Вставьте в текст слова с приставками пре– и при– и слова, в которых пре, при входит в состав корня.
На (около вокзала) площади стоял величественный памятник защитникам города. За ним росли (очень молоденькие) елочки. Ухаживал за ними (очень старенький) дедушка. Мы ( бежать) после занятий и ( начали) помогать дедушке(копать- неполное действие) корни деревьев. Дедушка сопровождал нашу работу (присказками и прибаутками), поэтому работа шла весело и легко.
3.Распределительный диктант.
Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.
Пр…бить гвоздь, пр…школьный участок, пр…шить воротничок к форме, пр…открыть крышку, пр…красная царевна, пр..градить дорогу противнику, пр…забавный ребенок, пр…спокойное море. , камень пр...ткновения, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений,старинное пр...дание
4. Творческий диктант. Образуйте и запишите сложные слова.
Итоговый контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование»
Я стал подниматься по холму к развалинам белых башен. Солнце сразу взялось за меня. Даже сквозь рубашку я чувствовал его горячие ладони. Старенькие кеды скользили по траве, и я приустал. Вытянул руки и лег лицом в желтые одуванчики. Они были мягкие и пушистые.
Лежал я недолго. Солнце слишком припекало спину, я вскочил и одним броском добрался до остатков крепости.
Стены почти все были разрушены. Уцелевшими выглядели только две остроконечные шатровые башни. А еще на холме был высокий собор с заколоченным крест-накрест входом, полуразрушенная часовенка и низкий каменный дом. Тоже пустой.
И тихо-тихо. Ни кузнечиков, ни воробьев.
У разрушенной стены валялась чугунная пушка с выпуклым двуглавым орлом на черной спине. Я поглядел на уснувшую пушку, преградившую мне дорогу, перелез через камни и вошел в густую траву. Хорошо помню это ласковое ощущение детства: идешь по высокой траве, раздвигаешь её коленками, и метелки травы мягко щекочут кожу.
Я сделал несколько шагов — пять или шесть — и ничего не случилось, но, как мягкий толчок, меня остановило предчувствие тайны. Тайны или приключения.( 166 слов) ( по В.Крапивину)
Грамматические задания
1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:
1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ
2. Выпишите слова с приставками ПРИ- и ПРЕ- , объясните их значение.
3. Произвести синтаксический разбор предложения:
1 вариант:
Солнце слишком припекало спину, я вскочил и одним броском добрался до остатков крепости.
2 вариант:
А еще на холме был высокий собор с заколоченным крест-накрест входом, полуразрушенная часовенка и низкий каменный дом.