kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник дидактических игр по личным местоимениям.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник дидактических игр по личным местоимениям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических игр по личным местоимениям.docx»











Сборник дидактических игр


по личным местоимениям

















Оглавление

Пояснительная записка _____________________________________3

1 класс ___________________________________________________5

2 класс___________________________________________________7

3 класс___________________________________________________10

4 класс ___________________________________________________12

Список литературы_________________________________________15



































Пояснительная записка


Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает

К.Д. Ушинский

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения детей с общим недоразвитием речи, в частности. К таким активным формам обучения относятся дидактические игры.

Дидактические игры являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

Дидактические игры в работе логопеда используются :

- на фронтальных занятиях;

- на индивидуальных занятиях;

- в домашних заданиях.

Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:

- систематическое проведение занятий с использованием игр;

- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной теме;

- вариативность упражнений.

Основные принципы дидактических игр:

- дидактическая игра должна опираться на программный материал;

- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирования знаний о личном местоимении для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, включает в себя следующие направления:

1.Игры, направленные на формирование общего представления.

2. Игры, направленные на обучение местоимению в устной и письменной речи.

3. Игры на развитие умения распознавать местоимения в тексте.

4. Игры на согласования местоимения с другими частями речи

В данном сборнике представлены дидактические игры по изучению личных местоимений для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Сборник состоит из 4 разделов «1 класс», «2 класс», «3 класс» и «4 класс».





































1 КЛАСС

1.«Я — мы». (Согласование с глаголом.)

Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.

Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...


2. «Ты — вы».

Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.

Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомом)- и др.).


3. «Я — они». Подставь местоимения к данным картинкам.

Я пью - они пили…я хлопаю-они хлопают



4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.)

Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.


5. «У кого игрушка?»

У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)


6. «Встанем по двое».

У нас альбом, у вас краски, а у них что?


7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)

Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.


8. «Замени слово».

Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.

—Как сказать иначе, не повторяя слова мама?

—Она принесла фрукты.

Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от его брата...











2 КЛАСС

1.Хлопните в ладоши, если услышали местоимения.

Заранее, заранее

 Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

 Мой старший брат,

Он мне расскажет

 Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

 Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

 Она ползла,

А он как даст ему 

 Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

 Её он спас,

Он был с ней

 Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.



2.Веселые рифмы. Хлопните в ладоши, если услышали местоимения.

Мое стихотворение –

Про местоимения…

Утром - так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – Он придет:

Тоненький, смущенный,-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок прошел – плывет ОН В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)




Вместо имени предмета

Говорим мы слово: ЭТО,

ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

Всем известные слова.

Это, без сомнения,

Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.



С вами,

Все для вас,

О вас.

Нам,

О них,

У них,

У нас.

С тем

И с этим,

С ним

И с ней –

Кто из вас прочтет скорей?

Отделяй МЕСТОИМЕНИЯ

От ПРЕДЛОГОВ без сомнения!



ОН, ОНА, ОНИ и МЫ.

ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.

С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –

Что же это за слова?

Это, без сомнения, члова- МЕСТОИМЕНИЯ.

Как названье дать словам:

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?

Это, без сомнения,

Всё МЕСТОИМЕНИЯ! (В.Волина)


Лото «Личные местоимения»

Инструкция: учащиеся тянут карточки со строчками из произведений. Необходимо найти местоимение, определить лицо.


Вот этот стол – сосновый стол –

К нам из лесу пришел.



Мне хорошо, колосья раздвигая,

Прийти сюда вечернею порой.



Ласточка с весною в гости к нам летит.



Солнце жарче припечет,

Небо дождь на нас польет.



Конь несет меня лихой.

А куда? Не знаю!



Мы сегодня в лес пойдем

За зеленой елкой.



Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем.



Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?



Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Чего тебе надобно, старче?

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой.



В темнице там царевна тужит,

А серый волк ей верно служит.

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.











3 КЛАСС

Отгадай загадки

Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?

(Вы-мы-ты)

Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)

Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)


  1. Исправь ошибки в использовании местоимений. Прочитай получившиеся предложения.

1. Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2. Враг был силён, но они скоро сдались.

3. Не знаю, чего мне делать сейчас.

4. Я с отцом ездили на рыбалку.


  1. Кроссворд

Правильно ответьте на вопросы, впишите получившиеся слова. (Слова записать в тетрадь.)


  1. И з слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.

1)Она, но, глубокая, неширокая;

         От дома, река, течёт, недалеко.

2)Журчит, где-то, поблизости, ручей;

           Постоянно, куда – то, он, торопится.

  1. Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на …. Прекрасное впечатление.

Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.

… учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .

У … есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

6. Игра «Говорите по-русски».

Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.

В адрес нас были сделаны правильные замечания.

Работа выполнена с участием меня.

Я учел ихние предложения.

Люди типа меня любят работать.

В честь тебя устроили вечер.

Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.

У его (Пушкина) хорошее образование.

Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.

Мы пошли к ему в гости.











4 КЛАСС

  1. Прочитай отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Измени форму личного местоимения, так, чтобы

1)Приплыла к ( он) рыбка, спросила:

          «Чего ( ты) надобно, старче?»

2)Пошёл он ко своей землянке,

          А землянки нет уж и следа;

          Перед ( он) изба со светёлкой … . 

3)Перед ( она) усердные слуги;

          Она бьёт их, за чупрун таскает.

4)На ( он ) прикрикнула старуха,

           На конюшню служить ( он) послала.

5)« Как ты смеешь, мужик, спорить со ( я)

              Со ( я) , дворянкой столбовою?

  1. Подумай и отгадай загадки.

1)Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

2)Сколько личных местоимений в слове семья?

3)Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог слова –

детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно.

4)Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.

5)Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают - мелкая клевета или клеветник.

6)Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

                                                                ( ямы, семья, якорь, тыква, ябеда, ящик)

  1. Словарная работа. Тема «Местоимение»

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Какими местоимениями они заменены в тексте?


Они бывают разные-

Зеленые и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут (Вагоны – они)


Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех.

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят… (Спасибо – оно)


Неизвестно, чем он горд, -

Тем ли, что имеет горб?

Он – как памятник себе,

Только листик на губе. (Верблюд –он)


Асфальтовое, новое,

Через леса сосновые,

Через луга медовые,

Через поля пшеничные,

Полянки земляничные,

Во всей своей красе,

Дождем умыто, росами,

Укатано колесами, раскинулось…(шоссе)

4.«О чем речь?»

Прочитайте высказывания психолога Д.Карнеги. Попробуйте определить, о чем идет речь.

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали. (Улыбка.



5. Шарады

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом - столик школьный твой. (Пар-та.)_



Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь.

А целое – тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен,

И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)



Начало – буква в слове «плот»,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение. (Премия.)



Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)



















С писок литературы

  1. Аннина Л. Трудные учить слова помогает нам игра //Начальная школа. 2005. № 14.

  2. Ахметова Н. Грамматические игры //Начальная школа. 2004. № 34.

  3. Губанова О.В. Использование игровых приёмов на уроках//Начальная школа. 1997. № 6. С. 36-37.

  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой: 4 класс. М.: ВАКО, 2008. 368с.

  5. Лысова О. Игры со словами // Начальная школа. 2007. № 18.

  6. Романов А. Грамматические кроссворды //Начальная школа. 2004. № 34.

  7. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана- Графф, 2003, 304 с.

  8. Харченко Н. Тематические кроссворды//Начальная школа. 2005. № 14.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник дидактических игр по личным местоимениям.docx

Автор: Бадина Светлана Викторовна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства