kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках русского языка в 5 классе по теме "Буквы а-о в корне -лаг-лож-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода по теме "Буквы а-о в корне -лаг-лож".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках русского языка в 5 классе по теме "Буквы а-о в корне -лаг-лож-"»












Системно - деятельностный подход

в обучении учащихся на уроках русского языка

в 5 классе по теме

«Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­».

















Михайлова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко»









Теоретические положения по теме работы



При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Таким образом, системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.


Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

  • обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 

  • разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций. Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Под компетентностью понимается актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию определяют как способность (готовность) к определённой деятельности с применением знаний, умений, навыков (ЗУНов), включающих также личностные качества.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им (включается в него).

Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.

































Конспект урока по русскому языку в 5 классе



Тема урока: Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­.


Тип урока. Урок открытия новых знаний.


Класс: 5

В классе реализовывалась программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений - 5–11-й классы - С.И. Львова.

Количество часов в неделю -6, в год – 204.

Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 5 класс» в трех частях, авторы - С.И. Львова, В.В. Львов.



Цель урока: научить правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­;


Задачи урока:


Образовательные:

- сформировать умение узнавать корни с чередованием;

- сформировать умение графически обозначать условия выбора орфограммы;

- повторить и закрепить написание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова;

Развивающие:

- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

- развивать коммуникативные и творческие способности;

- формировать умение осуществлять самоконтроль;

- развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- формировать умение осуществлять самоконтроль.


Планируемые результаты:

- умение правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­;

- умение осуществлять поиск информации (по словарям);

- умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов;

- проявление интереса к теме урока.



Ход урока


Этапы урока

Цель этапов

Деятельность

учителя

Учащихся

Оргмомент.

- настроить учащихся на работу;

- проверить готовность к уроку;

- выявить отсутствующих.

Приветствие. Обращение внимания на рабочее место учащихся. Обращение к дежурному.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Мотивирование к учебной деятельности

-включить учащихся в учебную деятельность;

-определить план работы на уроке;

- Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?

Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения.

Что мы для этого должны сделать?








Выяснить, что нам известно.

Актуализация знаний.


Повторяем.


-актуализировать знания для восприятия нового материала.









- закрепить умение осуществлять самоконтроль и искать информацию по словарю

-В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?


-Вспомним, какие виды корней с безударным гласным мы знаем.



- Проверим наше умение различать слова с разными видами корней и правильно их писать.

- распределительный диктант (приложение 1): выписать слова с проверяемым гласным в корне.


- проверяем написанное.


Правописание корней с безударным гласным.


  1. Корни с непроверяемым гласным и корни с проверяемым гласным.



Два ученика у закрытых досок: 1- слова с проверяемым гласным, 2- слова с непроверяемым гласным.


- учащиеся доказывают правильность выбора слов с проверяемым гласным, подбирая проверочные слова, а с непроверяемым – самопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

Постановка проблемы и фиксация затруднений в деятельности

Постановка проблемы.

Материал для наблюдений представлен в презентации, чтобы ученики заранее не читали формулировку правила и противоречие проблемной ситуации было острее и нагляднее.

Слайд 2

1. На слайде слова:

положение

сложить

предлагать

излагать

– Что их объединяет? (Однокоренные слова.) Назовите корень. (Корни выделяются по клику мыши.)

– Что вы заметили? (В корнях разные буквы а–о: буквы мигают, выделяются жирным шрифтом или другим цветом.)

2. Затем по клику мыши появляются слова в другом столбике.

положить – положит

сложить – сложит

предлагать – предложит

излагать – изложит

– Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

– Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)


– Работает ли здесь проверочное слово? Мы попробовали справиться с заданием, но у нас не получилось.

Но расстраиваться мы не будем, ведь наш девиз (вывесить на доску)

Не ошибается тот, кто ничего не делает!


- Пред нами еще один вид корней с безударным гласным – корни с чередованием.

– Какая перед нами возникла проблема?


Уточняем проблему по Слайду 3.















Ученики фиксируют расхождение букв гласных в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)










Коллективный диалог.







Учащиеся приходят к выводу, что проверить ударением этот корень нельзя и к непроверяемым его не отнести, т.к. в нем разное написание, буквы меняются, т. е. чередуются.








Ученики формулируют проблему (не умеем правильно писать корень –лаг – лож- ).



Выявление причин затруднения.

Поиск решения.


Организовать взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения в деятельности.

Поставить учебную задачу.

-В чем причина затруднения?



- Сформулируйте цель урока




- Чтобы достичь этой цели, какую учебную задачу поставим перед собой?


А что для этого нужно сделать?

- не знаем правила правописания корня с чередованием о-а.

- научить правильно писать слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­.

- Научиться узнавать корень с чередованием и правильно писать слова с ним.


Узнать правило.


Открытие новых знаний.

Вывести правило написания корня с чередованием –лаг-лож-.

На Слайде 4 предлагается работа с языковым материалом.

- прочитайте слова

излагать изложить

слагать сложение

прилагательное приложение


• Проанализируйте слова в левой и правой колонке.
• Попробуйте установить закономерность в написании букв ао в корне -лаг-/- лож-.


Сравните свои предположения с правилом в учебнике.




Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»?

– Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. - Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.


Методическая рекомендация. Чтобы предупредить отрицательное взаимодействие навыков (наложение способа проверки) при одном опознавательном признаке двух разных видов орфограмм (проверяемой буквы и буквы чередующегося гласного), следует указать на дополнительный признак – так называемую типовую модель орфограмм­букв чередующихся гласных [лаг/ж]. Это звукосочетание также является опознавательным признаком (а также условием выбора орфограмм, если это корень).


– Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг?

– Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе корень ­лаг­ (­лож­)?


-Какую задачу мы поставили перед собой? Что хотели выяснить?


-Вы это сделали?

-Запишите в тетрадь, сформулированное правило.



- Как вы думаете, поможет ли это знание для достижения цели данного урока?




Обсуждение в парах.





Высказывание предположений.





Учащиеся формулируют правило самостоятельно и сравнивают
с формулировкой в учебнике (текст в рамке).




По безударному положению гласного.





Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.





















Под ударением, другое значение, не корень.


Действие.




- Научиться узнавать корень с чередованием, узнать правило написания. и правильно писать слова с ним.

- Да.


(графически и текстом учащиеся фиксируют правило в справочниках).

- Да.

Физкультминутка

Первичное закрепление

Организовать усвоение применения правила

1. Упр. 122









- Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания).













– В каких словах этой орфограммы нет? Почему?

2. Упр. 123 работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление­сообщение.

Совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­(­лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

3. Упр. 124 – развивается языковая догадка – подбирать слова с изученной орфограммой в соответствии с указанным значением.


Учащиеся развивают умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­лаг­ (­лож­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.


1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.


Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный.


Учащиеся выполняют упражнение, работают со словарем, делают выводы.












Выполняется в парах, с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Проверка коллективная.


Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Проверить свое умение видеть слова с корнем –лаг-лож- и применять правило.

Упр. 125 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений, графически объяснять условия выбора орфограмм; совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки по изученному ранее материалу.

Или

Карточки с игрой «Четвертый лишний». Приложение 2.

Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.










Выполняется самостоятельно с последующей проверкой по ключу.


Домашнее задание

Подготовить к качественному выполнению домашнего задания.

Упр. 126

или

составить три блока игры «Третий лишний» по теме урока

Запись домашнего задания, уточнение.

Рефлексия

Оценить собственную деятельность

Слайд 5


- Выполните задания «Сортировщик»

1. Какую букву выбрать: а или о? Выпишите только слова с а.

1) предл..гать 2) выл..жить

3) пол..жение 4) сл..гаемое


2. Найдите «лишнее» слово.

1) предложение 2) ложный

3) сложить 4) приложение


- Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли ее достичь?

-Выполнили ли основную задачу урока?

-Что более всего понравилось на уроке?

- Закончите предложение:

Я рад, что…

- Оцените свое настроение на уроке.


- Оцените свою работу с помощью карточки самооценки Приложение 3

Оценки за урок:

«5», если все плюсы или один плюс-минус

«4»- нет минусов, плюс-минус встречается более одного раза.





Учащиеся выполняют задание, проверяют себя обосновывают ответы.







Коллективный диалог.












Самооценка учащихся.

















Приложения.

Приложение 1.

Маршрут, удивление, колосья, рекорд, велосипед, роскошный, тяжелый, квартира, подразнить, витрина, терраса, подавать, оптимизм, пессимизм, наслаждение, обоняние, экипаж, смягчить, вестибюль.




Приложение 2.

Найдите «Четвертого лишнего».

    1. подл..жить, сл..гать, предл..жение, выл..жить

    2. прил..гательное, сл..гать, нал..жить, нал..гать

    3. разл..жить, л..жный, вл..жение, сл..жить

    4. безотл..гательный, прил..гать, л..герный, разл..гается.



Приложение 3.

Карточка самооценки

Этап урока

Оценка (+, +, -)

1. Повторяем.


2. Выведение правила правописания корня с чередованием –лаг- лож-


3. Выполнение упражнений / карточек


4. «Сортировщик»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлова Наталья Николаевна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства