Сбор информации о художнике и его картине. Сочинение-описание по картине Архипа Куинджи «Березовая роща»
Сбор информации о художнике и его картине. Сочинение-описание по картине Архипа Куинджи «Березовая роща»
Цель урока: познакомить с творчеством А.И.Куинджи;углубить знания о сочинении-описании и пейзаже; подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника,пробудить желание высказать свое отношение к картине,обосновать,мотивировать его.Использовать в работе искусствоведческий материал как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сбор информации о художнике и его картине. Сочинение-описание по картине Архипа Куинджи «Березовая роща»»
Развитие связной речи №21,22.
Сбор информации о художнике и его картине.Сочинение-описание по картине Архипа Куинджи «Березовая роща»
Цель урока:познакомить с творчеством А.И.Куинджи;углубить знания о сочинении-описании и пейзаже; подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника,пробудить желание высказать свое отношение к картине,обосновать,мотивировать его.Использовать в работе искусствоведческий материал как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование: портрет А.И. Куинджи, репродукции картин А.И. Куинджи, презентация.
Запись на доске: Архип Иванович Куинджи (1842-1910). "Березовая роща" (1879)
Ход урока:
1.Оргмомент.Постановка темы и целей урока.
1)Мотивация учебной деятельности.(слайд 2)
Ребята, вы были когда-нибудь в берёзовой роще?
Тогда нам сегодня повезло: мы отправимся в березовую рощу, понаблюдаем за ее красками, почувствуем запах. А поможет нам в этом Архип Иванович Куинджи – замечательный русский художник-пейзажист, благодаря которому мы и попадём в березовую рощу.
Тема, цель. (3 слайд цели, 4 слайд портрет)
2.Актуализация опорных знаний.(слайд 5)
1)Работа по вопросам (слайд №6):
Чем описание отличается от других типов речи?
Какие ещё типы речи вы знаете?
Что можно описывать?
Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?
Как называется картина, на которой изображена природа?
Каких художников-пейзажистов вы знаете?
2) Заглянем в кабинет искусствоведа (слайд №7). Беседа по вопросам:
Что такое живопись?
(Вид изобразительного искусства).
Как иначе можно назвать художника?
(Мастер, живописец, автор полотна).
Как иначе можно назвать картину?
(Полотно, шедевр, произведение искусства)
Какие жанры живописи вы знаете?
(Существует несколько жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).
111.Работа над темой урока
1) Слово о художнике. История создания картины (сл 8-18),(сл 19-23)
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе в бедной семье. В 6 лет он потерял отца и вынужден был работать в услужении у подрядчика (т.е. работника по договору) и у старшего брата то ли хлебопашца, то ли фотографа, то ли золотых дел мастера. Одно верно, что фамилия Куинджи - от турецкого Еменджи, что означало в переводе "золотых дел мастер". Вероятно, кто-то в греческой родне художника, вышедший из центральных районов Крыма, из местности, близлежащей к Чуфуткале, и переселенный в азовские степи, был ремесленником, мастером по золоту.
Существует легенда о том, что молодой Куинджи пришел в Феодосию к И.К.Айвазовскому учиться живописи. Однако состоялось их знакомство или нет, не выяснено.
"Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я рискнул ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег", - вспоминал А.И.Куинджи.
В начале 60-х годов Куинджи приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Он держал экзамены не один раз, но безуспешно: у него не было никакой специальной подготовки. И тогда он решается на смелый и даже отчаянный шаг: на академической выставке 1868 года он представил самостоятельно написанную картину под названием "Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма", и Совет академии признал Куинджи достойным звания неклассного художника, но только в 1870 году он получил свидетельство о присвоении ему этого звания.
1873 год был одним из самых счастливых в жизни художника. Павел Михайлович Третьяков приобрел у Архипа Ивановича Куинджи картину "На острове Валааме". Суровая северная природа, каменистый пейзаж, свет несколько театрален, будто искусствен, - все это можно было увидеть довольно часто в работах академистов.
В этом же 1873 году молодой художник впервые выехал за границу и посетил Германию, Францию, Англию, затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию. Поездка укрепила его в мысли, что для русского художника ценны родные российские мотивы. Он отходит от изображения традиционно академического пейзажа, и в работах появляется будничный, ненарядный мотив.
Картина "Березовая роща" была написана в 1879 году и показана на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Реакция художников и зрителей была единодушной, Куинджи удивил всех необычайностью картины. Ничего похожего не помнили. Природа у А.И. Куинджи одновременно реальна и условна, она дает впечатление реальности и иллюзии. Художник созерцает красоту, любуется русской природой.
2)История создания картины(сл 18-23)
3) Работа с картиной. Общее впечатление от картины (сл24-28)
Какова палитра художника?
(Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, коричневый) и холодные (белый, голубой) тона).
Каков сюжет и композиция картины?
(Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей. Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени).
Какая идея заключается в пейзаже?
(У Куинджи она – в безграничной любви художника к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).
Учитель: Посмотрите на картину. Представьте себе огромный тысячеметровый зал и в нем единственная небольшая картина. Она имела необыкновенный успех. Люди специально приезжали в Петербург, чтобы взглянуть на нее.
В чем был ее успех? Картина удивительно проста. Кажется, что здесь особенного, просто березы! Но картина волнует нас. Глядя на нее, мы испытываем чувство глубокой радости. Свой восторг перед открывшейся красотой пейзажа художник сумел донести до нас. И в этом замечательное мастерство художника.
- Какими средствами передал художник увиденное? (Красками)
- Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
4)Лексическая работа (сл 29-30)
5)Работа с картиной(сл 31-33)
- Что изображено на картине? (на переднем плане, на заднем, в центре картины)
-Какое время года изобразил Куинджи? (Лето)
- Опишите день. Какие прилагательные можно использовать при его описании? (На доске - день: удивительно солнечный, тихий, радостный, теплый)
- Опишем березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Несколько березовых ветвей на фоне темного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).
- Как они растут? (привольно, свободно)
- Видны ли кроны? (Деревья так высоки, что крон не видно. Стволы берез светлые. Несколько березовых ветвей на фоне темного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными).
- Кто прыгает по белым стволам берез? (Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез).
- Как освещена поляна? (Куинджи выбрал труднейший момент освещения - против солнечного света. Зачитаем слова И.Е. Репина: "Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света". И еще одна цитата: "А здесь что же? Только свет... и рассуждать не о чем, долго останавливаться даже предосудительно - но, действительно, надо правду сказать, свет так уж свет! Отходить не хочется; все чего-то ждешь... Черт возьми - наваждение какое-то, втягивает..." И.Е. Репин).
- Какой видим мы поляну? (Поляна представлена ровной, как стол, плоскостью. Соседство с темными тенями на первом плане делает желтовато-зеленую поляну, залитую солнцем, сияюще светлой и яркой).
- Зачем нужен ручей по центральной части картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке. Дает ощущение воздуха. Чувствуется свежесть, прелесть окружающего леса, мощная земная сила).
- Опишите дальний лес. Почему нам не видны детали? (На ярком свету исчезают детали, появляются плоские силуэты. Кроны деревьев обобщены, собраны в тяжелые массы, цвет сгущен. "Наивный" рисунок приобретает фольклорный характер. Только в таком лесу могут появиться сказочные герои).
- Каким мы видим небо? (высокое, голубое, чистое)
- Озвучим картину. Если прислушаемся, что услышим? (Пение птиц, стрекотание кузнечиков...)
- Ребята, как по-вашему художник относится к природе? Почему?
Работа с изобразительно-выразительными средствами
Подберите эпитеты к березам:
белоствольные
стройные
зеленокосые
изумрудно - ярко-зеленые листь
Физминутка.
Мы берёзку посадили, (Выпрямиться за партой.) Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.) И берёзка подросла, (Встать за партой) К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.) А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть)
6) Работа с лексикой.(сл 39-40)_
- Чтобы лучше передать дух картины, особое внимание обратите на то, как отображён на ней солнечный свет.
- Выберите из данного списка олицетворения и эпитеты, которые больше подходят для описания этого полотна. (Выписать, затем озвучить.)_
В 1879 году в Петербурге состоялось открытие … выст..вки. В …зале была показана …картина ( )Березовая роща( ) (К.,к)уинджи. Открытие выставки этой картиной было …событием в …жизни России. Картина поразила … блеском красок, …жизненность и …простотой.
В своей картине Куинджи не к(а,о)сается …деталей. Он отб( и, е )рает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразился увиденному и в нескольких мазках передал увиденное.
…лето, …воздух словно застыл в дремоте …стволы берез, …силуэт зелени вдали, …небо, …плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.
А. И. Куинджи написал очень много картин, и все они звучали …гимном природе, ее …красоте, рождающей в человеке чувство … радости.
Прилагательные, вставленные вместо точек.
(ежегодной художественной выставки, в огромном тысячеметровом выставочном зале, единственная картина, большим событием, художественной жизни, ярким, невиданным блеском, необычной жизненностью, удивительной простотой, отдельных деталей, цветовых мазках, жаркое лето, прозрачный воздух, светлые стволы берез, темный силуэт, голубое небо, широкие плоскости света, величественным гимном, одухотворенной красоте, глубокой радости.)