Данный урок проводится в 5 классе казахской школы и поссвящен жанруУНТ - песне. Вкомпьютерной презентации представлен материал о видах русской народной песни: обрядовые,солдатские, шуточные... Ребятам предоствляется возможность не только послушать.но и спеть песню "Во поле березонька стояла " (текст дан в учебнике).Помимо лексического материала есть 2 схемы, которые дают полное представление о видах согласных.Обычно на дом даю задание: дети учат сфотографированные с презентации схемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чтение текста на с.13. упр.24, ответить на вопросы, вывод.
Работа по картинке слайда «Березки»
4. Слово учителя « Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит», презентация.
Упр.29, с.15.
Задания из презентации.
Упр.31-32,с.15. Рефлексия Что вам особенно запомнилось? На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным? Комментирование и выставление оценок. Домашнее задание выучить 1 куплет народной песни.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Фольклор
Само слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка. Сегодня им пользуются все. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество
«На ветру шумят рябины,Каждый слушать их готов.Сколько песен у России –Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.
У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).
Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.
Слушаем колыбельную песню
ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица.
Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни!
Русь и в песне-то могуча,Широка и глубока,И свободна, и гремуча,И привольна, и звонка!
Звуки и буквы речи
Вокруг себя мы слышим множество звуков. Как мама поет колыбельную? Как шумят листвой деревья? Поют птицы? Лает собака? Капает дождь? Гремит гром? Скрипит снег под ногами? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь?
Какие звуки в природе слышишь? (Работа по картине)
Беседа
Алфавит – альфа+ вита (греч)
Азбука – аз+ буки
«…царь Михаил поручил братьям составить грамоту славянам. Так братья Кирилл и Мефодий – проповедники- стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…
Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз»-1, «веди»-2, «глаголь»-3…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. В мае 1992г. в центре Москвы, на Славянской площади установлен памятник братьям – просветителям».
Звуки и буквы
Наша речь состоит из звуков. Звуки речи образуют слова, из слов получаются предложения. С их помощью мы общаемся друг с другом.
Звуки устной речи на письме обозначаются особыми знаками – буквами.
Не путайте буквы и звуки!
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем.
Работа над темой урока
На какие две группы делятся звуки речи?
Звуки речи
гласные согласные
Гласные звуки
В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот.
Гласных звуков6 :
[а], [о], [э], [и], [ы], [у].
Задание.Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака
«дыхание свободно в каждой гласной».
Согласные звуки
Задание.Представьте. что вы заблудились в лесу. Как вы будете кричать?
«Ау».
Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к].
Почему не получилось?
Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.
Вотличие от гласныхсогласные звукипри образовании на своем путивстречают препятствия: губы, зубы, язык. При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чегополучается шум.
Отгадай мультфильмы
Р - с - л - чк -
Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь
К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д - !
Выполнение теста . В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?