kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Систематизация и обобщение знаний по теме "Причастие" - "М.Ю. Лермонтов - что мы знаем о нем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке использованы разнообразные формы систематизации и обобщения знаний учащихся: работа с кластерами, лингвистическая игра, морфемный конструктор. В течение урока ребята узнают много нового о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова. Для выборочного диктанта, лингвистической игры и в качестве домашнего задания предлагаются отрывки из произведений поэта.  Также ребятам предлагаются эпизоды видеофильма "Прикосновение" о великом поэте и презентация "Лермонтовские места на Кавказе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок причастие 2014»

Цели урока: систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Причастие»; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать представление о роли причастий в художественных произведениях (на примере поэзии М.Ю.Лермонтова); воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.


Средства обучения: компьютерная презентация, видеофильм «Прикосновение», портреты М.Ю. Лермонтова, отрывки из произведений М.Ю. Лермонтова и критических статей о нем, кластер «Причастие», карточки для парной работы


Ход урока

Самоопределение деятельности

Здравствуйте, ребята! Давайте мы прикроем глазки и мысленно скажем: Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.

Откроем глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Актуализация прежних знаний

 На протяжении 8 уроков мы с вами изучаем часть речи, которая называется «Причастие». Пришло время обобщить изученный материал и выяснить, что вам уже известно об этой части речи. Давайте оформим тетради: запишем число и тему урока.

Работа с кластерами

На каждой парте лежит кластер. Я предлагаю вам заполнить пустые места, работая в группах.

Игра «Верите ли вы?»

Сейчас мы с вами еще раз вспомним, что мы знаем о причастиях. В этом нам поможет игра «Верите ли вы?» На партах у вас лежат сигнальные карточки. Напоминаю вам, что зеленый листок сигнализирует правильность высказывания, а желтый – неверное утверждение. Приготовились отвечать:

- Верите ли вы, что  причастия образуются от глаголов?(Да.) Докажите, приведя пример. (Причастие «играющий» образовано от глагола «играть» с помощью суффикса –ющ-).

- Верите ли вы, что причастия  могут быть настоящего и прошедшего времени?(Да.) Объясните. (Они  изменяются по временам – лечащий, лечивший).

- Верите ли вы, что в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется буква а или я, если причастие образовано от глагола 1 спряжения? (нет) Пишется буква у или ю (несущий, думающий)

- Верите ли вы, что причастия могут быть совершенного и несовершенного вида? (Да.) (Они имеют признаки глагола: вид, возвратность – горевший, догоревший.)

- Верите ли вы, что причастия не зависят от определяемого существительного? (Нет.) (Они обозначают временный признак предмета по действию и согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже - читающий мальчик, распахнутое окно, звенящая песня).

- Верите ли вы, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом? (да) Расскажите о знаках препинания при причастном обороте

Давайте обобщим все сказанное и сформулируем правило. Что же такое причастие?

Постановка учебной задачи

Ребята, сейчас я предлагаю вам поговорить о роли причастий в художественном тексте. Может ли кто – нибудь уже сейчас ответить на вопрос: Какую роль играют причастия в художественном тексте? (Наверное, они помогают сделать текст выразительнее, красочнее, т.к. обладают признаками имени прилагательного)

Хорошо, правильно мыслите. Давайте проверим наши догадки. А помогут нам в это строки из произведения одного выдающегося русского поэта. Посмотрите видеосюжет и назовите его имя

Просмотр видео (3.28 – 4.58) Догадались, о ком идет речь? (4.59 – 5.34) Конечно же, это М.Ю. Лермонтов – мой любимый поэт, 200-летний юбилей которого мы празднуем этой осенью.

Первичное закрепление во внешней речи

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просила вас подобрать отрывки из известных стихотворений Лермонтова, в которых встречаются причастия. Они и будут служить материалом для выборочного диктанта, который мы сейчас напишем.

Выборочный диктант

Ребята читают нам отрывки из стихотворений М.Ю.Лермонтова, ваша задача – выписать причастия, которые встретятся в этих отрывках, указать вид и время причастий

1)    Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу, черногривого коня!

Но окно тюрьмы высоко, дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко в пышном тереме своем.

Одинок я - нет отрады:  Стены голые кругом,

       Тускло светит луч лампады  Умирающим огнем.  («Узник»)

 

2)    Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски, при диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски

(«Как часто пёстрою толпою окружён»)

  

3)  Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой.

     Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам – ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям («Родина»)

 

4)    Когда волнуется  желтеющая нива   И свежий лес шумит при звуке ветерка,

         И прячется в саду малиновая слива   Под тенью сладостной зеленого листка

Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе, -

И счастья я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога

(«Когда волнуется желтеющая нива»)

 В тетрадях: Умирающим (несов, наст), окружен (сов, прош), затверженных (сов, прош), стянутые (сов, прош), купленная (сов., прош), желтеющая (несов, наст)


С помощью каких языковых средств, выраженных причастиями, стихи Лермонтова становятся ярче, образнее, красочнее? (Метафоры, эпитеты)

 

 Закрепление пунктуационных правил

Лингвистическая игра “Юный корректор”

Вы хорошо справились с предыдущим заданием, поэтому я предлагаю вам поиграть. Я выбрала из произведений М.Ю.Лермонтова предложения, расположила их на слайде, но что – то напутала со знаками препинания. Помогите мне исправить пунктуационные ошибки.

  1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.-

  2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину. +

  3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.-

  4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.+

  5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.+

  6. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.-

  7. Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.+


Ребята, обратите внимание, как много причастий использовал Лермонтов в своих произведениях: горы, изрытые морщинами; туман, нахлынувший волнами; долина, заваленная сугробами… Как это красиво звучит, не правда ли?


Физминутка

Если я назову словосочетание с причастием, вы присядете; если с прилагательным, хлопните в ладоши: талантливый поэт, пишущий стихи, рисующий картины, великий гений, живший в 19 веке, воспитанный бабушкой, молодой человек


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ребята, мы с вами живем на Кавказе. Лермонтов бывал здесь неоднократно. И наверное, нет человека, который, приехав на Кавказские Минеральные Воды, не захотел бы открыть томик Лермонтова и перечитать его стихи. Сколько удивительных строк подарил поэт нашему региону. Нет во всей России уголка, столь тесно связанного с жизнью и творчеством ее великого сына, Михаила Лермонтова, как этот уголок Северного Кавказа.

Просмотр видео (23.43 – 24.57)

А теперь обратимся к тексту Вадима Хачикова “Лермонтовские места на Кавказе”. Вам нужно найти причастия и распределите их по колонкам – Это самостоятельная работа.

На фоне текста просмотр презентации «Лермонтовские места» + дети заполняют таблицу

Поэт встречает нас в самом центре Пятигорска, в небольшом скверике, приподнятом над окружающими улицами. Этот памятник, сооруженный на народные деньги, был первым в России памятником Лермонтову. Сам домик Лермонтова был выкуплен у владельцев и превращен в музей, оберегаемый государством, притягивающий всех, кому дороги имя поэта и судьба русской литературы. А вот, подняв голову, мы видим на вершине скалы беседку, почти не изменившуюся за это время. Легкий флюгер, венчающий ее купол, почти никогда не остается в покое. Когда – то порывы ветра колебали струны, натянутые внутри, и по округе разносились чарующие звуки. Кажется, что сам бог ветров Эол играет на арфе. Оттого беседку и прозвали Эолова арфа. Ниже Эоловой арфы в скале чернеет овальное отверстие, обрамляемое камнем. Грот носит имя Лермонтова. Тесно связано с поэтом ванное здание, примкнувшее к самому подножию горы Горячей. В былые времена к нему с утра до вечера подкатывали кареты, привозившие жаждущих исцеления и сполна получавших его. Никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления и не подарил этому волшебному краю целебных вод столько восхитительных строк, изучаемых нами в школе.

Действительные настоящего времени

Действительные прошедшего времени

Страдательные настоящего времени

Страдательные прошедшего времени

окружающими

изменившуюся

оберегаемый

приподнятом

притягивающий

примкнувшее

обрамляемое

сооруженный

венчающий

привозившие

изучаемые

выкуплен

чарующие

получавших


превращен

жаждущих



натянутые




связано

Давайте проверим, правильно ли вы заполнили. Поменяйтесь друг с другом, сравните свои записи с эталоном и поставьте оценки друг другу.

Вспомним и объясним правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Сформулируйте алгоритм рассуждения о выборе гласной в суффиксах действительных причастий, пользуясь таблицей на слайде. Сформулируйте алгоритм рассуждения о выборе гласной в суффиксах страдательных причастий, пользуясь таблицами учебника.


Игра «Конструктор»

Ребята, а теперь давайте перенесемся детство, вернее в то время, когда вы играли в конструктор. Перед вами конструктор с морфемами. Вам нужно вспомнить, как образуются причастия и сконструировать их.

Итак, я читаю вам предложение, вы находите в нем глагол и образуете от него причастие.


- Лермонтов прожил всего двадцать семь лет. (Образуйте дейст прич прош времени – прож-и-вш-ий)

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов совершенного и несовершенного вида путем прибавления суффикса вш или ш, гласная перед суффиксом сохраняется от глагола.

- Поэт создал сотни стихов, около трех десятков поэм. (Образуйте дейст прич прош времени – созд-а-вш-ий)


- Природа одарила Лермонтова талантом не только в живописи, но и в музыке. (Образуйте страд прич прош времени – одар-енн-ый)

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов совершенного и несовершенного вида путем прибавления суффикса нн, енн, т.


- Также поэт любил рисовать. (Образуйте дейст прич наст времени – рису-ющ-ий)

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов 3 л множ числа несовершенного вида путем прибавления суффикса ущ (ющ) или ащ (ящ).


- Лермонтова уважают во всем мире. (Образуйте страд прич наст времени – уважа-ем-ый)

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса ем (ом) или им


Рефлексия

А теперь я вас попрошу оценить свою работу на уроке: если вы считаете, что работали хорошо, вам все понятно, прикрепите к осеннему деревцу на доске желтый листик; если что-то вам было непонятно и работали вы без особого желания, прикрепите зеленый листочек; а если у вас осталось много вопросов и работали вы с неохотой, берите красный листик


Домашнее задание

Я довольна вашей работой, а в награду я предлагаю вам домашнее задание по выбору:

  1. Можно выполнить упр 148 (з), 169 (с) – подготовить сообщение о причастии как о части речи

  2. Можно взять тексты Лермонтовских стихотворений с пропущенными причастиями и постараться восстановить их.

  3. Можно написать мини – сочинение «Лермонтов – мой любимый поэт», используя в нем как можно больше причастий.







ющ



основа глагола














енн



вш














а



ем
















и




ий








































































Заполни таблицу

Действительные настоящего времени

Действительные прошедшего времени

Страдательные настоящего времени

Страдательные прошедшего времени


























Заполни таблицу

Действительные настоящего времени

Действительные прошедшего времени

Страдательные настоящего времени

Страдательные прошедшего времени


























Заполни таблицу

Действительные настоящего времени

Действительные прошедшего времени

Страдательные настоящего времени

Страдательные прошедшего времени


























Заполни таблицу

Действительные настоящего времени

Действительные прошедшего времени

Страдательные настоящего времени

Страдательные прошедшего времени













































Кавказу

Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями …..
И …… войной!
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.



Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, ….. от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.


Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!





Прощай, ….. Россия



Прощай, ….. Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им …… народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их …… глаза,
От их ….. ушей.












Дары Терека

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
……. грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".







Сон

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал …… я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь сочилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне …….. огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, …… цветами,
Шел разговор веселый обо мне.





Просмотр содержимого презентации
«урок причастие»

Мы рады видеть Вас на открытом уроке русского языка в 7 классе

Мы рады видеть Вас

на открытом уроке

русского языка

в 7 классе

Шестнадцатое октября.  Классная работа.  Обобщение изученного по  теме «Причастие».

Шестнадцатое октября. Классная работа. Обобщение изученного по теме «Причастие».

Работа с кластерами Причастие Имеет признаки двух частей речи … Глагол Склоняется по падежам … … Бывают настоящего и прошедшего времени В единственном числе изменяется по …

Работа с кластерами

Причастие

Имеет признаки двух частей речи

Глагол

Склоняется по падежам

Бывают настоящего и прошедшего времени

В единственном числе изменяется по …

Проверь себя! Причастие Имеет признаки двух частей речи Имя прилагательное Глагол Склоняется по падежам Изменяется по числам Бывают совершенного и несовершенного вида Бывают настоящего и прошедшего времени В единственном числе изменяется по родам

Проверь себя!

Причастие

Имеет признаки двух частей речи

Имя прилагательное

Глагол

Склоняется по падежам

Изменяется по числам

Бывают совершенного и несовершенного вида

Бывают настоящего и прошедшего времени

В единственном числе изменяется по родам

Лингвистическая игра

Лингвистическая игра

  • Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.
  • Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.
  • Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.
  • Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.
  • Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.
  • Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.
  • Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.
Проверь себя!

Проверь себя!

  • Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.
  • Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал долину.
  • Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.
  • Уже мы различали почтовую станцию и кровли окружающих ее саклей.
  • Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг густой пеленой.
  • Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.
  • Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
Вадим Хачиков – автор книги «Лермонтов и Кавказ»

Вадим Хачиков – автор книги «Лермонтов и Кавказ»

Памятник М.Ю. Лермонтову  Поэт встречает нас в самом центре Пятигорска, в небольшом скверике, приподнятом над окружающими улицами. Этот памятник, сооруженный на народные деньги, был первым в России памятником Лермонтову.

Памятник М.Ю. Лермонтову

Поэт встречает нас в самом центре Пятигорска, в небольшом скверике, приподнятом над окружающими улицами. Этот памятник, сооруженный на народные деньги, был первым в России памятником Лермонтову.

Дом – музей  М.Ю. Лермонтова  Сам домик Лермонтова был выкуплен у владельцев и превращен в музей, оберегаемый государством, притягивающий всех, кому дороги имя поэта и судьба русской литературы.

Дом – музей М.Ю. Лермонтова

Сам домик Лермонтова был выкуплен у владельцев и превращен в музей, оберегаемый государством, притягивающий всех, кому дороги имя поэта и судьба русской литературы.

Эолова арфа  А вот, подняв голову, мы видим на вершине скалы беседку, почти не изменившуюся за это время. Легкий флюгер, венчающий ее купол, почти никогда не остается в покое. Когда – то порывы ветра колебали струны, натянутые внутри, и по округе разносились чарующие звуки. Кажется, что сам бог ветров Эол играет на арфе. Оттого беседку и прозвали Эолова арфа.

Эолова арфа

А вот, подняв голову, мы видим на вершине скалы беседку, почти не изменившуюся за это время. Легкий флюгер, венчающий ее купол, почти никогда не остается в покое. Когда – то порывы ветра колебали струны, натянутые внутри, и по округе разносились чарующие звуки. Кажется, что сам бог ветров Эол играет на арфе. Оттого беседку и прозвали Эолова арфа.

Грот Лермонтова  Ниже Эоловой арфы в скале чернеет овальное отверстие, обрамляемое камнем. Грот носит имя Лермонтова.

Грот Лермонтова

Ниже Эоловой арфы в скале чернеет овальное отверстие, обрамляемое камнем. Грот носит имя Лермонтова.

Лермонтовские ванны  Тесно связано с поэтом ванное здание, примкнувшее к самому подножию горы Горячей. В былые времена к нему с утра до вечера подкатывали кареты, привозившие жаждущих исцеления и сполна получавших его.

Лермонтовские ванны

Тесно связано с поэтом ванное здание, примкнувшее к самому подножию горы Горячей. В былые времена к нему с утра до вечера подкатывали кареты, привозившие жаждущих исцеления и сполна получавших его.

Никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления и не подарил этому волшебному краю целебных вод столько восхитительных строк, изучаемых нами в школе.

Никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления и не подарил этому волшебному краю целебных вод столько восхитительных строк, изучаемых нами в школе.

Правописание гласных  в суффиксах  действительных причастий Глаголы Суффиксы Писать Красить Причастия  (I спр) -ущ-, -ющ- Сохраняется гласная суффикса неопр формы настоящего времени (II спр) -ащ-, -ящ- пишущий Причастия -а- + -вш- (ш) красящий прошедшего времени -и-+ -вш- (-ш-) писавший красивший

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий

Глаголы

Суффиксы

Писать

Красить

Причастия

(I спр)

-ущ-, -ющ-

Сохраняется гласная суффикса неопр формы

настоящего времени

(II спр)

-ащ-, -ящ-

пишущий

Причастия

-а- + -вш- (ш)

красящий

прошедшего времени

-и-+ -вш- (-ш-)

писавший

красивший

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание по выбору

Домашнее задание по выбору

  • Упражнение 148 (зел), упражнение 169 (син) – подготовить сообщение о причастии как о части речи
  • Восстановить строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, в которых пропущены причастия
  • Написать мини – сочинение «Лермонтов – мой любимый поэт», используя в нем как можно больше причастий
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Волосовцева Евгения Александровна

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства