kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 4 класс. Тема "Правописание глагола". Образовательная система "ХХI век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глагола" включает в себя следующее:

Актуализация знаний, формулировние детьми цели урока. Урок проходит в форме игры "Заседание редакционного совета газеты". К концу урока дети должны "выпустить" газету со статьями о глаголе.

1.Сначала дети определяют название газеты (тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

2.Дети разделены на группы. Каждая группа исследует глагол и отвечает на свой вопрос: 1. Как устроена эта часть речи? 2.Какие орфограммы таит в себе? Что-то интересное о глаголе.

3. Работают в творческих группах:

отдел инфрмации находит известное о глаголе;

отдел новостей испльзует дополнительную литературу, чтобы объяснить выражение "Устами младенца глаголит истина";

отделу рекламы необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глагола;

отдел писем заменит в тексте слово "говорит" синонимами.

Группы (отделы)  готовятся, делают выводы и представляют свою работу.

4. Рефлексия "Мнение эксперта"

5. Домашнее задание. Рубрика "Объявление"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 4 класс. Тема "Правописание глагола". Образовательная система "ХХI век" »


Тема: Правописание глаголов.

Цели: создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.


Используемые методы: групповой, деятельный, наглядный,

проблемный.

Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов¸

опорные таблицы;

таблички с названиями отделов (отдел информации, отдел новостей, отдел рекламы, отдел писем);

рубрики для газеты «Дом, в котором живет глагол», «Летопись глагола», «Путь к успеху», «Глаголовед»,

«Мнение эксперта», «Рейтинг исследований», « Реклама», «Объявления»;

карточки с заданиями для работы отделов;

словари (этимологический, толковый, синонимов),

дополнительная учебная литература («Я познаю мир», «Дружок» и др.)






















Сценарий урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Определение целей урока.

Загадка.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

Сегодня урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

Прочтем статьи из словарей:

  1. Происхождение слова? (Этимологический словарь, с. 86-87)

  2. Что такое газета? (Толковый словарь, т.I, с.296)

Редколлегиям всех отделов (информации, новостей, писем, рекламы) предстоит подготовить к выпуску номер газеты для школьников, изучающих части речи.

Определим название газеты (т.е. тему урока), убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л


Что по-вашему нужно рассказать о глаголе?

  • Как устроена эта часть речи

  • Какие ошибкоопасные места таит в себе

  • Что-то интересное, чтобы увлечь читателя

Каждая группа выполняет задания. После выполнения отчитывается редактор

отдела. Отделы прошу приступить к работе.


  1. Работа в творческих группах.


Задание №1.


Отдел информации (1)

  1. Дайте в номер известную вам информацию о глаголе, ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).


Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?


  1. Найдите в стихотворении все глаголы, Запишите их в неопределённой форме





Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам глагол

жить

делать

рассказать

чертить

писать

петь

вышивать

пахать

забивать

варить

жарить

мыть

чистить

рассказать


Отдел новостей (1)

  1. Используя дополнительную литературу, попробуйте объяснить выражение: «Устами младенца глаголет истина».

(Из пособия по русскому языку Т. Давыдовой: «Термин глагол – это перевод латинского слова verbum, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал…» - с. 26. Выражение означает… )

  1. Проведите исследование: с помощью словаря и детской энциклопедии «Я познаю мир» узнайте, как часто употребляется глагол в нашей речи.

(Из тома «Русский язык» В. Волиной: «По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно. Глагол – самая живая часть речи.» - с. 301. В толковом словаре на странице … мы нашли … глаголов и т.д.)


Отдел рекламы (1)

Вам необходимо прорекламировать разнообразие и богатство глаголов. Для этого выполните задания и сделайте выводы.

  1. Объясните значение подчеркнутых слов.

За столом сказала мать:

Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

А болтать ногами можно? (О многозначности глаголов)

2. Подберите глаголы-антонимы:

Замёрз -… говорит - … работает - …

3. Назови одним словом глаголы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару. (О синонимах)

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

Отдел писем (1)

В письмах читателей очень часто встречается глагол говорит. Замените его другим.

Саша громко говорил.

Ученица невнятно говорит у доски.

Мама тихо говорит сыну «спокойной ночи».

Петя говорит правило.

Друзья говорили за чашкой чая.

Малыш что-то говорил себе под нос.

(Если трудно, воспользоваться словарём синонимов.)


Задание №2.


Отдел информации (2)

Дайте сведения о двух постоянных признаках глагола.


Вид глагола. Как его определить?

Как определить спряжение ?

Роль в предложении


Отдел новостей (2)

Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.

1. Глаголы

А) склоняются

Б) спрягаются

2. Спряжением глагола называется

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по родам и числам

В) изменение глагола по лицам и числам

3. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

4. Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению

Б) относятся ко 2 спряжению

5. Лицо глагола определяют

А) по предлогу

Б) по частице бы

В) по существительному

Г) по личному местоимению

6. Глаголы-исключения: брить, стелить относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению

7. Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть относятся

А) к 1 спряжению

Б) ко 2 спряжению


Отдел писем (2)

В ваш отдел пришло письмо о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.


Отдел рекламы (2)

Прорекламировать порядок алгоритма определения спряжения глаголов. (Детям выдаётся инструкция определения спряжения глаголов¸ но не по порядку¸ а вразброс. Задача: восстановить последовательность действий.)



Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят).


Если по личной форме 3-го лица множественного числа спряжение определить нельзя, то образуем начальную форму.


Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.


Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.


Выбираю букву и пишу окончание.

Вывод: будешь следовать этому алгоритму – никогда не ошибешься!

Задание №3.


Отдел информации (3)

  1. Проинформируйте читателей о непостоянных признаках глагола.


Какое наклонение может быть у глагола?

Как изменяется глагол по временам?


2. На примере глагола читать проиллюстрируйте эти изменения.


Отдел новостей (3)

В 4-ом классе мы узнали много орфограмм глагола. Постарайтесь вспомнить все и заполните рубрику газеты «Глаголография».

Правописание безударных личных окончаний

Правописание -тся или –ться

Мягкий знак (ь) после шипящих

Не с глаголами

Правописание суффиксов глаголов


Отдел писем (3)

Запишите глаголы в соответствующие столбики.

  1. (Не)бояться, (не)волить, (не)лишать, (не)слышать, (не)взлюбить, (не)навидеть.


«не» раздельно

«не» слитно

не лишать

невзлюбить

не слышать

неволить

не бояться

ненавидеть


  1. Он гордит_ся, нельзя устроит_ся, надо купат_ся, гусь щиплет_ся, они учат_ся, любит учит_ся.


- тся

- ться

он гордится

нельзя устроиться

гусь щиплется

надо купаться

они учатся

любит учиться


  1. Подкорм_шь, встреча_м, сажа_те, обид_м, надкус_т, запута_шь.


1 спр.(е)

2 спр. (и)

встречаем

подкормишь

сажаете

обидим

запутаешь

надкусит


  1. Слыш_л, клее_л, завис_л, спор_л, вид_л, ла_л, посе_л, стро_л, выздоров_л.


- ал, - ял

- ел

- ил

слышал

зависел

клеил

лаял

видел

спорил

посеял

выздоровел

строил


  1. Прилеч(?), спешиш(?), жуёш(?), хорош(?), спряч(?), отреж(?), сторож(?), береч(?), помоч(?), знаеш(?), назнач(?).


Неопр. форма

2 лицо ед. ч.

Повелит. накл.

прилечь

спешишь

спрячь

беречь

жуёшь

отрежь

помочь

знаешь

назначь

При проверке определяем соответствие примеров вышеуказанным орфограммам.


Отдел рекламы (3)

Предлагаю с помощью дополнительной литературы прорекламировать вот эти интересные глаголы: победить, убедить, очутиться, ощутить. Как грамотно сказать про себя в будущем времени? Я (что сделаю?) …, …, … .

«А вот вам ещё один интересный глагол победить. Попробуйте-ка сказать про себя в будущем времени:

Я… (что сделаю?) победю? побежу?

Вы можете сказать:

Я одержу победу! или Я стану победителем!

В чём дело? А в том, что глагол победить просто не имеет формы первого лица единственного числа и поэтому называется недостаточным глаголом. А стал он таким по закону благозвучия. Ведь слова победю или побежу звучат не очень красиво. Невозможно глаголы убедить, очутиться, ощутить изменить так, чтобы можно было сказать про себя:

Я.. убежу?

Я… очутюсь?

Я… ощущу?

Говорить нужно так: Я постараюсь убедить. Я могу очутиться. Я попытаюсь ощутить.» - с. 27-28.) Попробуйте сами сказать про себя в будущем времени: дерзить, шелестеть, пылесосить.



  1. Проверка усвоения знаний.

Рубрика «Мнение эксперта»

Что ж, вы наполнили все рубрики классной газеты интересной информацией о глаголе. Газета получилась научно-познавательная. И мне хочется от себя добавить пару рубрик. Поведем исследование: как усвоен материал по теме «Глагол» учащимися 4 класса

Тест с выбором ответа. Самопроверка по ключу. (Презентация прилагается.)

Результаты фиксируем в рубрике «Мнение эксперта» с помощью графика. Объявляем знатока глагола.

Усвоившие материал, с легкостью будут выполнять морфологический разбор глагола. К тому же начнем изучать новую часть речи, которую Древние римляне назвали «приглаголием».


  1. Домашнее задание.

Рубрика «Объявление»

Дорогой друг!

Мне очень приятно узнать от тебя впечатления о сегодняшнем уроке русского языка. Поделись тем, что ты хорошо усвоил, а какие вопросы по пройденной теме тебе ещё даются с трудом. Я постараюсь тебе помочь.

Дата Твоя учительница


P.S. …………. Предлагаю другое задание: просмотрите § 67-81 учебника и найдите информацию, которую в газете не осветили.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык. 4 класс. Тема "Правописание глагола". Образовательная система "ХХI век"

Автор: Воротникова Татьяна Юрьевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства