Цели и задачи урока:
· повторить знания о понятии рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
· развивать умение группировать слова по определённым признакам;
· развивать и обогащать речь учащихся;
· развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;
· воспитывать любовь к родному языку.
СЛАЙД № 1.
Какой герой сказки связан с одним из этих предметов?
Ключик бьёт в глуши лесной,
В сказке ключик золотой.
Этот ключ – разгадка тайны –
Шифр диковинный и странный.
Ну, а гаечным ключом
Любую гайку завернём.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях герои сказки А. Толстого «Приключения Буратино»
Буратино ищет ключик от двери, которая находится за нарисованным очагом. Давайте ему поможем.
СЛАЙД № 2.
1. Орг. Момент.
2. Сообщение темы и задач урока
Чтобы помочь Буратино, надо вспомнить все, что знаем об имени существительном. Эти знания нам пригодятся, чтобы выполнять задания, предложенные Буратино разными сказочными героями. Если у Буратино будет всё получаться, то он найдёт волшебный ключик.
- Вы знаете, что в сказке Мальвина пыталась научить Буратино красиво писать. И снова она даёт для него задание.
- Догадайтесь, какую букву должен написать Буратино по заданию Мальвины?
Заяц, змея, звёзды, глаза, газ.
СЛАЙД № 3. Давайте и мы попробуем это сделать красиво.
2. Чистописание.
Буква Зз.
- О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?
(дети: высота буквы, наклон, уголок, петля)
- Что вы можете рассказать про эту букву?
СЛАЙД № 4.
Напишите слова: заяц, змея, звёзды, глаз, газ.
- Найдите лишнее. (звёзды – множественного числа)
- Назовите теперь лишнее (заяц – словарное слово).
А какое теперь лишнее? (змея – безударная гласная и ж.р.).
СЛАЙД № 5.
- Какого рода оставшиеся слова?
- Какая же тема сегодня на уроке? (Род имён существительных).
СЛАЙД № 6.
Дюймовочка попросила Буратино расставить цветы на нужную полочку. Давайте ему поможем, объясняя орфограмму.
Арбуз, прогноз, пылесос, вопрос, сервиз, матрос, парус, мороз. (В этом порядке называть на слайде)
- Как называется эта орфограмма? Как её проверить? Что объединяет все эти слова? (Существительные, парная согласная, мужского рода).
СЛАЙД № 7.
ФИЗМИНУТКА
Порадуйтесь за Буратино вместе с Капитошкой.
СЛАЙД № 8. Работа в паре.
- Прочитайте запись на экране.
Пасодить влужу.
-Что заметили? Исправим ошибки.
Посадить в лужу.
- Что это?
(фразеологизм)
- Кто может объяснить смысл фразеологизма?
СЛАЙД № 9.
Поставить в неловкое, смешное положение.
- Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение.
- Что такое имя существительное?
- Назовите имя существительное.
- Что ещё можно сообщить об этом слове?
(слово лужа – неодушевлённое, нарицательное, стоит в единственном числе)
3. Работа по теме урока.
- В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача – закрепить сегодня ещё одну тайну этой части речи.
СЛАЙД № 10. Работа в группе.
Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино стал образованным человеком. И в очередной раз он даёт сыну задание.
- На какие три группы можно разбить слова?
Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье.
СЛАЙД № 11.
Проверка
Ж.р. м.р. ср.р.
Волна дядя гнездо
тётя стол кольцо
земля дедушка письмо
зайчиха мальчик платье
девочка
метель
- Попробуйте по картинке дописать по 2 слова мужского и среднего рода.
Глаз, хвост, бант.
Лицо, ухо, море.
СЛАЙД № 12.
Пьеро был несчастным человеком. Он всё представлял в мрачном виде, был всегда и всем недоволен. Он дал Буратино следующее задание:
Завяли, на, цветы, клумбе, школы, около, осенние
- Составьте предложение.
- Разберите по членам предложения.
- Укажите части речи.
СЛАЙД № 13.
Проверка!!!
Завяли осенние цветы на клумбе около школы.
Очаг совсем уже близко. Очередную подсказку хочет дать черепаха Тортилла. Я надеюсь, вы справитесь с ним, чтобы помочь главному герою.
СЛАЙД № 14.
Выпишите имена существительные только мужского рода.
День, окно, ключ, земля, пруд, вода , яблоко
СЛАЙД № 15.
Проверка!!!
День, ключ, пруд,
- Составьте предложение с одним из этих слов (устно).
СЛАЙД 16.
Вывод.
- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
- Он – м. р. (дядя, картофель)
- Она – ж.р. (морковь, фамилия)
- Оно – с.р. (имя, варенье)
- Вот и получил Буратино ключ. Теперь – к заветной дверце!!!
СЛАЙД 17.
Последнее препятствие в лице Карабаса Барабаса.
Откройте учебник на стр. 50, упр.3.
СЛАЙД № 18.
Проверка.
Какого числа здесь все существительные? (единственного).
Итог урока.