Русский язык. 11 класс. Тема: Подготовка к сочинению на морально — этическую тему «Познай самого себя».
Русский язык. 11 класс. Тема: Подготовка к сочинению на морально — этическую тему «Познай самого себя».
Цель на уроке: совершенствовать навыки определения темы, основной мысли текста, его стиля; повторить особенности публицистического стиля; формировать навыки сбора материала по определённой теме; способствовать развитию устной и письменной речи; обучать творчески и критически мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, побудить учащихся к самоанализу и самопознанию, стремление к самовоспитанию.
Оборудование урока:
словарь к уроку; таблицы «Я — концепция»; эпиграфы; высказывание В.Распутина; памятки учащимся (раздаточный материал).
Эпиграф:
Всем людям свойственно познавать
самого себя и мыслить.
Гераклит.
Нет более плодотворного занятия, как познание само себя.
Р. Декарт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 11 класс. Тема: Подготовка к сочинению на морально — этическую тему «Познай самого себя». »
Русский язык. 11 класс.
Тема: Подготовка к сочинению на морально — этическую тему «Познай самого себя».
Цель на уроке:совершенствовать навыки определения темы, основной мысли текста, его стиля; повторить особенности публицистического стиля; формировать навыки сбора материала по определённой теме; способствовать развитию устной и письменной речи; обучать творчески и критически мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, побудить учащихся к самоанализу и самопознанию, стремление к самовоспитанию.
Оборудование урока:
словарь к уроку; таблицы «Я — концепция»; эпиграфы; высказывание В.Распутина; памятки учащимся (раздаточный материал).
Эпиграф:
Всем людям свойственно познавать
самого себя и мыслить.
Гераклит.
Нет более плодотворного занятия, как познание само себя.
Р. Декарт.
Ход урока: I. Сообщение темы и целей урока.
II. Оформление записи втетрадях (число и тема урока, без темы сочинения)
3.Слово учителя.
- Вы- граждане России. Через время пойдете в «большую жизнь». И, наверное, задумываетесь о своем будущем. А задавали ли вы себе вопрос: «Какой я?»
- Как вы думаете, всегда ли быстро и объективно мы можем ответить на этот вопрос? Задумаемся ли мы прежде, чем ответить на него?
- Из всего сказанного давайте определим тему нашего сочинения. Прочитайте эпиграфы к уроку.
- Гераклит Эффесский, философ конца 6-начала 5 в. до н.э. Декарт - французский философ XVI века. Помните, что эпиграф раскрывает тему, указывает на неё. Какова же тема нашего сочинения. («Познай самого себя»).
V. Словарная работа.
Мораль— правила нравственности, сама нравственность.
Этика— учение о морали, совокупность, норм поведения.
Психология— наука о душе (пер. с древнегреческого), изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Концепция— (от лат. понимание, система) - определённый способ понимания каких - либо явлений, основная точка зрения; взгляд.
Абрис - линейное очертание предмета, контур.
VI. Работа над темойурока.
1. Текст 1
- Прочитайте текст «Какие вы?»
Вернитесь мысленно к себе, какими вы были четыре-пять лет назад. Чаще всего вы знали: «Я озорной, бойкий, неусидчивый, не очень внимательный, но добрый; я неплохо учусь, хорошо бегаю, не прочь досадить девчонкам». Так могли думать многие. Другие знали себя такими: «Я усидчивая ,заботливая, старательная. Люблю подруг, люблю посмеяться. В общем, хорошая». А третьи считали: «Уж я такой- сладу со мной нет, когда хочу- учусь, когда хочу- ленюсь. Никому не подчиняюсь, никого не слушаюсь. Вот я какой». Все просто и, главное, ясно.
Откуда же берется, вернее, бралась ясность? Да, конечно, из «внешних источников»: обычно в детском возрасте оценивают себя оценками взрослых, близких, поскольку и родители, и учителя время от времени знакомят вас со своим мнением о вас.
Но вот проходит время, и ясность рассеивается, улетучивается, уступая место сомнениям: какой же я? кто я? знаю ли я себя?
Эти вопросы приходят из жизни. В пятнадцать - семнадцать лет человек вступает в сложный взрослый мир, формируется как индивидуальность, как гражданин. И знать, какой я, просто необходимо. Знать индивидуальные, отличающие только тебя качества, твое собственное положение в классе, школе, среди товарищей – твое общественное лицо – нужно не только сегодня. Когда мы спрашиваем себя, какой я, мы подразумеваем под этими словами, ищем в ответе на них и абрис своего будущего: кем я могу стать, что я должен сделать, каковы мои возможности?
И чтобы ответить на них, нужно осмыслить самого себя, разобраться в себе самом, прийти к какому-то определенному отношению к самому себе. Не случайно же лирика многих поэтов в юности о самом себе, а стихи – психологический анализ своего «я».
По В.Пекелису
- Определите тему и тип речи.
- В каком стиле написан этот текст? Назовите признаки этого стиля.
(возвышенная лексика, риторические вопросы, воздействие на читателя).
- Прочитаем текст вслух. Определим главную мысль текста. Выпишем ее. (Нужно осмысливать самого себя).
- Какие слова и словосочетания из данного текста мы можем использовать в сочинении? Выпишем ключевые слова.
- Нам нужно составить план к сочинению. Как озаглавить вступление?
( начинаем писать план)
План
Какой я? Кто я? Знаю ли я себя?
Работа над II текстом « Из чего складывается «Я».
Прежде всего понятие «я» - очень сложное. В силу сложности и многоплановости человеческой деятельности каждый из нас видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное я» - тот образ, каким представляет себя человек в данный момент; «динамическое я» - каким человек хочет стать; «фантастическое я»- каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать , если бы все было возможно; «будущее»-каким он может стать; «идеализированное я»- каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального я».
Как же обычно человек узнает сам о себе?
Человек может определить себя в сравнении с другими людьми. Он констатирует те или иные их свойства: доброту, ум, дисциплинированность, умение работать, необязательность, хвастовство и тому подобное, - он как бы «примеряет» эти качества на себя, есть ли они у него или нет.
Самопознание, самоанализ очень нужны и очень трудны, как трудны все вопросы, касающиеся психологии.
Самопознание необходимо отнюдь не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы полнее отдаться любимому делу, осознавая его значение для себя, для общества, для будущего.
А 49-летний Стендаль писал: «Что я за человек? Есть ли у меня здравый смысл? И если есть, то глубок ли он?.. Я совершенно не знаю самого себя».
- Определите тип и стиль текста.
- Какова тема этого текста? Выпишите ключевые слова произведения.
- Каково же понятие «Я»?
( записываем в план «Понятие «Я» - очень сложное»)
- Из каких «Я» состоит понятие?
( появляется таблица):
,
“Я” – понятие сложное
“Динамическое Я”
“Идеализированное Я”
“Фантастическое Я”
тексом
“Реальное Я”
“Будущее Я”
- Из каких источников человек узнаёт о себе? Ответ найдите в тексте (таблица «Источники познания самого себя»).
Источники познания самого себя
Самоанализ
Самопознание
“примерка” качеств характера
Сравнение с другими людьми
- Прочитайте текст. Определите его главную мысль. Запишите ее. (Без самопознания, самоанализа не может быть подлинного роста человеческой личности).
- Каким будет третий пункт основной части?
- Мы сейчас говорим с вами о раздумьях над своим «Я», о познании самого себя. В психологии есть такой термин «Я — концепция». Что это значит?
(Продолжаем писать план)
1.
2. Источники познания самого себя.
3. Самопознание, самоанализ – необходимые психологические процессы.
(таблица «Я - концепция»).
«Я - концепция» -
устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
- Какой заголовок можно дать основной части? (записываем: «Я - концепция» или «Познай самого себя»)
План сочинения
1.Какой я? Кто я? Знаю ли я себя?
11. « Я – концепция» или «Познай самого себя».
1.Понятие «я»- очень сложное.
2.Источники познания самого себя.
3. Самопознание, самоанализ – необходимые психологические процессы.
111.Ответственность за самого себя.
- План у нас есть. Не определено только заключение. (высказывание В. Распутина), читаю сама:
- В.Распутин,
русский писатель 20 — века.
«Человек сам по себе глубок, прежде всего, своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется её содержанием. Скребёт, что называется поверху, не заглядывая во внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей».
- Какова главная мысль высказывания В Распутина? (ответственность каждый несёт сам за себя).
- Каким будет у нас заключение (ответственность за самого себя), (записываем в план).
- Готовы ли вы к написанию сочинения? План, эпиграф есть. Главные мысли выписали. Трудно начать?
VII. Работа над вступлением.
- Выберите форму сочинения. Это может быть письмо другу, письмо В.Распутину; разговор по душам с кем - либо, эссе, раздумья, диалог.
- Начало должно привлечь внимание к вашему сочинению. Начните оригинально.
Предлагаемые варианты:
«Я – гражданин России. Держу в руках паспорт. Очень рад этому важному документу.
Задумываюсь: а оправдаю ли я своё звание гражданина? Каков я? Что из себя представляю?»
«Тихий осенний вечер. Накрапывает мелкий дождик. На улицах пустынно. Люблю в такие часы побродить по нашему посёлку и подумать. Вот и сегодня я задумался о том, что я из себя представляю? Каким меня видят люди? Совпадает ли их оценка с моей ?»
- Закрыта книга .М. Булгакова « Мастер и Маргарита». А меня волнует один вопрос. Трижды тьма накрыла город, но почему не наступил конец света... Наверное потому, что на земле есть праведник — Иван Бездомный. Но долго ли один праведник удержит мир от катастрофы? Нужны и другие. Отношусь ли я к тем, кто поможет Ивану Бездомному?»
2. Самостоятельная работа.
VIII. Проверка самостоятельной работы,
1. Заслушивание 2-3 письменных работ.
2. Рецензирование их, выставление оценок.
VI. Подведём итог нашего урока.
- Легко ли понять, осознать своё я?
- Кто и что помогает нам в самооценке своего «Я»?
- Как вы понимаете выражения «Я - концепция»?
- Надо ли человеку познавать самого себя?
- Как усовершенствовать своё «Я»?
- Кто ответственен за ваше будущее?
- Помните: человек сам себе мудрец и сам своего счастье кузнец.
- Спасибо за сотрудничество, за внимание. Спасибо за урок! Будьте счастливы и удачливы.