kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная песня.Алфавит.Звуки и буквы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  проводится в 5 классе казахской школы и  поссвящен жанруУНТ - песне. Вкомпьютерной презентации представлен материал о видах русской народной песни: обрядовые,солдатские, шуточные... Ребятам предоствляется  возможность не только послушать.но и спеть песню "Во поле березонька стояла "  (текст дан в учебнике).Помимо лексического материала есть 2 схемы, которые дают полное представление о видах согласных.Обычно  на дом даю задание: дети учат сфотографированные с презентации схемы.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная песня.Алфавит.Звуки и буквы »

Русская народная песня.  Звуки и буквы Урок русского языка 5 класс 1 четверть Дильманова Г.Б.

Русская народная песня. Звуки и буквы

Урок русского языка

5 класс

1 четверть

Дильманова Г.Б.

Цели урока: Повторение темы « Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит.», Создание атмосферы творчества. Изучение УНТ: углубление знаний детей об УНТ; знакомство с видами песен, одного из жанров УНТ; воспитание уважения к культуре, обычаям русского народа.
  • Цели урока:
  • Повторение темы « Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит.»,
  • Создание атмосферы творчества.
  • Изучение УНТ:
  • углубление знаний детей об УНТ;
  • знакомство с видами песен, одного из жанров УНТ;
  • воспитание уважения к культуре, обычаям русского народа.
Ход урока  Орг. момент.   Проверка готовности к уроку.   Психологический настрой на работу.   Проверка домашнего задания. Упр 21, с.11 – словарный диктант. Объяснение нового материала. 1.Презентация « УНТ», беседа. 2.Работа с учебником.  Закрепление Чтение текста на с.13. упр.24, ответить на вопросы, вывод. Работа по картинке слайда «Березки» 4. Слово учителя « Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит», презентация. Упр.29, с.15. Задания из презентации. Упр.31-32,с.15.   Рефлексия   Что вам особенно запомнилось?   На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным?    Комментирование и выставление оценок.   Домашнее задание  выучить 1 куплет народной песни.

Ход урока

Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.  Психологический настрой на работу. 

Проверка домашнего задания. Упр 21, с.11 – словарный диктант.

Объяснение нового материала.

1.Презентация « УНТ», беседа.

2.Работа с учебником.

Закрепление

  • Чтение текста на с.13. упр.24, ответить на вопросы, вывод.
  • Работа по картинке слайда «Березки»

4. Слово учителя « Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит», презентация.

Упр.29, с.15.

Задания из презентации.

Упр.31-32,с.15. Рефлексия  Что вам особенно запомнилось?  На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным?   Комментирование и выставление оценок.  Домашнее задание  выучить 1 куплет народной песни.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

УСТНОЕ НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО

Фольклор

Фольклор

  • Само слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка. Сегодня им пользуются все. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество
«На ветру шумят рябины,  Каждый слушать их готов.  Сколько песен у России –  Сколько во поле цветов !»        С. Есенин.

«На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов

С. Есенин.

  • У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение.
Виды песен

Виды песен

  •   
  • Солдатские Свадебные Частушки Шуточные Трудовые   Плясовые
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять). Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).

Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

Слушаем колыбельную песню

Слушаем колыбельную песню

ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. 

Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. 

Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство. Русь и в песне-то могуча,  Широка и глубока,  И свободна, и гремуча,  И привольна, и звонка! Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни!
  • Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
  • Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!
  • Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни!
Русь и в песне-то могуча,  Широка и глубока,  И свободна, и гремуча,  И привольна, и звонка!
  • Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!

Звуки и буквы речи

Звуки и буквы речи

Вокруг себя мы слышим множество звуков. Как мама поет колыбельную? Как шумят листвой деревья? Поют птицы? Лает собака? Капает дождь? Гремит гром? Скрипит снег под ногами? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь?

Вокруг себя мы слышим множество звуков. Как мама поет колыбельную? Как шумят листвой деревья? Поют птицы? Лает собака? Капает дождь? Гремит гром? Скрипит снег под ногами? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь?

Какие звуки в природе слышишь? (Работа по картине)

Какие звуки в природе слышишь? (Работа по картине)

Беседа Алфавит – альфа+ вита (греч)

Беседа

  • Алфавит – альфа+ вита (греч)

  • Азбука – аз+ буки
«…царь Михаил поручил братьям составить грамоту славянам. Так братья Кирилл и Мефодий – проповедники- стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз»-1, «веди»-2, «глаголь»-3…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. В мае 1992г. в центре Москвы, на Славянской площади установлен памятник братьям – просветителям».
  • «…царь Михаил поручил братьям составить грамоту славянам. Так братья Кирилл и Мефодий – проповедники- стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…
  • Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз»-1, «веди»-2, «глаголь»-3…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. В мае 1992г. в центре Москвы, на Славянской площади установлен памятник братьям – просветителям».
Звуки и буквы

Звуки и буквы

  • Наша речь состоит из звуков. Звуки речи образуют слова, из слов получаются предложения. С их помощью мы общаемся друг с другом.
  • Звуки устной речи на письме обозначаются особыми знаками – буквами.
  • Не путайте буквы и звуки!
  • Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем.
Работа над темой урока На какие две группы делятся звуки речи?  Звуки речи  гласные согласные

Работа над темой урока

  • На какие две группы делятся звуки речи?

Звуки речи

гласные согласные

Гласные звуки  В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот.   Гласных звуков 6 :  [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака  «дыхание свободно в каждой гласной».

Гласные звуки

В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот.

Гласных звуков 6 :

[а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака

«дыхание свободно в каждой гласной».

Согласные звуки  Задание.  Представьте. что вы заблудились в лесу. Как вы будете кричать?  «Ау».  Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к].  Почему не получилось?  Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.  В отличие от гласных с огласные звуки при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык . При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум .

Согласные звуки

Задание. Представьте. что вы заблудились в лесу. Как вы будете кричать?

«Ау».

Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к].

Почему не получилось?

Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.

В отличие от гласных с огласные звуки при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык . При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум .

Отгадай мультфильмы

Отгадай мультфильмы

  • Р - с - л - чк -
  • Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
  • Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь
  • К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
  • Н -, п - г - д - !
Выполнение теста .   В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке? I вариант: 1. Соколова, Степанов, Федотов, Цыганков. 2. Соколова, Степанов, Цыганков, Федотов. 3. Степанов, Соколова, Федотов, Цыганков. 4. Соколова, Федотов, Цыганков, Степанов.

Выполнение теста . В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

I вариант:

  • 1. Соколова, Степанов, Федотов, Цыганков.
  • 2. Соколова, Степанов, Цыганков, Федотов.
  • 3. Степанов, Соколова, Федотов, Цыганков.
  • 4. Соколова, Федотов, Цыганков, Степанов.

II вариант: 1.Михалков, Миронов, ЛиньковЛановой.  2. Линьков, Лановой, Михалков, Миронов. 3. Лановой, Линьков, Миронов, Михалков. 4. Лановой, Миронов, Линьков, Михалков.

II вариант:

  • 1.Михалков, Миронов, ЛиньковЛановой. 2. Линьков, Лановой, Михалков, Миронов.
  • 3. Лановой, Линьков, Миронов, Михалков.
  • 4. Лановой, Миронов, Линьков, Михалков.

Парные звонкие и глухие согласные. 900igr.net

Парные звонкие и глухие согласные.

900igr.net

[З][Г][В][Б][Ж] Произнесите эти звуки. Слышите ли вы свой голос? Это ЗВОНКИЕ согласные. ЗВОНКИЕ

[З][Г][В][Б][Ж]

Произнесите эти звуки.

Слышите ли вы свой голос?

Это ЗВОНКИЕ согласные.

ЗВОНКИЕ

[С] [К] [Ф] [П] [Ш] ГЛУХИЕ Произнесите эти звуки. Слышите шум? Это ГЛУХИЕ согласные.

[С] [К] [Ф] [П] [Ш]

ГЛУХИЕ

Произнесите эти звуки.

Слышите шум?

Это ГЛУХИЕ согласные.

Звонкие согласные Глухие согласные [c] [к] [ф] [п] [ш] [з] [г] [в] [б] [ж]
  • Звонкие согласные
  • Глухие согласные
  • [c]
  • [к]
  • [ф]
  • [п]
  • [ш]
  • [з]
  • [г]
  • [в]
  • [б]
  • [ж]

Эти звуки создают пары.

коЗа – коСа [з] – [с]

коЗа – коСа

[з] – [с]

маГ – маК [Г] – [К]

маГ – маК

[Г] – [К]

БаБа – ПаПа [Б] – [П]

БаБа – ПаПа

[Б] – [П]

согласные глухие звонкие состоят только из шума состоят из голоса и шума большинство образуют пары Б – П Д – Т  З – С  Ж – Ш  Г – К  В - Ф всегда звонкие всегда глухие  Й Ц, Ч, Щ, Х Р, Л, М, Н СОНОРНЫЕ Гласные звуки Шкала звучности [й] Сонорные согласные Звонкие согласные Глухие согласные

согласные

глухие

звонкие

состоят только из шума

состоят из голоса и шума

большинство образуют пары

Б – П

Д – Т

З – С

Ж – Ш

Г – К

В - Ф

всегда звонкие

всегда глухие

Й

Ц, Ч, Щ, Х

Р, Л, М, Н

СОНОРНЫЕ

Гласные звуки

Шкала звучности

[й]

Сонорные согласные

Звонкие согласные

Глухие согласные

согласные твёрдые мягкие большинство образуют пары Л – Л , Д – Д ,  З – З , К – К ,  и другие всегда твёрдые всегда мягкие Ж, Ш, Ц  Ч, Щ, Й Пр . чаща  Пр . жить    мягкость обозначается гласными буквами Е,Ё,Ю,Я,И или Ь Пр . п ол - п ел  [ п-п , ]

согласные

твёрдые

мягкие

большинство образуют пары

Л – Л , Д – Д ,

З – З , К – К ,

и другие

всегда твёрдые

всегда мягкие

Ж, Ш, Ц

Ч, Щ, Й

Пр . чаща

Пр . жить

мягкость обозначается гласными буквами Е,Ё,Ю,Я,И или Ь

Пр . п ол - п ел

[ п-п , ]

Рефлексия   Что вам особенно запомнилось?   На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным? 
  • Рефлексия  Что вам особенно запомнилось?  На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным? 
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям,
  • 2. У.37, с.17 (устно)
      Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям .         II уровень  1. Запиши в нужную строку.  щ,ш,ч,ж,ц,й.  Всегда твердые согласные:  Всегда мягкие согласные:  2.Какие гласные обозначают мягкость согласных?  3. Подчеркни буквы,которые обозначают мягкость согласных.  Сочиняли, русские, читать, повесть. I уровень 1.Дополни ряды: Гласные буквы:а,и....... Согласные буквы: б,в,..... Не обозначают звуков:   2.Раздели cлова на слоги  Сказка, сказочный, сказывали.

  Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям .  

II уровень

1. Запиши в нужную строку.

щ,ш,ч,ж,ц,й.

Всегда твердые согласные:

Всегда мягкие согласные:

2.Какие гласные обозначают мягкость согласных?

3. Подчеркни буквы,которые обозначают мягкость согласных.

Сочиняли, русские, читать, повесть.

I уровень

1.Дополни ряды:

Гласные буквы:а,и.......

Согласные буквы: б,в,.....

Не обозначают звуков:

 

2.Раздели cлова на слоги

Сказка, сказочный, сказывали.

Гласные и согласные звуки Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать И в колыбельке Аленку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть. Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. С-с-с- змеиный слышен свист. Ш-ш-ш- шуруит опавший лист. Р-р-р- моторы тарахтят. Ж-ж-ж- шмели в саду жужжат.

Гласные и согласные звуки

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с- змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш- шуруит опавший лист.

Р-р-р- моторы тарахтят.

Ж-ж-ж- шмели в саду жужжат.

Составь кластер по теме «Звуки», используй слова      Ударные Безударные  твердые мягкие     Гласные Звуки согласные     ударение слог глухие

Составь кластер по теме «Звуки», используй слова

  •  
  • Ударные Безударные

  • твердые мягкие
  •  
  • Гласные Звуки согласные
  •  
  • ударение слог глухие

  • звонкие
  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русская народная песня.Алфавит.Звуки и буквы

Автор: Дильманова Галия Бимаганбетовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства