kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Склонение прилагательных на ий,ья,ьи, ье." Закрепление знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить знания об имени прилагательном,закрепить навыки проверки правописания окончаний прилагательных на ий,ья,ье.ьи по вопросам,уметь определять грамматические признаки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Склонение прилагательных на ий,ья,ьи, ье." Закрепление знаний.»

ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1











Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему :

«Склонение прилагательных на ий, ьи, ье, ья.

Закрепление знаний».





















Учитель: Калюжная В.В.







2024 г



Задачи:

Обучающие- обобщить знания об имени прилагательном, закрепить навыки проверки правописания окончаний прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи по вопросам, уметь определять грамматические признаки.

Развивающие- развивать орфографическую зоркость, внимание,память,обогащать словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, уметь обобщать, сравнивать и делать выводы.

Воспитывающие- воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру общения, поведения на уроке.









































Ход урока.

ОНУ. Актуализация.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим полученные знания об имени прилагательном, а также закрепим навыки проверки правописания окончаний прилагательных по вопросам ,которые оканчиваются на -ий, -ья, -ье, -ьи и будем определять их грамматические признаки.

Давайте сначала вспомним,

что вы уже знаете об имени прилагательном?

-что обозначает прилагательное ?( это часть речи, которая обозначает признак предмета.

- на какие вопросы отвечает прилагательное?

( какой, какая, какое, какие?) или чья? чьё? чьи? чей?

Какого числа могут быть прилагательные? ( ед.и мн?)

Как определить род имени прилагательного? ( по существительному, которое стоит рядом, т.е прилагательные согласуются с существительным, стоят в том же роде, числе и падеже)

А в какой грамматической категории прилагательного нельзя определить род? ( во мн.ч)

- А чтобы проверить правописание окончаний прилагательных, что нужно сделать? ( нужно задать вопрос от сущ к прилаг. какое окончание в вопросе, такое и будет в прилагательном)

А прилагательные оканчивающиеся на -ье, ьи, ья в чем их особенность правописания? ( при склонении они сохраняют разделительный ь перед падежными окончаниями)

Молодцы, вспомнили и обобщили знания. Теперь проверим д.з.

На дом вам было задано упр 87 в котором нужно было изменить словосочетания ,записанные в скобках. ( проверка д.з)

Заячий след-заячьими следами ( чьими? Т. п)

Птичья лапка- птичьих лапок( от чьих? Р.п)

Беличий след- беличьих следов ( чьих ? Р.п)



Открой тетради, запишите число.( Пятое декабря. Классная работа)

На доске запись и разбор предложения.

Охотники в зимнем лесу ходят медвежьими, лисьими, кабаньими и птичьими тропами.

Гл чл предлож. Подлеж и сказ.

Кто? охотники, что делают? Ходят. Где? В зимнем лесу. Ходят чем? Тропами .Тропами чьими? Предложение осложнено однородными членами , прилагательными. Почему не поставили запятую перед союзом и?

Потому что он одиночный.

Закрепление.

В продолжение нашей с вами темы, коль мы начали с вами говорить о следах животных я вам предлагаю побыть немного в роли охотников и помочь разобраться в следах животных. Я вам читаю стихотворение, а вы вместо ответа поднимаете карточку картинку с изображением того или иного животного.( один человек у нас стоит за закрытой доской и тоже пишет ответы ,а потом мы их проверим)

Чьи следы ведут к берлоге( медвежьи)

Чьи следы ведут к норе?( лисьи)

Чьи-к знакомой конуре?( собачьи)

Чьи следы ведут к кустам?( заячьи)

Чьи- к глухим лесным местам?( волчьи)

Чьи следы ведут к сметане

И к подушке на диване? ( кошачьи)

Каждый след от чьих –то ног,

И не двух, а четырех.

Проверка что написано на доске, правильность ь знака.

-Какой вывод можем сделать? Что если в вопросе есть ь, то он сохраняется и в прилагательном.

-В каком числе стоят все эти прилагательные?

Во мн. ч. Можно у них определить род? Нет. Если останется в конце урока время, можно поиграть в игру « чьи следы спрятались в песне Маши». Найти зашифрованных животных.

Как вы думаете, где ещё мы с вами можем встретить прилагательные на ий,ья,ье,ьи?

Самостоятельная работа.

Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю самостоятельно сделать упражнение по тетради стр 128 упр 327.вам нужно будет выделить окончания прилагательных, определить их род и дописать в скобках еще одно задание)

Проверка. По очереди читают и называют ответы.

Теперь мы ответим на вопрос, где же ещё встретились нам эти прилагательные? В сказках их названиях)

А ещё они встречаются в пословицах и фразеологических оборотах, т.е в определенных выражениях.

Работа у доски. Сейчас вы будете работать у доски. Запишем словосочетания и определим их род.

Медвежья услуга(чья?) ,когда так говорят? Например, Витя оказал неправильной подсказкой медвежью услугу. Услуга не к месту.ненужная.

Заячья душа (чья?) о каком человеке так говорят? Трусливом

Собачий холод (чей?) очень холодно

Птичьи права (чьи?) без законных оснований, неофициально) вы находитесь на птичьих правах.можно ли определить род? Нет,это мн.ч

Волчий аппетит(чей?) мр. Голодный человек.

Телячьи нежности(чьи?) Чрезмерные, неуместные нежности. Мн.ч.

Черепашья скорость ( медленная) ж.р.

Сорочье стрекотание ( чьё?) ср.р. Говорят быстро и без толку.

Беличья память(чья? )ж.р.

А когда так говорят? О каком человеке можно употребить это выражение? Послушайте рассказ М.Пришвина « Беличья память» и ответьте на вопрос.

Михаил Пришвин «Беличья память»

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!


О каком человеке так говорят? У которого острая, хорошая память.

Физминутка.

Просмотр видеоклипа « В мире животных».

Самостоятельная работа в парах . тетрадь стр 130 упр 331.

Этими заданиями мы еще раз проверим ваши знания.

Упр 331 выполняют Валя и Юля, а 332 –Денис и Даниил.

Объяснение упражнений. (задания выполняют в тетради карандашом)

Оля выполняет упр 329 (3ч) вставляет окончания.

Проверка упражнений.

Молодцы, справились.

Теперь поработайте немного в роли учителя. Найдите ошибки и исправьте их. На мониторной доске записаны словосочетания: птичи глаза, олени упряжки, медвежя услуга, сороче гнздо.

Проверка. Проверяем словосочетания вопросами Чьи?,Чья?,Чьё?

Определяем род.

Устное закрепление стр 76 упр 89 по учебнику. Читатют текст по предложению находят прилаг и определяют его род и падеж по таблице памятке.





Итог урока.

Итак, какой вывод мы с вами можем сделать из нашего урока о правописании имен прилагательных ? окончание проверяется вопросами, ь знак пишется и сохраняется перед окончаниями прилагательных если он есть в вопросе,во мн. ч род у прил не определяется.

Вы правильно на уроке выполнили все задания. Я надеюсь, что в правописании таких прилагательных вы никогда не будете совершать ошибок.

Объяснение д.з. стр 76 упр 88.

Выставление оценок.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Склонение прилагательных на ий,ья,ьи, ье." Закрепление знаний.

Автор: Калюжная Виктория Владимировна

Дата: 11.03.2025

Номер свидетельства: 666413


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства