Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 2 класс. Тема урока "Обращение". Образовательная программа "Перспективная начальная школа"»
Урок по русскому языку во 2 классе
Тема урока "Обращение"
Цели урока: познакомить учащихся с обращением как словом, называющим того. к кому обращаются с речью; сформировать навык правильного употребления и правильной пунктуации предложений с обращениями;
Воспитательные: формирование личностных УУД через содержание учебного материала;
Развивающие: развитие познавательных навыков, регулятивных, коммуникативных.
Ход урока:
Приветствие гостей. Дети приветствуют друг друга(стоят возле парт лицом друг к другу; приветствие начинают ученики 1 варианта, ученики 2 варианта - отвечают. Приветствие сопровождают жестами): - Здравствуй, друг! - Здравствуй, друг! (здороваются за руку) - Как ты тут? - Как ты тут? (дотрагиваются до плеча соседа) - Где ты был? - Где ты был? (жест двумя руками - удивление) - Я скучал... - Я скучал... (рука к своей груди) - Ты пришел! - Ты пришел! (руки в стороны - радость) - Хорошо! - Хорошо! (обнимаются или жмут друг другу руки). Дети садятся.
Разминка (ее проводят 8 учеников у доски). - Дети прочитают стихи. А вы, ребята, догадайтесь, каким словом надо закончить каждую вторую строчку, можно отвечать хором.
Гном и дом
1 ученик. Жил да был веселый гном. Он в лесу построил ... (дом). 2 ученик. Рядом жил поменьше гномик, Под кустом он сделал ... (домик). 3 ученик. Самый маленький гномишко Долго строил свой .... (домишко). 4 ученик. Старый, мудрый гном-гномище Выстроил большой ... (домище). 5 ученик. Был он стар и был он сед, И большой был ... (домосед). 6 ученик. А за печкой, за трубой Жил у гнома ... (домовой). 7 ученик. Очень строгий, деловитый, Аккуратный ... (домовитый). 8 ученик. Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас ... (домашний). Вечером привык встречаться гном с любимым ... (домочадцем). 1 ученик. Всех встречал радушный гном Все любили этот.. (дом).
Работа по группам. 8 групп из детей, 9-ая состоит из гостей. (Раздаю листы с заданиями). - На цветных листах записаны слова. Найдите лишнее слово, назовите первую букву (работают минуту). - Проверяем работу групп и одновременно проводим минутку чистописания. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях, (где заранее записаны число и классная работа).
1 группа: имя, имечко, именинник, иммунитет. 2 группа: бег, бегун, бегония, беглец. 3 группа: рисунок, рисование, зарисовка, рис. 4 группа: Армения, армия, армейский. 5 группа: носовой, нос, носильщик. носик. 6 группа: ежата. ежиха, ежедневно. ежовая. 7 группа: щит, щиток. щи. 8 группа: ельник, еловый, ель, Елец. (Ученик записывает названные буквы под квадратами разного цвета - такой цвет листов у группы). - Возьмите простые карандаши, расставьте цифры над буквами в тетради вслед за учеником, работающим у доски, который поворачивает квадраты из цветной бумаги обратной стороной - там цифры. Запишите буквы в нужном порядке, составьте слово и запишите его.
8 2 3 4 7 6 5 1 9
и б р а н е щ а е обращение
Создание ситуаций. - Попроси кого-то из учеников встать и выйти из-за парты.("Настя, встань и выйди из-за парты"). Скажи то же самое. но измени порядок слов ("Встань и выйди из-за парты, Настя"). Порядок слов может измениться еще раз ("Встань, Настя, и выйди из-за парты"). Девочки могут занять свои места. - Обязательно ли называть имя человека, обращаясь к нему? (ответы детей) - Если обратиться к человеку, не называя его по имени, он может не понять, что обращаются именно к нему; это уважительная форма обращения. - Обратитесь к своему соседу по парте. Попросите у него что-нибудь или о чем-то спросите. - Как звучали ваши обращения? (заслушиваются несколько примеров обращений). - Можете объяснить, что такое обращение? (это слова, которые обозначают того, к кому обращаются).
Физминутка. - Читаю отрывки из стихотворений. Вы приседаете, услышав обращение.
1. Пожелал ежихе ежик: "Не жалей, ежиха, ножек!" 2. Выходили звери. Открывали двери. "Уходи, медведь! Перестань реветь!" 3. Рыболов, рыболов, расскажи про свой улов! 4. Как хорошо, друзья, шагать по тропке с рюкзаком. 5. Вы, голубушки - сестрицы, выбирайтесь из светлицы. 6. Приплыла рыбка и спросила:"Чего тебе надобно, старче?" 7. "Что ты, Сережа, не в духе? - спросили, кусая Сережу, две мухи. 8. В джунглях тигренку не спится. Говорит ему мама - тигрица: "Спи, мой теплый тигренок!"
Работа с учебником. - Страница 54. - Рассмотрите картинку к главе. Кто изображен? (Миша, Маша, кот Барсик, Анишит Йокоповна). - Сочините свои обращения, пояснив кто к кому обращается (ответы детей). - Прочитайте вполголоса 2 предложения под рисунком. 1. Миша, подойди к Маше. 2. Миша подошел к Маше. - Прочитайте эти предложения еще раз и проследите за своей интонацией. - В каком предложении вы выделяете имя Миша? (в первом) - В каком предложении имя Миша не выделяете интонацией? (во втором) - В каком предложении о Мише что-то сообщается? (2) - В каком предложении к Мише обращаются? (1) - Страница 55 учебника. - Прочитайте вполголоса 4 предложения и сравните их. - Скажите, какое предложение здесь лишнее и объясните почему? (четвертое, т.к. в нем сообщается о Мише, а в 1, 2, 3 - к Мише обращаются). - Понаблюдайте и ответьте, как выделяются обращения на письме? (запятыми) - В каком случае при обращении ставится одна запятая, а в каком - обращение с двух сторон выделяется запятыми? (одна запятая ставится, если обращение стоит в начале или в конце предложения; с двух сторон выделятся запятыми - если стоит в середине предложения).
Послушайте отрывок из рассказа Виктора Драгунского "Гусиное горло" и выделите предложение с обращением. "Я взял гусиное горло и положил его на батарею досушиваться... Потом гусиное горло высохло, и папа сказал: "Давай, Дениска, собирайся. Иди к Мишке, а то опоздаешь! Нехорошо опаздывать на день рождения". (Дети называют предложение с обращением, я убираю листы с доски - под ними записано предложение Давай Дениска собирайся.) - Вы можете проверить себя. Что заметили? (нет запятых) - Перепишите предложение с доски, правильно поставив знаки препинания (проверка - 1 ученик работает у доски и доказывает свой выбор постановки знаков). - К нашему предложению подходит такая схема (вывешиваю лист со схемой рядом с записью), где круг обозначает обращение. - Переставьте обращение так, чтобы предложению подходила такая схема (в начале). - Запишите предложение на следующей строчке (1 ученик работает у доски и доказывает свой выбор постановки знаков). - Наше обращение находилось в начале предложения, в середине предложения. Какой вариант еще возможен? (конец предложения) Как это будет звучать? ("Давай собирайся, Дениска" 1 ученик работает у доски и доказывает свой выбор постановки знаков). - Попробуй составить схему к предложению (символ обращения - в конце).
Дениска отправился на день рождения к своему другу Мишке. А наш Миша оставил две записки Маше. Узнаем их содержание. Страница 55 учебника. - Сравни начала двух записок: 1. Маша, позвони мне обязательно. 2. Маша! Позвони мне обязательно! - Объясните, какое слово в каждой из них является обращением? (Маша) - В каком случае обращение нужно читать с большим чувством? (во 2, т.к. восклицательная интонация). - Какие знаки выделяют обращение в 1-ом и во 2-ом случаях? (в 1-ом - запятая, т.к. невосклицательная интонация, во 2-ом - !, т.к. восклицательная интонация) - Найдите 2-ое предложение о Дениске, прочитайте его с восклицательной интонацией ("Дениска! Давай собирайся") Теперь запятая после обращения поменялась на ... (!) (схема)
Попробуем составить правило "Обращение - это..." (на доску вывешиваю опорные листы) 1. Обращения - это слова, которые обозначают... 2. В устной речи обращение выделяется с помощью ... 3. В письменной речи обращение выделяется с помощью ... - Проверьте себя по учебнику. Страница 54.
У каждого на парте лежит карточка. В предложениях подчеркните обращения, правильно поставьте знаки препинания. (на работу дается 1 минута) См. Приложение.
- У кого обращение стоит в начале предложения встают за вторым рядом, у кого - в середине предложения - у доски, у кого в конце предложения - за третий ряд. (Проверка: каждый ученик читает свое предложение и называет обращение)
Тетрадь, страница 29, упражнение 40.
- Найди и подчеркни одной чертой обращения. Каждый работает самостоятельно, затем обсуждение работы над своим отрывком в группах (количество отрывков соответствует количеству групп). Проверка, назовите обращение каждой группы (солнышко, Медведь, злодей, коса, одуванчик белоголовый, детвора, зайчик, капитан).
Сегодня на уроке вы познакомились с ...(обращением) Теперь вы понимаете, насколько важны обращения и насколько важно их правильно употреблять и ставить знаки препинания в предложениях с обращением. От этого зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.
- Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь каким словом надо закончить строчку.
Нужно для счастья порою немного: Шоферу - прямая ... (дорога), Летчику - ясное ... (небо), Пекарю - горы душистого ...(хлеба), Прохожему - больше ... (улыбок), Учителю - меньше ... (ошибок).
Рефлексия. - Ребята! Оцените свою работу за урок. Нарисуйте флажок на полях тетради и раскрасьте его таким образом: красный - получилось все отлично; желтый - получилось все хорошо; зеленый - только часть заданий выполнена так, как хотелось; синий - не получилось так, как хотелось.
Домашнее задание. Учебник, страница 54-56, правило, упражнение 61.
Приложение
О чём ты девочка плачешь? Обещай мне одну вещь мама.
Что царевич ты не весел? Не пей братец козлёночком станешь!
Что ты лисонька там говоришь? Алёнушка я пить хочу!
Это я тебе волк помогаю рыбу ловить! Привет Карлсон!
Видишь мама он всё-таки прилетел ко мне.
Сколько подарков у тебя Мишка! Малыш мы садимся обедать.
Соня кто разрешил тебе портить обои? Спасибо Коля за марки.
Что ты сегодня Серёжа не в духе? Мишка а волосы красить?
Медведь ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил?
Мышонок отчего у тебя нос грязный?
Иди Алёнка на солнце пообсохни! Как мне волк не плакать?
Что же ты видел сегодня Ёжик? Ну и лентяй же ты Сашка!
Ты почему не была в школе Лида? От тебя Лис прятаться.
Отпусти ты меня Иванушка я тебе ещё пригожусь.
Не уходи Костя помоги мне. О чём Варя думаешь?
Как ты смеешь мужик спорить со мною?
Ловись рыбка большая и маленькая. А ты хвостище что делал?