- Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? ( Учитель ударяет деревянными
ложками сильнее - слабее)
Дети: Нет. Сначала громко, потом тихо.
-А почему? От чего зависит сила звука? ( От силы удара).
-Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему наша речь звучит по- разному, поговорим о значении ударения.
V. Работа над новым материалом.
-Ударить можно не только в бубен или ложки. « Ударит» можно голосом. Как вы это понимаете? ( Значит что-то выделить силой голоса).
Ребята! В столбике этих слов спряталось новое слово. Найдите его.
- Ударение.
-Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя кружочками.
-Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог, сообщить ему, что он важен?
- Какой слог выделили голосом?
-Правильно, второй. Говорят, что второй слог ударный.
Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стих. Открыли учебник на с.49. (хорошо подготовленный ученик читает стихотворение)
Ударный звук,
Ударный звук!
Он назван так недаром.
Эй, молоточек, верный друг,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Формирование новых знаний.
1. Ребята, на доске записано стихотворение. Найдите слова с одинаковым написанием, но разными и ударными слогами.
«Скорей, сестра на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведёрко руку окуни Не бойся это окуни».
Выпишите эти слова, и поставь знак ударения.
Вывод: Для чего нужно ударение?
Как найти ударение в слове?
Какой знак обозначает ударение?
Правило на с.50
Работа с учебником с. 50 упражнение 1.
(проверка упражнения)
Физминутка
Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте) И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины). Ёжик топал не спеша (ходьба на месте), Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев). А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте) Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки) В огороде чьем-то ловко Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)
Словарная работа.
У вас на столе лежат картинки. Вы должны записываете в тетрадь данные на картинках слова, и поставить ударение, а также должны составить схему к данным словам.
- Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый слог.
Игра.
- А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог
Сосна, ветер, улица, ромашка, сорока, луна, ворона, яблоко, море, собака, муха, язык.
Молодцы!
Работа с учебником с.50 упражнение 2.
(проверка задания).
Дополнительно (если останется время). Индивидуальная работа по карточкам.
Поставьте ударение. Выпишите слова сначала с ударением на первом слоге, потом на втором.