kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы.Антонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в профессиональной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы.Антонимы.»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО CПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ХОКИМИЯТА


Профессиональная школа Риштанского района







Методическая разработка урока русского языка.




Тема: Синонимы. Антонимы.

Лексическая тема: «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»





Составитель: Х.Г.АМИНОВА – преподаватель русского языка и литературы Профессиональной школы Риштанского района














Тема: Синонимы. Антонимы.


Лексическая тема: «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»


ХОД ЗАНЯТИЯ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.Преподаватель фиксирует в журнале тему урока, отмечает присутствующих. Затем объявляет и записывает на доске число и тему урока. А также объявляет цель урока.

2. Речевая разминка: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ , ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.

(Приложение № 1)

http://job.lenobl.ru/proff_edu/mir

МИР ПРОФЕССИЙ

   Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

   В мире насчитывается около десяти тысяч профессий, определяющих многообразие деятельности человека. С древних времен возникло разделение труда, и появился многообразный мир профессий.

   Ч то же такое профессия? Слово профессия произошло от латинского «profiteer», что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

   Четкое представление о сути профессии необходимо, для осознанного принятия решения о выборе профессий.

http://orel.regiontrud.ru/home/stateservices/proforient/mirprof.aspx



Что такое профессия?

 

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять
ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

 

Как появились профессии?

 

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

 

Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

 

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является
в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальнымидокументами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

 

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

 

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь, то он – профессиональный спортсмен.

 

Как связаны между собой профессия и увлечение?

 

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом
для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит
на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще.
А к профессии относиться, как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

 

Как можно познакомиться с разными профессиями?

 

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

 

С кем можно поговорить о профессиях?

 

Опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомится с профессиональной деятельностью. Однако, не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией. Есть смысл обратиться за помощью к следующим людям:

         психологам-профконсультантам;

         школьным учителям;

         преподавателям профессиональных учебных заведений;

         специалистам тех профессий, которые Вас интересуют;

         родителям, родственникам и знакомым.

 

Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется
в распоряжении психологов, занимающихся профессиональным консультированием. Профконсультированием могут заниматься школьные психологи, психологи городских центров профориентации, психологи районных центров занятости, психологи-консультанты коммерческих фирм. Они знают особенности и требования широкого круга профессий. А если
в чем-то сомневаются, могут обратиться к различным информационно-справочным материалам и профессиограммам, которые должны находиться

у них под рукой. Однако, подробные сведения о какой-то конкретной профессии у них могут отсутствовать.

Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией
о профессиях, но могут помочь Вам при описании школьных
и педагогических специальностей, а также, если это учителя-предметники, они могут рассказать Вам о тех профессиях, с которыми связан предмет, который они преподают. В остальных случаях их мнение о тех или иных профессиях основано на их собственном личном опыте и может быть достаточно субъективным.

Преподаватели профессиональных учебных заведений в большинстве случаев очень хорошо осведомлены об особенностях тех профессий, которым они учат. Большинство из них сами имеют опыт работы по этим специальностям. Они обычно знают, какие требования предъявляет
их профессия к здоровью, знаниям, навыкам и способностям человека
и иногда могут оценить Ваши профессиональные возможности в овладении профессией.

Специалисты, работающие по той или иной профессии, как правило, достаточно хорошо знают цели, средства и условия труда, особенности трудовых действий, требующееся образование, содержание профессиональных знаний и навыков, могут рассказать об учебных заведениях, где можно этому научиться, но их мнение о требованиях профессии к способностям и психологическим особенностям человека могут быть пристрастны. Некоторые из таких специалистов являются энтузиастами своей профессии, а некоторые, напротив, крайне недовольны ей.
Их отношение к профессии может оказать влияние на то, что они Вам про нее рассказывают. Будьте внимательны.

Родители, родственники и знакомые могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, по которым они сами являются специалистами. По всем остальным профессиям они вряд ли могут быть экспертами, и, как правило, или вообще с ними не знакомы, или знают о них понаслышке. Их мнение по профессиям, которыми они сами не владеют, часто является предубеждением, стереотипом, основанным на собственной оценке их привлекательности. Осторожно относитесь к профессиональной информации от своих близких.

 

Где можно почитать или посмотреть материалы о различных профессиях?

 

Информационные материалы о профессиях, опубликованные
в различных изданиях, являются наиболее полными и точными. Однако,
не везде и не всегда в Вашем распоряжении может иметься удобный доступ ко всем этим материалам. Кроме того, поиск необходимой информации может быть достаточно трудным занятием, требующим определенных навыков и терпения. Иногда может потребоваться помощь других людей. Наибольший интерес могут представлять следующие источники информации:

         книги;

         газеты и журналы;

         телевидение и радио;

         видеофильмы;

         информация на компьютерных дисках;

         информация в глобальных компьютерных сетях.

Книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые содержат систематические сведения о разных профессиях, можно найти в библиотеках, книжных магазинах, киосках и лотках, на книжных полках у своих знакомых. Иногда в поиске и выборе необходимых книг могут помочь библиотекари, продавцы, преподаватели и профконсультанты. Литературные данные
о профессиях являются самыми объективными и исчерпывающими, хотя не всегда они в должной мере современны.

В газетах и журналах иногда публикуется информация об отдельных профессиях, но чаще сообщается о конкретных представителях этих профессий, описываются события, в которых они участвовали. Читая любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и специальности встречаются в нашей жизни. Правда, не все профессии в одинаковой мере представлены в прессе, а только те, которые привлекают самих журналистов и интересуют читателей.

В наше время, наряду с большим количеством художественных, развлекательных и музыкальных видеофильмов начинают появляться видеокассеты с учебными фильмами. Некоторые из них представляют собой видеоописания конкретных профессий. Вы можете узнать, как можно познакомиться с такими фильмами, у профконсультантов в центрах профориентации и центрах занятости. Разузнайте, есть ли такая возможность в вашей школе, в библиотеках и студиях видеозаписи.

Если у Вас или у Ваших знакомых есть доступ к компьютеру или даже сам компьютер, то Вы можете знать, что огромное количество информации Вы можете найти на компьютерных дисках. Особенно, на компьютерных CD (компакт-дисках), которые в больших количествах продаются в книжных и компьютерных магазинах города, а также на рынках. Среди дисков с многочисленными компьютерными играми и программным обеспечением Вы можете найти многочисленные базы данных, тексты, электронные версии книг, справочники, энциклопедии, обучающие программы, психологические тесты. В том числе, содержащие сведения о разных профессиях.

Ну и наконец, пока еще самый непривычный источник информации вообще и о профессиях в частности - это глобальные компьютерные сети, такие как общепланетная компьютерная сеть INTERNET и ее российская часть RELCOM. В настоящее время в INTERNET можно найти любую информацию, какая только существует в мире. Но большей частью эта информация написана на английском языке. Русскоязычная сеть RELCOM пока еще не может сравниться по объему и качеству информации
с INTERNET, но и в ней можно найти многое, в частности, сведения
об учебных заведениях, о профессиях, по которым они обучают, о рабочих местах и т.д. Компьютерная сеть позволяет не только получать любую информацию с различных узлов сети – компьютеров-серверов,
но и обмениваться сообщениями с различными людьми с помощью электронной почты, а в некоторых случаях даже получать высшее образование прямо за своим компьютером.

 

Как можно понаблюдать за работой специалистов разных профессиями?

 

Наблюдение за работой профессионалов предоставляет Вам возможность получить собственное впечатление о некоторых профессиях. Побывать на рабочем месте специалиста хотя бы в течение нескольких часов - значит не только понять, но и наглядно представить себе, что он делает,
с помощью чего, в каких условиях, в каком состоянии он может находиться. Постарайтесь представить себя на его месте.

         Что Вы будете видеть, слышать, чувствовать?

         О чем Вы будете думать?

         Что Вам будет мешать работать?

         От чего в работе Вы сможете получить удовлетворение?

Лучше всего посмотреть за профессиональной деятельностью
не одного, а нескольких разных специалистов, на разных рабочих местах,
в разное время, в разных ситуациях.

Подумайте, у кого из знакомых Вы могли бы побывать на работе.
С кем из его коллег или сотрудников Вы могли бы познакомиться? Договориться, когда им былобыудобно принять Вас на своей работе
и показать свое рабочее место. Можно ли кроме того попросить его рассказать о своей профессии?

Если Вы наблюдаете за деятельностью незнакомого человека,
не вмешивайтесь в его работу. Позаботьтесь, чтобы Вас не приняли
за какого-нибудь шпиона или наводчика. Если Вам невозможно остаться незамеченным, объясните, что Вы хотите познакомиться с условиями работы специалистов разных профессий и попросите разрешения просто находиться неподалеку в течение того времени, на которое он согласится. Если этот специалист не согласен, попросите у него извинения за беспокойство
и постарайтесь найти себе другое место для наблюдения.

 

Стоит ли попробовать поработать самому?

 

В конечном счете только собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным. Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. Кроме того, даже если Ваша работа для пробы не станет для Вас окончательным профессиональным выбором, все равно она может представлять определенную ценность для Вашей будущей профессиональной карьеры. Веди в процессе работы Вы приобретаете не только профессиональные знания и навыки, становитесь не только квалифицированным специалистом. Вы приобретаете:

         жизненный и трудовой опыт;

         деловые связи и знакомства;

         материальную основу для дальнейшего профессионального роста.

Однако, собственный опыт - это наиболее дорогая и длительная форма знакомства с профессией. Можно позволить себе поучиться и поработать для пробы только в том случае, если овладение профессией не требует значительных затрат времени, сил и средств. Это имеет смысл сделать тогда, когда Вы не уверены в выборе более сложной специальности, или жизненные обстоятельства заставляют Вас отложить на какой-то срок серьезное профессиональное образование.

 

Что следует узнать о профессиях?

 

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения
о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские
и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

         Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

         В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

         С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

         Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

         Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он
в основном в коллективе или индивидуально?

         Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он
в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно,
в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать
в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

         Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

         В каких отраслях используется данная профессия?
В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?

         Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?

         В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

         Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?

         Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

         Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

         Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

         Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?

         Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность
и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

         к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,

         к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости
и точности движений, подвижности, ловкости,

         к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,

         к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

 

Сколько существует профессий?

 

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя пользуются спросом несколько сот (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий,
но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии
и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных
и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

 

Какие новые профессии появляются в наши дни?

 

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм,некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web-дизайнер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.

 

Как ориентироваться в мире профессий?

 

Чтобы ориентироваться в мире профессий, мы предлагаем Вам своего рода карту. Территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств. Их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода профессиональных государств
со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение. Например, профессии слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому, их смело можно помещать в одно и то же место на психологической карте профессий.

 

Что такое психологические координаты профессии?

 

Так же, как и на настоящей географической карте, положение профессии на психологической карте можно описать двумя координатами. Только на психологической карте роль широты играет психологический тип профессии, а роль долготы – психологический класс профессии.

Тип профессии указывает на, то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

 

Какие бывают психологические типы профессий?

 

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

1. К профессиям типа "человек-человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

2. Тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип "человек-знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4. К типу "человек-художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5. Наконец, к типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. Какие бывают классы профессий?

По характеру труда выделяются два класса профессий.

А) Профессии исполнительского класса связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

 



II. Введение в учебное занятие. Актуализация знаний


1.Опрос проверка домашнего задания

2. Введение в учебное занятие – комментирование опорных слов (Приложение № 2)

2-Приложение


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

оценка

  Домашнее задание:

5 - 4

Пересказать содержание текста «Медицинские символы. .»

«Клятва Гиппократа»

3 -

Ответить на вопросы:

  1. Какой обычай был в Древней Греции?

  2. Где изложены этические нормы, которым надлежало следовать в своей деятельности врачу?

  3. Расскажите содержание Клятвы Гиппократа.



III. Объяснение новой темы.


1.Введение грамматического материала.

2.Выполнение тренировочных упражнений.. (Приложение № 3)


3-ПРИЛОЖЕНИЕ


1.Введение грамматического материала.

Лексическое значение — это выражение сло­вом определенного смыслового содержания. Связь между звуковой оболочкой слова и его лексичес­ким значением должна пониматься всеми оди­наково. Например, употребляя слово «бодрый» в значении «полный сил, здоровый, энергичный, де­ятельный», мы должны знать, что это значение будет понятно всем говорящим по-русски. Если это условие не будет соблюдаться, то употребляе­мое слово будет бессмысленным, лишенным лек­сического значения.

Иногда лексическое значение услышанного или прочитанного слова вам неизвестно. Это не дает права утверждать, что такое слово не имеет смысла. Необходимо попросить, чтобы вам объяснили его лексическое значение или сле­дует выяснить это самому, используя словари и энциклопедии.

Синонимы.

Синонимы — это слова, которые звучат и пи­шутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки (само это слово происходит от греч. «синонимос», что значит «соименность» или «од­ноименность»), например: миг момент, бра­нить ругать, огромный —- громадный, напрас­но зря.

Синонимами могут быть не только пары слов, но и целые ряды, например: метель, метелица, вьюга, пурга, буран; кратко, коротко, сжато, лако­нично, вкратце.

В речи синонимы служат для разных целей. На­пример, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и то же слово: «К зиме строитель­ство должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы». Синонимы используются для разграничения смысловых оттенков близких названий: «Сияло солнце, вздыхала степь, блесте­ла трава в бриллиантах дождя, и золотом сверка­ла река» (М. Горький).

Синонимичными могут быть не только слова, но и словосочетания, например: шёл берегом шёл по берегу.

Синонимы — это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета, свойства или действия, человек как бы расцвечивает свою речь, делает ее более выра­зительной, гибкой. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке.

Лексика – это все слова, входящие в состав того или иного языка.

Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.

Слова – единицы речи, которые служат для обозначения предметов и явлений.

Синонимы – близкие по значению слова: большой, великий;

Антонимы – слова, с противоположным значением: зима – лето; много – мало.








2.Выполнение тренировочных упражнений.


1.Объясните значения выделенных слов. С каждым словосочетанием составьте предложение.

  1. Тёплая одежда, тёплый приём, тёплая компа­ния;

  2. первая смена, смена белья, молодая смена;

  3. огонь костра, огни рекламы, огонь артилле­рии;

  4. тень дерева, тень сомнения, тень на фоне окна.


2. Скажите, какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом.

Гребень (петуха), гребень (для волос), лисичка (зверек), лисичка (гриб), труба (водопроводная), труба (музыкальный инструмент), хвост (собаки), хвост (кометы), нос (человека), нос (корабля).



IV.Закрепление нового материала


  • Комментированное чтение и аудирование текста.

  • Заполнение диаграммы Венна .

  • Тестирование (Приложение №4)


4-ПРИЛОЖЕНИЕ



Упражнение 1. Прочитайте текст. Обратите внимание на значение выделенных конструкций. Запомните их.

Профессия, специальность, должность

Прежде всего следует различать смысл понятий, то есть слов «спе­циальность», «профессия» и «должность».

С одной стороны, эти понятия тесно связаны; с другой стороны, каждое из них имеет свой смысл, отличающий его от другого.

Профессией называют род занятия, а именно трудовой деятельно­сти, требующей определенной подготов­ки и являющейся, как правило, источником существования.

Специальность — это вид занятия в рамках одной профессии.

Должность — это служебное поло­жение с определёнными служебными обязанностями.

Например, на швейной фабрике су­ществуют профессии швеи-мотористки, закройщика, модельера и т.д; специаль­ности по пошиву белья, верхней одеж­ды, трикотажа и т.д.; должности дирек­тора фабрики, начальника цеха, брига­дира, рабочей, уборщицы, вахтёра и т.д. То есть должность не зависит от специальности, и один и тот же специалист может занимать различные должности, а одна и та же должность бывает на всех предприятиях и в учреждениях.


