kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Урок-практикум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: систематизировать знания и изученное по теме "Лексика", совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас студентов, прививать любовь к русскому языку. Урок направлен на развитие критического мышления учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Урок-практикум»

Урок по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы»

Цель: систематизировать изученное по теме «Лексика», совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас учащихся, прививать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, словари, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

1. Организационный момент.

2. Теоретическая разминка.

  • Словарный состав языка изучает …(лексика)

  • Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию … (синонимы)

  • Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению… (паронимы)

  • Слова, противоположные по лексическому значению …(антонимы)

  • Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению… (омонимы)

Структура – Corners (Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы)

Работа в парах.(в структуре Time –pair-share)

3. Словарная работа.

Задание: Записать слово по лексическому значению



1. Система взглядов на природу и общество

2. Движение вперед.

3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв.

4. Музыкальное сопровождение текста.

5. Различный

6. Участок между домом и дорогой, огороженный забором.

7. Человечный.

8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо.

9. Выдающийся, огромный.

10. Опытное исследование.

Ответы:

1. мировоззрение

2. прогресс

3. комплимент

4. аккомпанемент

5.дифференцированный

6.палисадник

7.гуманный

8.привилегия

9.колоссальный

10.эксперимент

Ответы обсуждаются в структуре Mix –pair-share

4. Практическая работа в группах

Задание для 1 группы: Определить лексическое значение слова «мальчик», подобрать синонимы к слову.



Мальчик - 1. Ребенок или подросток мужского пола. // перен. разг. Молодой, неопытный человек.

2. устар. Слуга (обычно малолетний). // Малолетний работник в ремесленном или торговом заведении. (словарь Ефремовой)


МАЛЬЧИК: мальчуган, мальчишка, мальчонка, паренек, парнишка (разг.); малец, пацан, мальчонок, хлопец, хлопчик (прост.);

шпингалет (прост, шутл.); оголец, шкет (груб.-прост.); подросток; отрок (устар.)



Задание для 2 группы: Подобрать синонимы к словам.

1.Багрянец 2.Преимущество.3.Скульптор. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный.

6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Схематизм. 9. Грациозный. 10.Воспоминания. 11. Краткий. 12.Дефект. 13. Исполинский. 14.Ностальгия.

15. Пурпур. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18.Изъян. 19.Приоритет.

20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Ваятель. 24.Индивидуальность. 25. Альманах. 26. Своеобразие. 27. Невозмутимый.

28. Шаблонность. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ответы: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17,

10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.


Задание для 3 группы: Прочитайте текст. Выпишите омонимичные слова.


В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

Задание для 4 группы: Подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы.

Легкий (рюкзак, задача, мороз)

Большой (ребенок, успех, вопрос)

Свежий (журнал, вид, ветер, хлеб, воротничок, воздух, цветок)

5. Создание постера и брошюры по группам по теме “Синонимы”, “Антонимы”, “Паронимы”, “Омонимы”


6. Подведение итогов урока




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Урок-практикум

Автор: Ахметгалиева Гульназ Талгатовна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства