Этап урока | Содержание и уровень задания | Цель заданий | Формы организаций учебной деятельности | Дидактическое средство, оборудование | Планируемые результаты | Форма контроля | Препологаемые ответы учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Задание 1 ЧИТАЛ ЧИТАЕТ ПРОЧИТАЕТ Определите что их объединяет? Запишите в тетрадь эти глаголы, подпишите их время (прошедшее, настоящее, будущее) и подчеркните окончания. Проверка по эталону Читал_- прош.время Читает- наст.время Прочитает-будущ.время | -Кто справился без ошибок? Поставьте + на полях! Задание 2 Вставьте глаголы в нужной форме. "Вчера сестра (...) книгу, а завтра она (...) новую сказку" . | -Кто уверен в своём ответе? Кто сомневается? -Какое правило вам помогло? Где возникла трудность?" (БАЗОВЫЙ) | Актуализировать умение определять время глаголов по вопросу, создать условия для осознания затруднения при согласовании времени глагола с другими членами предложения | Ф И | Таблица с примерами глаголов (для этапа успеха). Интерактивная доска | Знать: как определять времена глаголов: окончания глаголов в прошедшем времени Уметь: определять время глагола по вопросу; Правильно подбирать форму глагола для предложения | ПУУД: Сравнивать глаголы по временным формам РУУД: Корректировать свои действия после проверки по образцу. | Готовность работать над ошибками | Самоконтроль | -Это формы одного глагола в разном времени "Вчера сестра читает книгу, а завтра она читала новую сказку" . | -Я не понял(а), почему в первом пропуске надо писать "читала", а не "читает" |
2. Этап выявления места и причины затруднения | читал (что делал?) — прошедшее читает (что делает?) — настоящее прочитает (что сделает?) — будущее | -Какое правило мы использовали, чтобы определить время глаголов? - "Вчера сестра читает книгу, а завтра она читала новую сказку" . | -Почему здесь ошибка? Какой глагол подходит и почему?" На каком шаге остановились, когда выбирали ответ? - ( БАЗОВЫЙ) | Определить конкретное место в алгоритме определения времени глагола. | Ф | Наводящие вопросы | Знать: как использовать слова, указывающие на время действия Уметь: определять место возникновения затруднения при выборе формы глагола | ПУУД: Анализировать собственные ошибки, выделяя конкретный ошибочный шаг РУУД: Диагностировать собственные затруднения КУУД: Аргументированно объяснять причины возникшего затруднения Участвовать в совместном обсуждении проблемы | | Устный контроль | . - По вопросам и окончаниям -Не обратили внимание на слово «вчера» / не знали что оно требует прошедшего времени |
3. Этап построения проекта выхода из затруднения | Как правильно выбирать время глагола, если в предложении есть слова 'вчера', 'сейчас', 'завтра'? Задание 1 Составьте алгоритм на основе вопросов и подсказок: 1.Найти в предложении слово-подсказку. 2.Задать вопрос к глаголу. 3.Выбрать правильную форму глагола. Слова-подсказки (вчера, сейчас, завтра, утром, вечером) | Глаголы (играл/играет/будет играть | Вопросы (что делал? что делает? что сделает?) | (БАЗОВЫЙ) | Сформулировать цель урока, составить план действий (алгоритм) для преодоления затруднения, определить необходимые средства . | Ф П | Интерактивная доска Карточки | Знать: Слова-подсказки времени Уметь: Применять слова-подсказки для определения времени. | ПУУД: Строить логическую цепочку (слово → вопрос → форма глагола). КУУД: Согласовывать мнения в парах при составлении алгоритма. | - | Устный контроль Взаимоконтроль | -Научиться определять время глагола по словам-подсказкам 1.Ищу в предложении слова: вчера, сейчас, завтра. 2.Задаю вопрос к глаголу: вчера → "что делал?" сейчас → "что делает?" завтра → "что сделает? 3.Выбираю глагол с нужным окончанием. |
4. Этап реализации построенного проек. | Каждая группа получает карточки Задание 1. Найдите слова-подсказки, вставьте правильный глагол и укажите, вопрос глагола сверху. Вчера брат (...) в футбол (играл/играет/будет играть | Сейчас дети (...) в парке" (гуляли/гуляют/будут гулять) | Завтра мы (...) спектакль (смотрели/смотрят/посмотрим | -Почему в первом предложении выбрали "играл"? -Докажите, что глаголы подходят для слов- подсказок. (БАЗОВЫЙ) | Организовать усвоение правила определения времени глагола через исследование примеров, обсуждение в группах, доказательство выбора и объяснение алгоритма. | Г | Карточки с предложениями | Знать: Правило согласования глагола со словами-подсказками. Уметь:Доказывать выбор формы глагола. | КУУД: Участвовать в групповом обсуждении; Аргументированно представлять свою позицию. | - | Устный контроль | Вчера брат играл(что делал?) в футбол | Сейчас дети гуляют(что делают?) в парке" | Завтра мы посмотрим(что сделаем?) спектакль | -Потому что есть слово-подсказка вчера 1 группа Если в предложении есть слово «вчера», задаем вопрос «что делал? Что сделал? , глагол ставим в прошедшее время. | 2 группа Если в предложении есть слово «сейчас», задаем вопрос «что делает? Что делают?», глагол ставим в настоящее время время. | Если в предложении есть слово «завтра», задаем вопрос «что сделает? Что будет делать?», глагол ставим в будущее время. | |
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Задание 1 Соберите 3 логичных предложения, сочетая карточки. Часть 1: Начало предложения со словом-подсказкой ("Вчера мы...", "Сейчас птицы...", "Завтра дедушка...")Часть 2: Глаголы в разных временах ("гуляли/гуляют/погуляют", "пели/поют/споют") Часть 3: Окончания предложений ("...в парке", "...на ветках", "...в гости") | Для каждого составленного предложения хором проговаривайте алгоритм выбора: Например: "Слово 'вчера' → вопрос 'что делали?' → глагол 'гуляли'" (БАЗОВЫЙ) | Закрепить новое знание через выполнение упражнений с комментированием и проговариванием вслух для лучшего осознания алгоритма определения времени глагола. | Г | Карточки | Знать Уметь | РУУД: Развитие речи через комментирование. КУУД: Навык взаимоконтроля в парах. | - | Устный контроль | "Вчера мы гуляли в парке" "Сейчас птицы поют на ветках" "Завтра дедушка придёт в гости" | Вчера-что делали? Сейчас-что делают?-поют Завтра-что сделает?-придет в гости |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | 1 задание Прочитайте словосочетания. В каждой строчке найдите лишнее и зачеркните 2 задание Прочитайте. Подчеркните глаголы в настоящем времени Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь – туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. -Что означает воздух млеет? - Гулять на воздухе полезно? -Да, вы правы! Давайте чаще будем бывать на улице | Проверьте себя по эталону | Проверить умение применять новое знание о глаголах в типовых условиях. | И | Лист с заданиями | | ПУУД:Анализирует текст, сравнивает с эталоном. | Понимает важность природы для человека. Осознает роль природы для здоровья. | Проверка по эталону | -Это значит воздух расслабляется, становится тихим, спокойным -Да, когда на улице бываешь организм очищается,нервная система восстанавливается. |
7. Этап включения в систему знаний и повторения | Задание 1 Определите время каждого глагола; Найти лишнее слово и объяснить выбор. Бежал, прыгает, нарисует, смеялся,Поёт, играл, читает, рисует | Задание 2 1.Вчера я иду в школу и встречаю друга. 2.Завтра мама приготовила вкусный пирог. | (ПОВЫШЕННЫЙ) | Закрепить новое знание о временах глагола в системе ранее изученного, показать его связь с другими темами (род, число глаголов, части речи), применить в нестандартных ситуациях. | Ф | Презентация | Знать: правило изменения глаголов Уметь:Использовать глаголы разных времён для создания связных текстов | ПУУД:Сравнивать глаголы по временным формам, выделять их признаки;Классифицировать глаголы по временам в рамках игры "Найди лишнее". РУУД: | - | Самоконтроль | Задание 1 Лишнее: "прыгает" (настоящее время), остальные – прошедшее и будущее. Лишнее: "играл" (прошедшее время), остальные – настоящее. Задание 2 глаголы в настоящем времени, а нужно в прошедшем ("шёл", "встретил").глагол в прошедшем времени, а нужно в будущем ("приготовит"). |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Составьте и запишите 3 предложения о том, что ты: делал вчера (прошедшее время) делаешь сейчас (настоящее время) сделаешь завтра (будущее время) Подчеркни глаголы и укажи их время. -Проверьте работу соседа поп парте) Какое время глаголов тебе пока даётся сложнее всего? Почему? Как ты планируешь улучшить свои знания по этой теме? Оцени свою работу по шкале: 5 - Отлично разобрался, могу научить других 4 - Хорошо понял, но есть вопросы 3 - Понял частично 2 - Пока трудно 1 - Не понял (ПОВЫШЕННЫЙ) | Осознать результаты своей работы на уроке, оценить их, зафиксировать новое знание о временах глагола. | П Ф | - | Уметь:правильно определять и использовать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. | ПУУД:Развитие умения анализировать и классифицировать глаголы по временным формам РУУД: Развитие способности к самоконтролю и самооценке | | Взаимопроверка Самооценка | (ответы детей) |