Профессия

Специальность

Должность

педагог

- математик

учитель

медик

- терапевт

врач

музыкант

- пианист

исполнитель

строитель

- проектировщик -

инженер

журналист

- телекомментатор -

редактор

животновод

- зоотехник

коневод

земледелец

- хлопкороб

бригадир

спортсмен

- волейболист

тренер

Профессия

Специальность

Должность

медик

терапевт

санитарка


рентгенолог

мед.сестра


уролог

врач


дерматолог

лаборант


стоматолог

зав.отделением


невропатолог

главный врач


гинеколог хирург



окулист отоларинголог


ЗАПОМНИТЕ!























Упражнение 2. Напишите, какие профессии, специальности и должности есть в в вашем колледже.

Упражнение 3. Запишите данные слова в три столбца: I - профессии, II - специальности, III - должности.

Продавец, велосипедист, экономист, бухгалтер, кассир, водитель, лётчик, диктор, фотограф, художник, керамист, литератор, писатель, пастух, библиотекарь, бригадир, директор, композитор, актёр, сле­сарь, связист, парикмахер, заведующий, воспитатель, завхоз, вахтёр, аптекарь, продавец, оператор, программист, корректор, скульптор.


Упражнение 4. Напишите, какие специальности и какие должности медиков есть в поликлинике (больнице).


Упражнение 5. Прочитайте текст. Скажите, где учат этой профессии?


М едицинская сестра


Медицинская сестра (медсестра) - лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Она не занимается обследованием больного, диагностикой, назначением лечения. Медсестра, в отличие от фельдшера, лицо не самостоятельное, и выполняет уже сделанные назначения.

Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны.

12 мая отмечается Всемирный день медицинской сестры. Хотя фактически празднику уже более ста лет, официально он был учреждён только в 1971 году.

День медицинской сестры отмечается с момента объединения сестёр милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию — международный совет медицинских сестёр.

Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл. Тогда и сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола.



















Тест

1. Что такое синонимы?

*А. это слова, которые звучат и пи­шутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

Б. это все слова, входящие в состав того или иного языка.

С. единицы речи, которые служат для обозначения предметов и явлений.

Д.это слова, с противоположным значением: зима – лето; много – мало.

2.Что такое лексика?

А. это слова, которые звучат и пи­шутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

*Б. это все слова, входящие в состав того или иного языка.

С. это близкие по значению слова: большой, великий;

Д. это слова, с противоположным значением: зима – лето; много – мало.

3.Что такое слово?

А. это все слова, входящие в состав того или иного языка.

*Б.это единицы речи, которые служат для обозначения предметов и явлений.

С. близкие по значению слова: большой, великий;

Д.это слова, с противоположным значением: зима – лето; много – мало.

4.Что такое антонимы?

А. это слова, которые звучат и пи­шутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

Б. это все слова, входящие в состав того или иного языка.

С.это близкие по значению слова: большой, великий;

*Д. это слова, с противоположным значением: зима – лето; много – мало.


V. Подведение итога урока


1.Подведение итогов.

2.Оценивает деятельность групп/ отдельных студентов/подводит итоги взаимооценки. Анализирует и оценивает степень достижения цели учебного занятия.

3. Дает задание для самостоятельной работы, сообщает показатели и критерии его оценки.



оценка

  Домашнее задание:

5 - 4

Пересказать содержание текста «Медицинская сестра»

3 -

Ответить на вопросы:

  1. Что такое лексическое значение слова?

  2. Что такое синонимы?

  3. Что такое антонимы?

  4. Какое лексическое значение имеет слово?

  5. Объясните значение слов профессии и специальность.

  6. Какие профессии и специальности вы знаете?

  7. Когда была организована впервые служба сестёр милосердия?




16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синонимы.Антонимы.

Автор: АМИНОВА ХАЁТХОН

Дата: 16.10.2020

Номер свидетельства: 560221


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства