kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Романтическая лирика начало 19 века.В. А. Жуковский. Баллада « Светлана»,Исследование жанра баллады в творчестве поэта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с жизнью и творчеством поэта; с текстом баллады; формирование творческих умений и навыков; ознакомление  обучающихся с понятиями «романтизм», «баллада»,место данного периода литературы в истории страны.

Воспитание у обучающихся чувство гражданственности, духовно-нравственных качеств, связанных с историей страны, народными традициями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Романтическая лирика начало 19 века.В. А. Жуковский. Баллада « Светлана»,Исследование жанра баллады в творчестве поэта»


Тема: Романтическая лирика начало 19 века.

В. А. Жуковский. Баллада « Светлана».

Исследование жанра баллады в творчестве поэта


Цель: знакомство с жизнью и творчеством поэта; с текстом баллады; формирование творческих умений и навыков; ознакомление обучающихся с понятиями «романтизм», «баллада»,место данного периода литературы в истории страны.

Воспитание у обучающихся чувство гражданственности, духовно-нравственных качеств, связанных с историей страны, народными традициями.


Оборудование: портрет поэта, эпиграф, рисунки учащихся, выставка книг, музыкальная композиция Шуберта «Лесной царь».


Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

А.С. Пушкин

Ход урока


1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

- Дайте определение литературному термину «классицизм».

-Что такое «принцип трех единств»?

-Кто является представителем русского классицизма?

-Что такое сентиментализм?

-Тема сентиментализма? (любовь)

-Идея сентиментализма? (протест против испорченности аристократического общества)

-Представители русского сентиментализма.

3.Новая тема.

Учитель. Тема урока «Романтическая лирика начала 19 века»

Что же такое романтизм? О романтизме как литературном направлении расскажет Макеева Людмила.

Сообщение обучающейся.

В центре романтизма стоит личность. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Романтический герой- это сильный характер , на голову выше окружающих.

Романтики первыми обращаются к истории. Романтиков интересует национально –психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда внимание к фольклору ( устному народному творчеству).

Романтики большое внимание уделяли природе –бурной стихии. Типичный романтический пейзаж : море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны ,она сродни его страстной натуре, с другой- он часто вынужден вступать с ней в борьбу( «Мцыри» М. Ю. Лермонтова)

Романтики широко используют символику.

Представители русского романтизма: В. А. Жуковский, Дельвиг, Рылеев, Одоевский, Тютчев, Кюхельбекер; Пушкин в определенную эпоху своего творчества, Лермонтов.

Учитель. Что такое романтизм? (определение романтизма на доске).

Обчающиеся записывают определение романтизма в литературный словарик

Романтизм- художественный метод , сложившийся в начале 19 века и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе.

В характеристике романтизма можно выделить:

1. историческую почву , на которой возникает романтизм,

2. особенности метода,

3.характер героя..

Работа с учебником.

Учитель. Сегодня на уроке будем говорить о жизни и творчестве русского романтика В. А. Жуковского, жанре баллада. Познакомимся с текстом баллады «Светлана».

Опережающий урок. Дома была прочитана статья о жизни и творчестве Жуковского. К данной статье вами составлен план.(учащимися зачитываются планы).

Сообщение обучающегося «В. А. Жуковский и А. С, Пушкин».

-Прослушивание записи баллады В. А. Жуковского, положенную на музыку(Шуберт

«Лесной царь»).

Учитель. Каким настроением проникнуто произведение?

-Что в балладе обыденное( реальное) и что является чудесным, фантастическим? Как это отражается в музыке? ( У Гете ребенок погибает от страха. Жуковский-гуманист не мог допустить, чтобы ребенку от прикосновений лесного царя было больно ( у Гете именно так),

ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем автор. Сын умирает от страха, то есть естественной смертью. Отцу от этого менее грустно.

Нет, замечательный переводчик, он не мог ошибиться в переводе, просто он смягчил горе отца. Поэт не оправдывал жестокость. Не испытывал ее.

Работа с художественным текстом, термином.

1.Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады «Светлана»

Учитель. Ребята, знакомы ли вам эти строки?

2. Сообщение обучающегося о балладе «Светлана»

Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного человека или целой семьи.

…Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали…

Страх перед неизвестным, любопытством, желание узнать судьбу близких толкали к гаданию.

Богатство или нищета , замужество или одиночество, жизнь или смерть, вечные скитания или

оседлая жизнь в кругу семьи –все расскажет гадание в праздничные дни.

В балладе «Светлана» обнажилась грусть души, страх потерь. Стих поэта наполнен музыкой.

Автор описал русский быт, раскрыл русскую душу, такую большую, трепетную, щедрую и горячую.

Баллада «Светлана» посвящена Маше Протасовой, в которую был влюблен Жуковский.

Поэт подарил это произведение своей племяннице ,поднеся его в качестве свадебного подарка.

Структура данной баллады отражает двойственность художественного метода этого жанра.

Вначале «Светлана» исполнена романтического пафоса и чуда, и поэт тонко передает восторженное и одновременно робкое состояние чувств молодой души, влекомой сладким страхом к неожиданным ночным событиям.

Концовка баллады чрезвычайно идеализирует ситуацию, так как получается, что наяву всем

сопутствует счастье, а несчастья возможны лишь во сне.

Будущее реальной Светланы оказалось трагичным , замужество- неудачным. Но в истории литературы осталась светлая, поэтичная красота баллады.

3. Определение термина «баллада». Работа со словарем.

Баллада ( от итальянского-плясать) –хоровая песня в средневековой западноевропейской

Поэзии, позднее- небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай; многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина); с фантастическими, таинственными

происшествиями(«Светлана», «Людмила»).

4.Закрепление.

1. Чтение баллады «Светлана»

2. Беседа по прочитанному тексту.

- Почему «Светлана» начинается с описания крещенского гадания?

- Почему все страшные события отнесены в сон Светланы? Как это помогает понять авторскую позицию?

- В чем особенность пейзажных описаний?

- Как проявляется фольклорная основа этой баллады?

3. Исследовательская работа в группах.

Задание первой группе.

-Докажите, что данная баллада относится к романтическому произведению?

Обучающиеся делают записи в тетради , опираясь на текст.

Задание второй группе.

-Докажите, что произведение «Светлана» относится к жанру баллада.

Девятиклассники делают записи в тетради, опираясь на текст.

5.Подведение итогов .

- Что такое романтизм?

- Что такое баллада?

- Как Жуковский-переводчик мог создавать произведения в фольклорном жанре?

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в литературе , создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий , драматизированный сюжет, моралистический итог , откровенная условность авторской позиции. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко- героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

6. Домашнее задание.

-Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о Жуковском-переводчике.

-Прочитать балладу «Людмила». Анализ текста.

-Выучить литературные термины.

-Сочинить балладу(индивидуальное задание)










МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»







«Романтическая лирика

начало 19 века.

В. А. Жуковский.

Баллада « Светлана».


Исследование жанра баллады в творчестве поэта»









Учитель: Семыкина Вера Николаевна










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Семыкина Вера Николаевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства