Урок-исследование "Снег" предназначен для учащихся 5 классов. На уроке ребята смогут поработать со словарями разных типов, рассмотреть слово "снег" с точки зрения лексики, фразеологии, словообразования; отработают навыки определения средств художественной выразительности в поэтических произведениях, смогут подобрать музыку к отрывкам из художественных произведений, получат начальное понятие о новом эпическом жанре - эссе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 5 класс. Урок-исследование "Снег". »
Русский язык.
5 класс.
Урок-исследование «Снег»
Цели:
образовательная: формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности в художественном тексте; совершенствовать навыки пользования различными словарями, дать понятие эссе;
развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся;
воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову и бережное отношение к слову вообще.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: компьютер, словари (орфографический, толковые, синонимов, антонимов, фразеологизмов, словообразовательный…), карточки с текстом и заданиями, фрагменты из фильма-сказки «Морозко» и мультфильма «Снегурочка», музыка Эдварда Грига «Сон», М.Мусоргского «Ночь на Лысой горе», А.Вивальди «Времена года».
Накануне урока учащиеся получили опережающие задания на выбор:
нарисовать рисунки;
составить и нарисовать словообразовательное дерево к слову «снег»;
найти в поэтических и прозаических произведениях описание снега;
написать сочинения-миниатюры о снеге, учитывая цвет, форму, звук, ощущения;
найти пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о снеге.
Ход урока:
Для создания соответствующего настроения включаем фрагмент из фильма-сказки «Морозко». На доске размещены рисунки ребят.
Вступительное слово учителя:
В этом году такая снежная зима! Мы настолько привыкли снегу, что, порой, не замечаем его красоты и великолепия. Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи, которым предстоит всмотреться, вслушаться в слово «снег», понаблюдать за его «жизнью» в произведениях известных авторов, рассмотреть это слово как лексическую единицу языка, подобрать музыку к поэтическому отрывку, в котором снег – главный герой.
Групповая работа
Ребята делятся на группы и в толковых словарях разных авторов находят словарные статьи о слове «снег».
из толкового словаря С.И.Ожегова:
Снег - атмосферные осадки - белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой…
из толкового словаря Т.Ф.Ефремовой
Снег - атмосферные осадки, выпадающие в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев, представляющих собою скопление таких кристаллов.
Снег - сплошная масса, слой таких осадков, покрывающийкакое-либо пространство.
из толкового словаря А.Н.Тихонова
Снег - …
из толкового словаря В.И.Даля
Снег - …
- В каком словаре дана более полная информация о слове «снег», почему вы так считаете? (В словаре В.И.Даля, т.к. в нём не только пояснение лексического значения, но и диалектные слова, приметы, пословицы и поговорки и даже загадки со словом «снег» в главной роли).
III. Слово учителя:
Из словаря В.И.Даля мы узнали, что разный снег и называют по-разному
Группа, работавшая со словарём В.И.Даля, проводит игру-загадку
О каком снеге идёт речь?
Кидь, падь – самый крупный снег.
Рянда, лепень, ляпа, дряба – мокрый снег.
Занос – снег с сильным ветром.
Вялица, кура – метель, снег с вихрем.
Искра, блёстка – снег пылью, как облетевший иней.
Пороша – только что выпавший снег.
Наст – окрепший, слежавшийся плотно снег.
Низовка, волокуша, заметь, тащиха – снежный вихрь, когда метёт только низом.
Ученики, по возможности, должны указать признаки, по которым они определили вид снега.
- Ребята, а почему мы никогда не употребляем эти слова? (Мы не знаем их значений, так как эти слова употребляются жителями какой-либо местности.)
- Как называется эта группа слов? (Диалектные).
IV. Групповая работа
Задания:
1 группа
В словаре синонимов найти синонимы слова «снег»;
2 группа
Во фразеологическом словаре найти фразеологизмы, в состав которых входит слово «снег»;
3 группа
Путём подбора антонимов расшифровать строку из известного стихотворения
Тускнея в свете луны, вода стоит.
(Блестя на солнце, снег лежит…)
4 группа
Составить ассоциограмму к слову «снег»
Слово учителя.
На Руси всегда любили зиму. Много пословиц, поговорок, загадок, народных примет было придумано о снеге. Дома вы нашли примеры этих малых жанров фольклора. (Ребята зачитывают подобранные пословицы, поговорки, загадки, приметы, связанные со словом «снег».
V. Фрагмент мультфильма «Снегурочка».
- Как дед с бабкой называют свою внучку? (Снегурка)
- А каким способом образовано это слово? В каком словаре мы можем узнать эту информацию? (в словообразовательном)
В словообразовательном словаре ребята находят, каким способом образовано слово «Снегурка» (суффиксальным).
2-3 ученика представляют составленное словообразовательное дерево и предлагают определить способ образования слов:
снегоход (сложение)
снегирь (суффиксальный)
подснежник (приставочно-суффиксальный)
VI. Слово учителя.
Ребята, вы не раз видели, как идёт снег. Всегда ли он одинаков? (Нет, он разный, снег может быть мелким, похожим на крупу, колючим, холодным, может опускаться на землю крупными хлопьями…).
1.Проиллюстрируйте свои слова подобранными вами примерами из поэтических и прозаических произведений.
2. Давайте подберём к этим отрывкам музыку.
- Изменилось ли восприятие этих отрывков и почему? (Музыка помогает лучше увидеть картинку, которую рисуют авторы, усиливает эмоции…)
VII. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VIII. Вам было предложено дома написать сочинение-миниатюру о снеге. О том, каким вы его видите, что он вам напоминает, какие звуки издаёт(Ребята зачитывают свои сочинения-миниатюры и оценивают работы друг друга.)
Первый снег.
Выглянула в окно – снег! Первый снег! Он сыпал на землю крупными хлопьями, покрывая её белым одеялом.
Я выбежала на улицу. Снег был повсюду. Так захотелось дотронуться до него рукой! Он был таким мягким и пушистым, словно шёрстка котёнка, я даже не почувствовала холода. Слепила снежок. Сразу захотелось запустить им в кого-нибудь. Мимо проходила подруга Наташа. Мы с удовольствием поиграли в снежки и, весело смеясь, побежали в школу.
Волшебный снег.
Очень красив снег в лунном свете. Он серебрится и играет разными красками. Снежинки кружатся в вальсе и становятся похожи на мошек, которые летом танцуют в лунном свете.
Вся земля покрыта снегом, будто кто-то огромный, там наверху, посыпает её, как пирог, сахарной пудрой.
Разноцветный снег. Выпал долгожданный первый снег. Я увидела его в окошко и очень захотела им полюбоваться. Выбежала на улицу, сгорая от нетерпения. Всегда думала, что снег белый. Но ведь это неправда! На солнышке он переливался всеми цветами радуги. То жёлтый огонёк мелькнёт, то красный… Передо мной была настоящая бриллиантовая россыпь!
А ночью, в свете луны, кажется, что снег – это светлое озеро, а луна – лодка, плывущая по нему.
Слово учителя.
Мы осваиваем новый эпический жанр, основанный на ваших личных рассуждениях и впечатлениях. Ребята, написанные вами сочинения – это эссе. Эссе (из фр.essai «попытка, проба, очерк», от лат.exagium «взвешивание») – это литературный жанр, сочинение небольшого объёма, оно выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету, отличается свободной композицией и непринуждённым изложением (как думаю, так и пишу).
IX. Ребятам в группах раздаются карточки с деформированным текстом.
Задание: вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, определить виды орфограмм.
Ш..л мокрый сне.., Так, будто кто-то Кидал (на)землю мя..кий хлоп..к. Л..тели ватки и пушки,
И клеились, и прил..пали. Играла реб..тня (в)сн..ки. И бабу снежную катали Два (не)уклюжих мужика.
Терентий Травник «Море снега»
X. Слово учителя.
Представьте себе, что вам купили одинаковые раскраски. У всех рисунки получатся одинаковыми? (Нет, каждый раскрасит по-своему.)
Так и поэты создают свои произведения, пользуясь словесными красками – средствами художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (тропы)
(на экране и на столе каждой группы)
Тропы
Значение
Пример
Эпитет
Красочное образное определение в переносном значении
Мармеладное настроение;
свинцовые тучи
Сравнение
Образное сопоставление обладающих общим признаком предметов
Озеро, словно зеркало;
луна в небе, как фонарь;
щёчки, как яблочки
Олицетворение
Неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа (одушевление неодушевлённого)
«Плачет у окошка пасмурная буря»;
«Тихо дремлет река. Темный бор не шумит» (С.Есенин)
Метафора
Скрытое сравнение, основанное на сходстве двух явлений
Задание: определить, какие средства художественной выразительности использовали авторы в отрывках своих произведений.
1 группа
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало.
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»
2 группа
«…Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам…Месяц… вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами.
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
3 группа
…А в окно снежинки
Мотыльками бьются
Тают, и слезинки
Вниз по стёклам льются
С.Есенин «Разгулялась вьюга»
4 группа
Люблю смотреть на снегопад,
Как из распахнутого неба
Освобождённые, летят,
Сияя, звёздочки из снега.
Они спускаются, кружась
В небесном танце непрерывно,
Как будто исполняют вальс –
Такой чарующий и дивный.
Н. Седова-Шмелёва «Люблю смотреть на снегопад»
XI. Рефлексия.
Что мы узнали сегодня о таком обычном и коротком слове «снег»?
(Мы посмотрели на это слово другими глазами и сумели увидеть его красоту и многообразие, поработали со словарями и узнали много об этом слове, узнали, как образованы слова от слова «снег»…)
Ребятам в группах предлагается оценить работу друг друга.
XII. Домашнее задание ( сделать 2 на выбор):
Составить синквейн (ключевое слово снег).
Придумать новые слова, составной частью которых будет слово снег (снегохруст, снегомёт, снегобаба…).
Придумать сюжет новогоднего мультфильма «Любовь Снежинки к Снеговику».
Придумать загадки.
Сделать презентацию.
Все вы сейчас имеете возможность сфотографировать снег, приложите снимки к своим работам.