление знаний.
обобщить знания об имени прилагательном,закрепить навыки проверки правописания окончаний прилагательных на ий,ья,ье.ьи по вопросам,уметь определять грамматические признаки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Склонение прилагательных на ий,ья,ьи, ье." Закрепление знаний.»
ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему :
«Склонение прилагательных на ий, ьи, ье, ья.
Закрепление знаний».
Учитель: Калюжная В.В.
2024 г
Задачи:
Обучающие- обобщить знания об имени прилагательном, закрепить навыки проверки правописания окончаний прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи по вопросам, уметь определять грамматические признаки.
Развивающие- развивать орфографическую зоркость, внимание,память,обогащать словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, уметь обобщать, сравнивать и делать выводы.
Воспитывающие- воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру общения, поведения на уроке.
Ход урока.
ОНУ. Актуализация.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим полученные знания об имени прилагательном, а также закрепим навыки проверки правописания окончаний прилагательных по вопросам ,которые оканчиваются на -ий, -ья, -ье, -ьи и будем определять их грамматические признаки.
Давайте сначала вспомним,
что вы уже знаете об имени прилагательном?
-что обозначает прилагательное ?( это часть речи, которая обозначает признак предмета.
- на какие вопросы отвечает прилагательное?
( какой, какая, какое, какие?) или чья? чьё? чьи? чей?
Какого числа могут быть прилагательные? ( ед.и мн?)
Как определить род имени прилагательного? ( по существительному, которое стоит рядом, т.е прилагательные согласуются с существительным, стоят в том же роде, числе и падеже)
А в какой грамматической категории прилагательного нельзя определить род? ( во мн.ч)
- А чтобы проверить правописание окончаний прилагательных, что нужно сделать? ( нужно задать вопрос от сущ к прилаг. какое окончание в вопросе, такое и будет в прилагательном)
А прилагательные оканчивающиеся на -ье, ьи, ья в чем их особенность правописания? ( при склонении они сохраняют разделительный ь перед падежными окончаниями)
Молодцы, вспомнили и обобщили знания. Теперь проверим д.з.
На дом вам было задано упр 87 в котором нужно было изменить словосочетания ,записанные в скобках. ( проверка д.з)
Охотники в зимнем лесу ходят медвежьими, лисьими, кабаньими и птичьими тропами.
Гл чл предлож. Подлеж и сказ.
Кто? охотники, что делают? Ходят. Где? В зимнем лесу. Ходят чем? Тропами .Тропами чьими? Предложение осложнено однородными членами , прилагательными. Почему не поставили запятую перед союзом и?
Потому что он одиночный.
Закрепление.
В продолжение нашей с вами темы, коль мы начали с вами говорить о следах животных я вам предлагаю побыть немного в роли охотников и помочь разобраться в следах животных. Я вам читаю стихотворение, а вы вместо ответа поднимаете карточку картинку с изображением того или иного животного.( один человек у нас стоит за закрытой доской и тоже пишет ответы ,а потом мы их проверим)
Чьи следы ведут к берлоге( медвежьи)
Чьи следы ведут к норе?( лисьи)
Чьи-к знакомой конуре?( собачьи)
Чьи следы ведут к кустам?( заячьи)
Чьи- к глухим лесным местам?( волчьи)
Чьи следы ведут к сметане
И к подушке на диване? ( кошачьи)
Каждый след от чьих –то ног,
И не двух, а четырех.
Проверка что написано на доске, правильность ь знака.
-Какой вывод можем сделать? Что если в вопросе есть ь, то он сохраняется и в прилагательном.
-В каком числе стоят все эти прилагательные?
Во мн. ч. Можно у них определить род? Нет. Если останется в конце урока время, можно поиграть в игру « чьи следы спрятались в песне Маши». Найти зашифрованных животных.
Как вы думаете, где ещё мы с вами можем встретить прилагательные на ий,ья,ье,ьи?
Самостоятельная работа.
Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю самостоятельно сделать упражнение по тетради стр 128 упр 327.вам нужно будет выделить окончания прилагательных, определить их род и дописать в скобках еще одно задание)
Проверка. По очереди читают и называют ответы.
Теперь мы ответим на вопрос, где же ещё встретились нам эти прилагательные? В сказках их названиях)
А ещё они встречаются в пословицах и фразеологических оборотах, т.е в определенных выражениях.
Работа у доски. Сейчас вы будете работать у доски. Запишем словосочетания и определим их род.
Медвежья услуга(чья?) ,когда так говорят? Например, Витя оказал неправильной подсказкой медвежью услугу. Услуга не к месту.ненужная.
Заячья душа (чья?) о каком человеке так говорят? Трусливом
Собачий холод (чей?) очень холодно
Птичьи права (чьи?) без законных оснований, неофициально) вы находитесь на птичьих правах.можно ли определить род? Нет,это мн.ч
Сорочье стрекотание ( чьё?) ср.р. Говорят быстро и без толку.
Беличья память(чья? )ж.р.
А когда так говорят? О каком человеке можно употребить это выражение? Послушайте рассказ М.Пришвина « Беличья память» и ответьте на вопрос.
Михаил Пришвин «Беличья память»
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
О каком человеке так говорят? У которого острая, хорошая память.
Физминутка.
Просмотр видеоклипа « В мире животных».
Самостоятельная работа в парах . тетрадь стр 130 упр 331.
Этими заданиями мы еще раз проверим ваши знания.
Упр 331 выполняют Валя и Юля, а 332 –Денис и Даниил.
Объяснение упражнений. (задания выполняют в тетради карандашом)
Оля выполняет упр 329 (3ч) вставляет окончания.
Проверка упражнений.
Молодцы, справились.
Теперь поработайте немного в роли учителя. Найдите ошибки и исправьте их. На мониторной доске записаны словосочетания: птичи глаза, олени упряжки, медвежя услуга, сороче гнздо.
Устное закрепление стр 76 упр 89 по учебнику. Читатют текст по предложению находят прилаг и определяют его род и падеж по таблице памятке.
Итог урока.
Итак, какой вывод мы с вами можем сделать из нашего урока о правописании имен прилагательных ? окончание проверяется вопросами, ь знак пишется и сохраняется перед окончаниями прилагательных если он есть в вопросе,во мн. ч род у прил не определяется.
Вы правильно на уроке выполнили все задания. Я надеюсь, что в правописании таких прилагательных вы никогда не будете совершать ошибок.