Русский язык. 4 класс. Тема "Правописание глагола". Образовательная система "ХХI век"
Русский язык. 4 класс. Тема "Правописание глагола". Образовательная система "ХХI век"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глагола" включает в себя следующее:
Актуализация знаний, формулировние детьми цели урока. Урок проходит в форме игры "Заседание редакционного совета газеты". К концу урока дети должны "выпустить" газету со статьями о глаголе.
1.Сначала дети определяют название газеты (тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
2.Дети разделены на группы. Каждая группа исследует глагол и отвечает на свой вопрос: 1. Как устроена эта часть речи? 2.Какие орфограммы таит в себе? Что-то интересное о глаголе.
3. Работают в творческих группах:
отдел инфрмации находит известное о глаголе;
отдел новостей испльзует дополнительную литературу, чтобы объяснить выражение "Устами младенца глаголит истина";
отделу рекламы необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глагола;
отдел писем заменит в тексте слово "говорит" синонимами.
Группы (отделы) готовятся, делают выводы и представляют свою работу.
4. Рефлексия "Мнение эксперта"
5. Домашнее задание. Рубрика "Объявление"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
дополнительная учебная литература («Я познаю мир», «Дружок» и др.)
Сценарий урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Определение целей урока.
Загадка.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».
Прочтем статьи из словарей:
Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)
Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)
Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.
Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П
Х
Г
Л
С
Ш
А
Г
К
О
Л
Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?
Как устроена эта часть речи
Какие ошибкоопасные места таит в себе
Что-то интересное, чтобы увлечь читателя
Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор
отдела. Отделы прошу приступить к работе.
Работа в творческих группах.
Задание №1.
Отдел информации (1)
Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).
Что такое глагол?
Что он обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам глагол
жить
делать
рассказать
чертить
писать
петь
вышивать
пахать
забивать
варить
жарить
мыть
чистить
рассказать
Отдел новостей (1)
Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».
(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол – это перевод латинского слова verbum, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал…» - с. 26. Выражение означает… )
Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.
(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол – самая живая часть речи.» - с. 301. В толковом словаре на странице … мы нашли … глаголов и т.д.)
Отдел рекламы (1)
Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.
Объясните значение подчеркнутых слов.
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно? (О многозначности глаголов)
2. Подберите глаголы-антонимы:
Замёрз -… говорит - … работает - …
3. Назови одним словом глаголы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару. (О синонимах)
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Отдел писем (1)
В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.
В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
Отдел рекламы (2)
Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов. (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)
Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).
Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.
Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.
Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.
Выбираю букву и пишу окончание.
Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!
Задание №3.
Отдел информации (3)
Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.
Какое наклонение может быть у глагола?
Как изменяется глагол по временам?
2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.
Отдел новостей (3)
В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».
При проверке определяем соответствие примеров вышеуказанным орфограммам.
Отдел рекламы (3)
Предлагаю с помощью дополнительной литературы прорекламировать вот эти интересные глаголы: победить, убедить, очутиться, ощутить. Как грамотно сказать про себя в будущем времени? Я (что сделаю?) …, …, … .
«А вот вам ещё один интересный глагол победить. Попробуйте-ка сказать про себя в будущем времени:
Я… (что сделаю?) победю? побежу?
Вы можете сказать:
Я одержу победу! или Я стану победителем!
В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво. Невозможно глаголы убедить, очутиться, ощутить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:
Я.. убежу?
Я… очутюсь?
Я… ощущу?
Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Я могу очутиться. Я попытаюсь ощутить.» - с. 27-28.) Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть, пылесосить.
Проверка усвоения знаний.
Рубрика «Мнение эксперта»
Что ж, вы наполнили все рубрики классной газеты интересной информацией о глаголе. Газета получилась научно-познавательная. И мне хочется от себя добавить пару рубрик. Поведем исследование: как усвоен материал по теме «Глагол» учащимися 4 класса
Тест с выбором ответа. Самопроверка по ключу. (Презентация прилагается.)
Результаты фиксируем в рубрике «Мнение эксперта» с помощью графика. Объявляем знатока глагола.
Усвоившие материал, с легкостью будут выполнять морфологический разбор глагола. К тому же начнем изучать новую часть речи, которую Древние римляне назвали «приглаголием».
Домашнее задание.
Рубрика «Объявление»
Дорогой друг!
Мне очень приятно узнать от тебя впечатления о сегодняшнем уроке русского языка. Поделись тем, что ты хорошо усвоил, а какие вопросы по пройденной теме тебе ещё даются с трудом. Я постараюсь тебе помочь.
Дата Твоя учительница
P.S. …………. Предлагаю другое задание: просмотрите § 67-81 учебника и найдите информацию, которую в газете не осветили.