– Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
– Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
– Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
– Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
– Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
– Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;
– Умение строить речевое высказывание.
Предметные:
– усвоение обучающимися перечня корней с чередованием;
– навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её;
– умение отличать данную орфограмму от других.
Ресурсы: доска, мультимедиа система, ноутбуки, колонки, PRO class
Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Ход урока:
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П. Сумарокова:
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
(Слайд 1)
– В чём смысл стихотворения? Какой наказ в нём?
– Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).
2. Мотивация учебной деятельности
-Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда.
-Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при определении чередующихся гласных Е-И. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.
3. Изучение нового материала
-Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые- лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.
-На слайде даны две колонки слов с чередованием Е//И в корне. Буквы Е и И выделены красным цветом. (Слайд 2)
разбирать – разберу
отпирать – отпереть
задирать – задеру
вытирать – вытереть
замирать – замереть
блистать – блестеть
расстилать – расстелить
выжигать – выжег
Учащиеся выделяют в слове корень, ставят ударение, определяют, какая гласная стоит за корнем. Вместе выводим правило написания Е-И в корнях с чередованием: если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И, а если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.
4. Целеполагание
-Нам сегодня предстоит запомнить правила употребления Е-И в корнях слов и уметь определять нужную гласную на письме. (Слайд 3)
5. Динамическая пауза.
-А теперь физминутка!
Игра «Хлопок». (Слайд 4)
-Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок, а если Е-два хлопка.
Блестеть протирать отмирающий
Блистать умирать вытирать
Запереть расстелить выбирать
Выберу вычитание расстилать
Забирать протереть добираться
-Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.
6. Закрепление
«Помогите Незнайке» (Слайд 5)
Слышен стук в дверь, входит Незнайка.
- Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!
- Что случилось, Незнайка?
- Я опаздываю в школу… Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.
- Ну, успокойся. Показывай нам свое задание.
- Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е – И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание):
Б..рись дружно – не будет грузно.
Всякий изб..рает друга по своему нраву.
Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо. (Слайд 6)
- Незнайка, тебе очень повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут.
Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной.
- Спасибо, ребята, - говорит Незнайка. – Теперь я все понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется тогда, когда за ним стоит суффикс – А-, а если суффикса – А- нет, то нужно писать букву Е.
- Ты молодец, Незнайка! И ребята молодцы. Так грамотно тебе все объяснили.
- Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Пусть попробует этот Знайка – зазнайка не поставить мне «5»!
- До свидания, Незнайка! Ну а мы с вами продолжаем.
Звуковой диктант (звучат отрывки из аудио текстов сказок А.С. Пушкина).
-Ребята, сейчас вы услышите строчки из известных вам произведений. Ваша задача - выписать слова, в которых гласные корня чередуются, объясняя написание, и выяснить, кто автор этих строчек и откуда взяты отрывки?
1) На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилась с ним.
2) Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит
Глядь, а Балда братца гладит.
3) Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.
4) В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
5) В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
-Ребята! Данные отрывки подобраны из сказок А.С.Пушкина.
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души.
(Слайд 7 - показ видеоролика)
7. Завершающий контроль
-Ну а теперь, подобно Александру Сергеевичу, я предлагаю вам проявить своё творчество при выполнении теста.
Ребятам предлагается выполнить тестовые задания, используя PRO class.
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 1) расст...лать скатерть 2) разб...ру вещи 3) проб...рался сквозь заросли 4) выд...рать листы 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 1) бл...снуть на солнце 2) зат...реть пятно 3) зам...рли в ожидании 4) соб...раться в поход 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 1) отп...реть замок 2) бл...стала красотой 3) хорошее соч...тание 4) зам...реть в позе лотоса 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? 1) наб...рать союзников 2) подж...гать дома 3) ст...реть линию 4) сд...рать кожу 5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 1) ум...рающий лебедь 2) переб...рёт крупу 3) оп...реться на друга 4) забл...стеть на свету
8. Рефлексия
- А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Чередование Е - И в корне слова». (Задание по группам - каждая группа чертит свой кластер на приготовленных листах, а затем представляет его всем).
Прием « Незаконченное предложение».
На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
Урок мне _________ понравился.
Я _____ доволен своей работой на уроке.
Я сегодня на уроке узнал, что… (Слайд 8)
9. Домашнее задание (дифференцированное)
Для слабых учеников – записать 10 слов на изученную орфограмму, обозначая её.
Для сильных - написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. (Слайд 9)
Приложение.
span style="line-height: 18.2px;"Здесь будет файл: /data/edu/files/a1452254297.ppt (Презентация к уроку)