Тема : М.Ю.Лермонтов. Поэма « Беглец» .
Цель: 1. Углубить знания учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова, научить учащихся
работать с текстом, строить и составлять: синквейны, словарную карту , приемы
и стратегии по критическому мышлению;
2. Развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, вырази-
тельного чтения, словарного запаса, кругозора учащихся;
3. Воспитать интерес к творчеству поэта, патриотическое воспитание, любовь к рус-
ской литературе;
Оборудование : таблицы, схемы, словари С.И. Ожегова, В.И. Даля, слайды, интерактивная
доска, рефераты, по творчеству поэта, словарь антонимов и синонимов;
Тип урока : комбинированный ;
МО : Р,И ,ОИ , ЧП , ПИ ;
Ход урока
Организационный момент : Организация учащихся к уроку, психологический
настрой на урок.
Постановка цели урока : М.ж Ю. Лермонтов. Поэма « Беглец».
Эпиграф урока : Своим изменивший, Слайд №3
Изменой кровавой,
Врага не сразивший,
Погибнет без славы.
Проверка домашнего задания : Подготовить рефераты на тему : Жизнь и творчест-
во М. Ю. Лермонтова.
Слайд №4
Мозговой штурм : ( ответы на вопросы)
В каком году, где и в какой семье родился М.Ю. Лермонтов? ;
- Откуда происходил род М. Ю. Лермонтовых?;
- Кем являлся отец поэта ?;
- Кем была мать поэта ?;
- Кем была для поэта его бабушка?;
- Где протекало детство поэта?;
Слайд №5
- В каком году семья переезжает из Тархан в Москву?;
- В каком году поэт был зачислен в 4 – й класс Московского университетского благород-
ного пансиона?;
- Куда поступает в ноябре 1832 года М. Ю. Лермонтов?;
- В каком году и куда поэт был отправлен в изгнание?;
- Какие годы можно назвать годами литературной славы поэта?;
Слайд №21
Работа с приемом ИНСЕРТ
« V»- знал | « +» - новое | «-»- думал иначе | «?» - не понял есть вопросы |
| | | |
Слайды №7-20
Просмотр фотоальбома по жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова.
Слайд №22
Чтение текста Ираклия Андроникова « Певец Родины» стр.68
Предположения | Новая информация |
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
Слайд №23
Чтение поэмы « Беглец» . Стратегия « Чтение с остановками»
1. Почему Гарун бежит быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла?;
1. Как вы думаете, что его ждет в родном ауле?;
2. Как бы вы поступили на месте Селима?;
3. Какую роль в поэме играет « Песня старины»?( прочитать основные строки);
4. Как вы думаете как отнесется к поступку Гаруна его мать?;
5. Как поступили бы вы на месте матери?;
6. В каких строках заключается основная мысль поэмы?;
Слайд №25
Чтение текста И. Андроникова о поэме « Беглец». Работа с дневником двойной записи.
Цитата | Коммментарии |
Своим изменивший. Изменой кровавой. Врага не сразивший, Погибнет без славы. | |
Слайд №26
Словарная работа. Составление словарной карты ( 8 шагов).
1.Презентация слова;
2. Нахождение в учебнике предложения с этим словом;
3. Дефиниция ( определение по толковому словарю);
4. Подбор синонимов;
5. Подбор антонимов;
6. Подбор родственных слов;
7. Ответ на вопрос( Какие ассоциации вызывает?);
8. Составление собственного предложения с этим словом?;
Слайд №27
Работа с приемом Таблица « Тонких» и « Толстых» вопросов.
« Тонкие» вопросы | « Толстые» вопросы |
- Кто сбежал с поля боя? | - Дайте объяснения почему так поступили с Гаруном его мать, друг, сельчане? |
- Что подтолкнуло его на этот шаг? | - Как вы считаете почему к поэме дан подзаголовок « Горская легенда»? |
- Согласны ли вы с данным поведением героя? | - Предположите, что Гарун отомстил врагу за смерть своих близких? |
Слайд №28 Построение « Синквейна»
Ключевое слово
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Ключевая фраза ( Цитата)
Синоним темы
Работа с эпиграфом урока: Беседа с учащимися( Подходит ли данный эпиграф к кроку?)
Слайд № 29 Домашнее задание.
Прочитать стихотворение армянского поэта 19 века Рафаэля Патканяна « Великий
человек». 2. Сделать сравнение, чем близки поэма М. Ю Лермонтова и это стихотворе-
ние? 3. Какая тема в них скрывается?
Выставление оценок за урок.