kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сапфирами лучатся васильки…»: самоцветы глазами химиков и лириков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по русскому языку, литературе и химии с использование ИКТ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сапфирами лучатся васильки…»: самоцветы глазами химиков и лириков»



Интегрированный урок по русскому языку, литературе и химии в 5 классе


Тема: «Сапфирами лучатся васильки…»: самоцветы глазами химиков и лириков


Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).


Оборудование: презентация «Самоцветы», проектор, ноутбуки; коллекции минералов, шкатулки с украшениями из аметиста, янтаря, сапфиров, рубинов, жемчуга, гематита, граната и других; кисти, эскиз «Подсолнухи».

Реактивы и оборудование для химических опытов: колбы, химические стаканы, стеклянные палочки, чашка Петри, пипетки, уксусная кислота, малахит, растертый в порошок, мел, мрамор, соляная кислота, желток куриного яйца.


Ход урока


Интегрированный урок по русскому языку, литературе и химии (слайд 1)

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Ребята, сегодня необычный урок. Во-первых, у нас много уважаемых гостей, во-вторых, урок будут вести два учителя, рада представить вам Фоминых Надежду Александровну – учителя химии, и хотя у вас нет пока такого предмета в расписании, но надеюсь после сегодняшнего занятия, вы с интересом будете ждать следующей встречи с этой удивительной наукой. К нам пришли старшеклассники – Королькова Женя и Феоктистова Алиса подготовили для вас мастер-класс. Но обо всем по порядку. Любой урок, обычный или интегрированный, имеет свою тему. Определить, чему посвящен наш урок, поможет эпиграф. Ребята, давайте прочитаем высказывание К. Паустовского:


Многие русские слова по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К. Г. Паустовский (слайд № 2).


Какое средство художественной выразительности использует К. Паустовский? С чем сравнивает слова?

Что означает слово «Драгоценный» - дорогой, цены. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите это слово? (записывают на листах, вывешиваем на доску)


УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Однако драгоценные камни славятся не только дорогой ценой. Они обладают несколькими свойствами: красотой окраски, блеском, игрой цвета, твердостью, внутренним свечением, редкостью, незаурядностью. Но цвет играет для драгоценных камней особую роль. Вот почему академик А.Е. Ферсман - известный ученый- минералог- предлагал говорить не о драгоценных камнях, а о «самоцветах», «сам цвет которых определяет их ценность.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Какие ключевые слова помогут определить тему урока? Как может звучать тема нашего урока? (Ответы:) слайд СЛОВА-САМОЦВЕТЫ. Запишите на листах тему урока.

Какие задачи нам предстоит решить? (слайд)

1. Собрать информацию о камнях-самоцветах. (слайд)

2. Провести лексический разбор слов, используемых для обозначения самоцветов. (слайд)

3. Определить роль таких слов в художественном тексте. (слайд)


УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: На сегодняшнем уроке мы будем работать с названиями самых известных камней.

- Какие камни относятся к драгоценным?

(Алмаз, изумруд, рубин, сапфир, жемчуг...)

- Кроме самоцветов, ученые выделяют также цветные камни: ОПАЛ, бирюзу, малахит, яшму, нефрит, лазурит и некоторые другие непрозрачные камни (слайд № 4).


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Красота самоцветов не оставила равнодушными многих поэтов и писателей. (слай+клик)

- Сейчас послушаем стихи, в которые встречаются названия драгоценных камней. Ваша задача записать название самоцветов. Подсказка, камень может прятаться не только в существительных, но и прилагательных:


И. Бунин

Леса в жемчужном инее. Морозно.

Поет из телеграфного столба

То весело, то жалобно, то грозно

Звенящим гулом темная судьба.


Молчит и внемлет белая долина.

И все победней ярче и пышней

Горит, дрожит и блещет хвост павлина

Стоцветными алмазами над ней.


Всё море – как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым.


Вон чайка села в бухточке скалистой, –

Как поплавок. Взлетает иногда,

И видно, как струёю серебристой

Сбегает с лапок розовых вода.


У берегов в воде застыли скалы,

Под ними светит жидкий изумруд,

А там, вдали – и жемчуг, и опалы

По золотистым яхонтам текут.




УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Кто больше нашел самоцветов? В каких строках спрятались камни? СЛАЙД

Жемчужный, алмазы, изумруд, жемчуг, опал, яхонт.


- Что за камень яхонт? (Сообщение ученика о том, что название связано с цветом камней).

Маша: Сообщение о яхонте – сапфире, рубине (см. Приложение) СЛАЙД


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Наиболее известные названия драгоценных камней возникли в глубокой древности.

У некоторых камней существовали другие названия, которые мы можем встретить в произведениях писателей-классиков.

Работа в парах за ноутбуками: найти, современные названия камням: перл, смарагд, ялатырь.

жемчуг- перл

изумруд – смарагд

янтарь - алатырь


- Какие слова с точки зрения лексики мы анализировали?

- Ответы учеников (исконно-русские слова и заимствованные слова, устаревшие и современные).



УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Достаточно ли полученной информации, чтобы найти нужный камень? (Шкатулки).

Практическая работа.

Проверка

Изумруд, янтарь, Жемчуг

Н.А.: Всегда ли по цвету можно найти нужный камень? (На примере показать камни одного цвета). Чтобы не ошибиться, нужно учитывать несколько признаков. Возьмите желтые листочки и заполните таблицы. СЛАЙд



Проверка

ЯНТАРЬ

Изумруд – минерал ярко – зеленного цвета, прозрачный, обладает ярким блеском.

Перл – жемчуг (СООБЩЕНИЕ о жемчуге Настя – см. Приложение)

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Опыт


Вывод: Названия камней появились в древности. Сегодня слова АЛАТЫРЬ, СМАРАГД, ЯХОНТ, ПЕРЛ относятся к устаревшей лексике. Чтобы описать камень, нужно учитывать совокупность его признаков, одного свойства недостаточно для определения минерала.



УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: А теперь немножко отдохните. Давайте послушаем романс в исполнении …… на стихи Н. Заболоцкий « Можжевеловый куст».


Н. Заболоцкий

Я увидел во сне можжевеловый куст,

Я услышал вдали металлический хруст,

Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.


ЗВУК НЕМНОГО ТИШЕ!!!!!

Н.А.: О можжевельнике

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.

Отогнув невысокие эти стволы,

Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Почему ягоды названы аметистовыми? ( Слайд № 7)


Посмотрите на изображение аметиста. Он окрашен в различные тона фиолетового цвета- от голубовато- фиолетового до красновато и пурпурно- лилового. СООБЩЕНИЕ КИРИЛЛА (см. Приложение)


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Я думаю, всё, что мы узнали об этом камне поможет вам самостоятельно произвести лексический разбор прилагательного « аметистовый» из строк стихотворение Н. Заболоцкого:

«… аметистовый ягод услышал я звон».

- Составьте словарную статью.

Аметистовый – цвета аметиста (перен.)

синонимы: фиолетовый, лиловый


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Задание.

Подберите синонимы, используя название самоцветов:

(Красный- рубиновый, гранатовый.

Синий – сапфировый.

Голубой- бирюзовый.

Зелёный – изумрудный, малахитовый.

Желтый – янтарный.

Белый – жемчужный, опаловый.)

- Какова особенность этих прилагательных?

Ответы.

(Особенность этих прилагательных в том, что они могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении). Прямое значение – изготовленный из камня, в переносном значении обозначают цвета.

Какие слова обладают большей выразительностью? Для чего мы использует синонимы?

Составьте словосочетания:

(Коралловые бусы, коралловые губы.

Жемчужное ожерелье, жемчужный иней.

Янтарный мед, янтарный браслет.

Малахитовая шкатулка Малахитовая зелень.


Вывод: Прилагательные изумрудный, малахитовый и т.д. могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Прямое значение – изготовленный из камня, в переносном значении обозначают цвета.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: Что поэты сравнивают с драгоценными камнями? Какие средства художественный выразительности вы видите в приведенных примерах? (слайд)

Но никакие звезды не убьют

Морской волны тяжелый изумруд.

О.Мандельштам

Дробясь о мраморны преграды,

Жемчужной, огненной дугой

ВАлятся, плещут водопады…(слайд)


Ф.Тютчев.


Сапфирами лучатся васильки…И. Северянин (слайд)



Янтарь висит на лозах виноградных

А. С. Пушкин


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: В какую тематическую группу можно объединить слова: Снег, иней, море, ягоды? Как называется изображение природы в художественном произведении? В каком виде искусства можем встретить этот жанр? Мы с вами раскрасим пейзаж, но краски будут необычные, вы их изготовите сами, используя самоцветные камни.

Учитель химии: Самоцветные камни использовались для изготовления старинных красок для иконописи. Краски у иконописцев особенные. Их нужно готовить самим. Краска состоит из двух компонентов - пигмента и связующего. Пигменты - это перетертые в мельчайший порошок природные материалы. Связующее - это яичный желток (эмульсия). Пигмент смешивается с эмульсией до нужной консистенции. Для иконописи используются в основном беличьи и колонковые кисти.
Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. Мы воспользуемся порошком малахита.

Практическая работа.

В фарфоровую чашечку для выпаривания или в химический стакан помещается 3-4 мл желтка куриного яйца и немного растертого малахита. При постепенном перемешивании в полученную массу вводится несколько капель уксусной кислоты (играющей роль фиксатора цвета). Полученной собственноручно краской можно тут же попробовать что-нибудь изобразить на листе бумаги.

Ромашка


Подсолнух считался в древности очень сильным оберегом. Магической силой обладают не только сами растения, но и любые их изображения. Они активизируют творческую энергию и помогают справиться с учебными нагрузками.



УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Тест.

Тест

1. Подберите синонимы к прилагательному изумрудный

а) синий б) голубой в) зеленый г) малахитовый

2. Определите, в каком значении употреблено выделенное слово: «Янтарь висит на лозах виноградных»

а) прямом б) переносном

3. Назовите минерал фиолетового цвета

а) янтарь б) изумруд в) аметист г) алмаз

4. Назовите вещество, разрушающее жемчуг, мрамор

а) кислота б) вода в) подсолнечное масло г) спирт

5. Как, на ваш взгляд, полученные на уроке знания и умения могут пригодиться в повседневной жизни?

_____________________________________________________________________________



Рефлексия.

А теперь давайте подумаем, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, с какими драгоценными камнями познакомились, каких поэтов и писателей вспомнили? Что нового узнали?

Что самое интересное?

Какое задание вызвало затруднения?

Где можно использовать приобретенные знания?



Домашнее задание (слайд): Выполните одно из предложенных заданий.

1. Составьте словарную статью к слову «рубин». Запишите предложения (не менее четырех), где слово «рубиновый» употребляется в прямом и переносном значениях.

2. Восстановите текст (см. приложение 1), вставив на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные, образованные от сущ., обозначающих названия камней.

3. Найти интересные факты о драгоценных камнях (см. приложение 2).

Примечание: задания № 1, 2 – проверяет учитель русского языка и литературы, № 3 (на баллы) – учитель химии.


Приложение 1.

Аметист нередко именуют «каменной фиалкой», а в Древнем Китае называли «фиалковым благородством». Он окрашен в различные тона фиолетового тона: от голубовато-фиолетового до красно-лилового. Окраска связана с примесью железа. Аметист выдерживает высокие температуры. Под действием солнечных лучей аметист может выцветать. Если кусочек этого камня нагреть до 200 градусов, он станет бесцветным. Но потом, охлаждаясь, снова вернет свою окраску.

На Руси аметистами украшали иконы, алтари, наперсные кресты. Аметисту приписывают интересные свойства. Изделия с аметистом носили во время эпидемий, потому что верили, что он не дает инфекции проникнуть в организм владельца. Знахарки готовили «аметистовый» напиток: на ночь в сосуд с водой клали несколько камней и давали этот настой пить пациентам при высокой температуре, различных воспалительных процессах. Сегодня аметист используется для улучшения мозгового кровообращения, лечения бессонницы, беспокойства, нервных срывов. Считается, что носимый на безымянном пальце правой руки аметист укрепляет иммунитет, а ношение его в серьгах помогает улучшить зрение.



Яхонт – одно из устаревших названий красного и синего корунда. Красным яхонтом называли рубин, синим – сапфир. Сапфир считается символом небесного купола, камнем размышления и созерцания. Считается, что синий цвет сапфира и его энергетическое поле успокаивают, снимают возбуждение, унимают разбушевавшиеся страсти. Сапфир – камень холодный и чистый, поэтому считается «камнем монахинь».

Рубин занимает второе место по твердости после алмаза. Рубин посвящен Солнцу. В древности рубину приписывали различные исцеляющие свойства: останавливать кровь, сохранять память, давать бодрость и веселье, храбрость. Считалось, что рубин может предохранять от тяжких недугов, возбуждать любовные страсти. В качестве лечебного камня рекомендуется носить рубин людям, которые страдают пониженным артериальным давлением. Постоянно носить камень нельзя, потому что он забирает много энергии.





Жемчуг бывает белого, золотистого, серебристого, зеленого, черного цвета. Самые ценные жемчужины окрашены в голубой и розовый оттенки.

Жемчуг известен людям более 6000 лет, очень ценился в Древнем Египте. В прежние века жемчуг добывался только из морских или речных глубин теплых морей, а профессия ловца жемчуга считалась весьма опасной. Теперь жемчуг выращивается на специальных плантациях. Натуральный жемчуг добывается в Иране, Индии, Таити.

7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Сапфирами лучатся васильки…»: самоцветы глазами химиков и лириков

Автор: Бочкарева Елена Владимировна, Фоминых Надежда Александровна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства