kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Род имён существительных.конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

·   повторить знания о понятии рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

·   развивать умение группировать слова по определённым признакам;

·   развивать и обогащать речь учащихся;

·   развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

·   воспитывать любовь к родному языку.

СЛАЙД № 1. 

Какой герой сказки связан с одним из этих предметов?

Ключик бьёт в глуши лесной,

В сказке ключик золотой.

Этот ключ – разгадка тайны –

Шифр диковинный и странный.

Ну, а гаечным ключом

Любую  гайку завернём.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях герои сказки А. Толстого «Приключения Буратино»

Буратино ищет ключик от двери, которая находится за нарисованным очагом. Давайте ему поможем.

СЛАЙД № 2.

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы и задач урока

Чтобы помочь Буратино, надо вспомнить все, что знаем об имени существительном. Эти знания нам пригодятся, чтобы выполнять задания, предложенные Буратино разными сказочными героями. Если у Буратино будет всё получаться, то он найдёт волшебный ключик.

- Вы знаете, что в сказке Мальвина пыталась научить Буратино красиво писать. И снова она даёт для него задание.

- Догадайтесь, какую букву должен написать Буратино по заданию Мальвины?

Заяц, змея, звёзды, глаза, газ.

СЛАЙД № 3. Давайте и мы попробуем это сделать красиво.

2.   Чистописание.

Буква Зз.

 - О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, уголок, петля)

- Что вы можете рассказать про эту букву?

СЛАЙД № 4.

Напишите слова: заяц, змея, звёзды, глаз, газ.

- Найдите лишнее. (звёзды – множественного числа)

- Назовите теперь лишнее (заяц – словарное слово).

А какое теперь лишнее? (змея – безударная гласная и ж.р.).

СЛАЙД № 5.

- Какого рода оставшиеся слова?

- Какая же тема сегодня на уроке? (Род имён существительных).

СЛАЙД № 6.

Дюймовочка попросила Буратино расставить цветы на нужную полочку. Давайте ему поможем, объясняя орфограмму.

Арбуз, прогноз, пылесос, вопрос, сервиз, матрос, парус, мороз. (В этом порядке называть на слайде)

- Как называется эта орфограмма? Как её проверить? Что объединяет все эти слова?  (Существительные, парная согласная, мужского рода).

СЛАЙД № 7.

 ФИЗМИНУТКА

Порадуйтесь за Буратино вместе с Капитошкой.

СЛАЙД № 8. Работа в паре.

- Прочитайте запись на экране.

Пасодить влужу.

-Что заметили? Исправим ошибки.

Посадить в лужу.

- Что это?

(фразеологизм)

- Кто может объяснить смысл фразеологизма?

СЛАЙД № 9.

Поставить в неловкое, смешное положение.

- Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение.

- Что такое имя существительное?

- Назовите имя существительное.

- Что ещё можно сообщить об этом слове?

(слово лужа – неодушевлённое, нарицательное, стоит в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

- В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача – закрепить сегодня ещё одну тайну этой части речи.

СЛАЙД № 10. Работа в группе.

Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино стал образованным человеком. И в очередной раз он даёт сыну задание.

- На какие три группы можно разбить слова?

         Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье.

СЛАЙД № 11.

Проверка

Ж.р.                     м.р.                      ср.р.

Волна                  дядя                     гнездо

тётя                      стол                     кольцо

земля                            дедушка              письмо

зайчиха               мальчик              платье

девочка              

метель

- Попробуйте по картинке дописать по 2 слова мужского и среднего рода.

Глаз, хвост, бант.

Лицо, ухо, море.

 

СЛАЙД № 12.

Пьеро был несчастным человеком. Он всё представлял в мрачном виде, был всегда и всем недоволен. Он дал Буратино следующее задание:

Завяли, на, цветы, клумбе, школы, около, осенние

- Составьте предложение.

- Разберите по членам предложения.

- Укажите части речи.

СЛАЙД № 13.

Проверка!!!

Завяли осенние цветы на клумбе около школы.

Очаг совсем уже близко. Очередную подсказку хочет дать черепаха Тортилла. Я надеюсь, вы справитесь с ним, чтобы помочь главному герою.

СЛАЙД № 14.

Выпишите имена существительные только мужского рода.

День, окно, ключ, земля, пруд, вода , яблоко

СЛАЙД № 15.

Проверка!!!

День, ключ, пруд,

-  Составьте предложение с одним из этих слов (устно).

СЛАЙД 16.

Вывод.

  • Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
  • Он – м. р. (дядя, картофель)
  • Она – ж.р. (морковь, фамилия)
  • Оно – с.р. (имя, варенье)
  • Вот и получил Буратино ключ. Теперь – к заветной дверце!!!

СЛАЙД 17.

Последнее препятствие в лице Карабаса Барабаса.

Откройте учебник на стр. 50, упр.3.

СЛАЙД № 18.

 Проверка.

Какого числа здесь все существительные? (единственного).

Итог урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных.конспект урока »

Открытый урок в  3 классе по теме:

«Род имён существительных»

Цели и задачи урока:

   повторить знания о понятии рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

   развивать умение группировать слова по определённым признакам;

   развивать и обогащать речь учащихся;

   развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

   воспитывать любовь к родному языку.

СЛАЙД № 1. 

Какой герой сказки связан с одним из этих предметов?

Ключик бьёт в глуши лесной,

В сказке ключик золотой.

Этот ключ – разгадка тайны –

Шифр диковинный и странный.

Ну, а гаечным ключом

Любую гайку завернём.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях герои сказки А. Толстого «Приключения Буратино»

Буратино ищет ключик от двери, которая находится за нарисованным очагом. Давайте ему поможем.

СЛАЙД № 2.

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы и задач урока

Чтобы помочь Буратино, надо вспомнить все, что знаем об имени существительном. Эти знания нам пригодятся, чтобы выполнять задания, предложенные Буратино разными сказочными героями. Если у Буратино будет всё получаться, то он найдёт волшебный ключик.

- Вы знаете, что в сказке Мальвина пыталась научить Буратино красиво писать. И снова она даёт для него задание.

- Догадайтесь, какую букву должен написать Буратино по заданию Мальвины?

Заяц, змея, звёзды, глаза, газ.

СЛАЙД № 3. Давайте и мы попробуем это сделать красиво.

2.   Чистописание.

Буква Зз.

 - О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, уголок, петля)

- Что вы можете рассказать про эту букву?

СЛАЙД № 4.

Напишите слова: заяц, змея, звёзды, глаз, газ.

- Найдите лишнее. (звёзды – множественного числа)

- Назовите теперь лишнее (заяц – словарное слово).

А какое теперь лишнее? (змея – безударная гласная и ж.р.).

СЛАЙД № 5.

- Какого рода оставшиеся слова?

- Какая же тема сегодня на уроке? (Род имён существительных).

СЛАЙД № 6.

Дюймовочка попросила Буратино расставить цветы на нужную полочку. Давайте ему поможем, объясняя орфограмму.

Арбуз, прогноз, пылесос, вопрос, сервиз, матрос, парус, мороз. (В этом порядке называть на слайде)

- Как называется эта орфограмма? Как её проверить? Что объединяет все эти слова? (Существительные, парная согласная, мужского рода).

СЛАЙД № 7.

ФИЗМИНУТКА

Порадуйтесь за Буратино вместе с Капитошкой.

СЛАЙД № 8. Работа в паре.

- Прочитайте запись на экране.

Пасодить влужу.

-Что заметили? Исправим ошибки.

Посадить в лужу.

- Что это?

(фразеологизм)

- Кто может объяснить смысл фразеологизма?

СЛАЙД № 9.

Поставить в неловкое, смешное положение.

- Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение.

- Что такое имя существительное?

- Назовите имя существительное.

- Что ещё можно сообщить об этом слове?

(слово лужа – неодушевлённое, нарицательное, стоит в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

- В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача – закрепить сегодня ещё одну тайну этой части речи.

СЛАЙД № 10. Работа в группе.

Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино стал образованным человеком. И в очередной раз он даёт сыну задание.

- На какие три группы можно разбить слова?

Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье.

СЛАЙД № 11.

Проверка

Ж.р. м.р. ср.р.

Волна дядя гнездо

тётя стол кольцо

земля дедушка письмо

зайчиха мальчик платье

девочка

метель

- Попробуйте по картинке дописать по 2 слова мужского и среднего рода.

Глаз, хвост, бант.

Лицо, ухо, море.


СЛАЙД № 12.

Пьеро был несчастным человеком. Он всё представлял в мрачном виде, был всегда и всем недоволен. Он дал Буратино следующее задание:

Завяли, на, цветы, клумбе, школы, около, осенние

- Составьте предложение.

- Разберите по членам предложения.

- Укажите части речи.

СЛАЙД № 13.

Проверка!!!

Завяли осенние цветы на клумбе около школы.

Очаг совсем уже близко. Очередную подсказку хочет дать черепаха Тортилла. Я надеюсь, вы справитесь с ним, чтобы помочь главному герою.

СЛАЙД № 14.

Выпишите имена существительные только мужского рода.

День, окно, ключ, земля, пруд, вода , яблоко

СЛАЙД № 15.

Проверка!!!

День, ключ, пруд,

- Составьте предложение с одним из этих слов (устно).

СЛАЙД 16.

Вывод.

  • Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

  • Он – м. р. (дядя, картофель)

  • Она – ж.р. (морковь, фамилия)

  • Оно – с.р. (имя, варенье)

  • Вот и получил Буратино ключ. Теперь – к заветной дверце!!!

СЛАЙД 17.

Последнее препятствие в лице Карабаса Барабаса.

Откройте учебник на стр. 50, упр.3.

СЛАЙД № 18.

Проверка.

Какого числа здесь все существительные? (единственного).

Итог урока.

- Вспомните всё, что знаем о существительном.

Из правильно выбранных ответов надо собрать общее правило.

(учащиеся выбирают ответ, который относится к имени существительному и проверяют по ссылке)

1. Существительное – это

- часть речи

- часть слова

- часть основы слова

2. Существительные отвечают на вопросы

- кто? что?

- какой?

- что делать?

3. Существительные обозначают

- предметы, явления природы

- признаки действий

- количество предметов

- Что еще может обозначать имя существительное?

(события, чувства людей, указывать на признак и действие)

4. Существительные могут быть

- собственные и нарицательные

- порядковые и количественные

- Какие называют собственными, а какие – нарицательными?

5. Существительные могут быть

- одушевлённые и неодушевлённые

- полные и краткие

- Какие называют одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными?

6. Существительные изменяются

- по числам

- по временам

- Как определить число имён существительных?

7. Существительные

- имеют род

- изменяются по родам

- изменяются по лицам


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Род имён существительных.конспект урока

Автор: Кушова Галина Павловна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства