kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 9 класса по русскому языку. Тема "Синтаксический и пунктуационный разбор БСП". Урок полностью соответствует поставленной целй

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор  БСП.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

  • Образовательные:

    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

    • совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

    • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

  • Развивающие:

    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

    • развивать умения создавать схемы БСП;

    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

  • Воспитательные:

    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

    • воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся:

    • частично-поисковый,


  • по степени активности учащихся:

  • творческие;

  • по источнику знаний:

    • словесные,

    • практические,

    • наглядные,

    • использование АРМ;

  • по стимулированию и мотивации:

    • познавательные,

    • эмоциональные;

;

  • по контролю и самоконтролю:

    • устный,

    • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • индивидуальные,

  • фронтальные,

  • групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

  • АРМ учителя,

  • учебник «Русский язык. 9 класс» тетради учащихся,

  • плакаты,карточки

  • Презентация,

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.    
VII. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 1 – тема урока.
III. 1 Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

– Ребята, н ачертите шкалу нужных знаний от 1-10 . Отметьте на каком уровне каждый из вас находится.

3 Рефлексия: - Зачем мы начертили шкалу?

- На каком уровне знаний каждый из вас находится?

-Какие задачи сегодня ставите перед собой?

Опросить 2-3 учащ.

Слайд 2 –  цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

  • виды сложных предложений в русском языке;

  • характер смысловых отношений между частями БСП;

  • навыки постановки знаков препинания в БС;умет строить схемы БСП;

  • умет заменять сложные союзные синтаксическими синонимами.

4 Деление на группы-команды – названия команд впредложениях, которые нужно составить

Задания группам : из данных словосочетаний собрать предложения , так чтобы в итоге у нас получились ССП, СПП , БСП

5Фронтальный контроль знаний

6.У каждого учащегося оценочный лист

7 Творческое задание: по составить БСП и произвестисинтакс .разбо р на темы:

1- ЭКСПО;

2- Универсиада;

3- Социальные сети

на слайде алгоритм разбора БСП

8Взаимопроверка по группам

9 Удоски работают по карточкам 2 учащихся:

10 - Пунктограммы в БСП , вывести схему

Первая груп.:

1. [     ], (чтобы)
2. [     ] : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. [     ] – [ быстрая смена событий].
5. [     ], [     ], [     ].
6. (Если), [     ].

Вторая груп.:

1. [     ], однако [     ].
2. [     ] : [     ], [     ].
3. Либо [     ], либо [     ].
4. (Когда), [     ].
5.  [ время    ] – [     ].
6. [ условие    ] – [     ].

- Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в  БСП:

Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.

Слайд 3 (3-й гр)

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП

пояснительная интонация при причинно-пояснительных отношениях между частями БСП

результативно-следственнаяинтонация при противопоставлении или времени, условии и следствии

– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и  условиях их выбора.

Слайд 4 (2-й г)

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

  • тесно связаны между собой по смыслу,

  • обычно кратки,

  • произносятся тоном перечисления,

  • между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.  [  ], [  ], [  ]. БСП

Слайд 5 (1-г)

Точка с запятой между частями БСП:

  • части БСП менее связаны по смыслу,

  • более распространены,

  • содержат собственные знаки,

  • к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Сел да поехал; ах, хорошо!  [ да ], [межд.,  ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься.   да  ], [  ]. БСП

Слайд 6 (2-г)

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом

[     ] : [причина]. БСП                 Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как)

2. есливтороепд поясняет первое или к. – н. его член

[     ] : [пояснение]. БСП              Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть)

3. если второе пд дополняет первое

 [     ] : [дополнение]. БСП           Пора понять: ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что...)

Слайд 7 (1 г)

Тире между частями БСП:

1. Если в пд содержится противопоставление 
противопоставление

[     ] – [    ]. БСП                               Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но)                                              Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

2. Еслипервоепд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд

[ Время, условие ] – [     ]. БСП          Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда…)                          Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Есливтороепд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд

[     ] – [вывод, следствие]. БСП       Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому)                        Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи
быстрая смена событий

[     ] – [    ]! БСП                               Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

5. Есливтороепд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд

[     ] – [сравнение]. БСП                  Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что)



IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Рефлексия анализа БСП

– Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП:

Слайд 3.

Алгоритм анализа БСП:

  • найти грамматические основы;

  • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

  • поставить необходимый знак препинания;

  • построить схему БСП.

11. Составление и защита кластеров о БСП –

12Дом.задание

8 Итоги урока - вернуться к опорному листу самооценивания ,к шкале успешности , отметит на каком уровне оказались к концу сегодняш.урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Автор: Купеева Раиса Уразбековна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "«Родная речь — дарованное благо ...» Конкурс знатоков по русскому языку и литературе (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "rodnaia-riech-darovannoie-blagho-konkurs-znatokov-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144146"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418659859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства