Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент. Самоопределе-ние к деятель-ности. | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Дети. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать! – Какое у вас сейчас настроение? – Я желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока. – Я верю в вас, у вас всё получится. – Пожелайте друг другу удачи в работе. – Прочитайте самостоятельно про себя пословицу, записанную на доске: «С малой удачи начинается большой успех». (Приложение №1) – Прочитайте вслух. – Как вы её понимаете? ( А из успехов каждого из вас складывается успех всего класса.) – Пусть эти слова помогут вам добиваться успеха на уроке. | Настраивает учащихся на познавательную деятельность. Создает эмоциональный настрой. | Подготовка класса к работе. Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Получают эмоциональный настрой. Каждое задание, выполненное на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех.) | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Самоопределение (Личностные УУД). |
II. Актуализа-ция ранее усвоенных знаний | Отработка каллиграфического письма. Повторение написания словарных слов. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | 1.Чистописание. -Откройте рабочие тетради №2 по закладке, с.46. Найдите упражнение №2, 3 строку, прочитайте (ио).- На что нужно обратить внимание? - Пропишите до конца строки. - Рассмотрите образец на 4 строке, прочитайте (уо). - Пропишите красиво до конца строки. - Молодцы! Подчеркните лучшее написание. 2.- Вспомните вежливые слова, назовите. - Спасибо! Для чего их в речи используют? - Откройте с. 49, найдите упражнение №7, прочитайте задание. Выполните задание, посовещавшись в парах. Обратите внимание на начало предложений, в которые нужно вписать вежливые слова. - С какой буквы напишите? - Какая пара готова? – Проверяем! 3.- Прочитайте слова (на доске на карточках – Приложение №2) Пони, какаду, цирк, шимпанзе, эскимо. Какое слово лишнее? Почему так решили? Объясните! - Молодцы! - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? - Хотите что-то новое о нём узнать? | Показывает образец на доске. Следит за правильным положением тетради, правильной посадкой. Даёт задание, привлекая внимание всех детей. Побуждает мыслительную деятельность. | Открывают тетради, находят упражнение, исследуют написание. (Безотрывное нижнее соединение) Прописывают 2 строки по образцам. Называют вежливые слова. Прочитывают задание. (С заглавной) Дети читают отрывки, проговаривая по слогам слова, которые вставили (пожалуйста, спасибо, до свидания) Читают слова, анализируют. (цирк) Слова: пони, какаду, шимпанзе, эскимо - неизменяемые слова, а слово цирк может изменяться цирки, в цирке. (О цирке) (Да!) | Соотносить выполненное задание с образцом (Регулятивные УУД) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (Коммуникативные УУД) Анализ объектов с целью выделения признаков (Познавательные УУД) |
III. Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | - Ребята, отгадайте! Вот большой и круглый дом. Ой, какое место! Ведь всегда ребятам в нём Очень интересно. В этом доме непременно Есть и звери, и арена. - Какие слова помогли разгадать загадку? - Хорошо! − Цирк – какое весёлое, яркое, волшебное слово! Работа по учебнику - №1 с.164-165 - Кто автор отрывка? - О чём узнали из первого абзаца? - О ком узнали из второго абзаца? − Вы любите цирк? - Тема нашего урока: Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение. Слайд 1 - Определите задачи урока по опорным словам (Приложение №3): Узнаем… Научимся… Повторим… -Для чего нужно умение кратко рассказывать об увиденном? | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | Определяют и формулируют тему урока с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя. ( Цирк) (круглый дом, звери, арена)
Ученик читает текст (упр.№ 1), дети слушают. (В.Драгунский) (О том, как дети всем классом ходили в цирк) (Об артисте – жонглёре) (Да!) (Научимся рассказывать о цирке) (Когда нужно рассказать о главном) | Целеполагание (Регулятивные УУД). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД). Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Регулятивные УУД) |
IV. Открытие нового знания V.Физминутка | Организация совместных действий для выхода из затруднений. Рубрика «Давай подумаем» (с.165) организует наблюдение за значением слова, которое заимствовано из другого языка.
Рубрика «Тайны языка» знакомит с заимствованными словами Закрепление умения задавать вопросы к словам Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | 1.- Расскажите, что вам в цирке особенно нравится? -Трудно об этом рассказывать? 2.− У нас в гостях артисты цирка. Они помогут вам на уроке и расскажут много интересного и полезного. Слайд 2 Звучит песня «Цирк» (аккорды и текст Ф. Чистякова) − Вспомните, какую форму имеет арена цирка? Слайд 3 − Что вы узнали о происхождении слова «цирк»? Учитель читает стихотворение. Он швыряет кольца вверх – Он устроил фейерверк! Пять, и шесть, и семь колец – И двенадцать наконец. − А сумеете тринадцать? − Надо потренироваться. – Вы узнали этого артиста? Слайд 4 3.− Откройте следующую тайну языка. - Какие слова пришли к нам из других языков? Как они называются? − Теперь на арене укротитель. Слайд 5 Укротитель топ ногой! Лёва фыркнул – ишь какой! Укротитель шлёп бичом! Лёве это нипочём… Укротитель хлоп хлыстом! Лёва помахал хвостом. Укротитель дал пирог… Лёва сделал кувырок. Л. Яковлев 4.− Давайте и мы попробуем укротить, но не львов и тигров, а вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какие?». Работа по учебнику - №2 с.166 – коллективное выполнение упражнения Слайд 6 В цирке клоун – высший класс! (Хлопки в ладоши над головой.) В цирке клоун – вот потеха! (Прыжки на месте.) Рассмешил серьёзных нас – (Повороты влево, вправо.) Покатились мы от смеха! (Ходьба на месте.) | Построение выхода из затруднения. Ведёт учебный диалог Следит за правильной посадкой учащихся Проговаривает текст физминутки и показывает движения. | (Чудеса фокусников, смелость гимнастов, ловкость жонглёров, озорство клоунов, мастерство дрессировщиков, артистов-животных.) (В переводе с латинского языка слово цирк означает круг) Слушают, отгадывают. (жонглёр) Комментирова-ние обучающимися с места Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Ценностное отношение к здоровому образу жизни (Личностные УУД). |
VI. Включение нового знания в систему знаний и умений. Повторение. | Повторение правила переноса слов | Работа по учебнику - №3 с.166 – работа в парах. – Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. – Вспомните правила работы в парах. (Приложение №4) Слайд 7 – взаимопроверка − Какие слова нельзя перенести? Почему? | Организует работу в парах. Организует проверку выполнения задания. | Повторяют правила работы в парах. Работают в парах. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону. | Повторение правила написания сочетания ши, отработка порядка действий при списывании. Организация самопроверки по эталону. | Работа по учебнику - №5 с.166-167 - Прочитайте хором! - Определите жанр произведения. - Что нужно знать, чтобы выполнить задания? − Какие слова требуют сделать что-то? Слайд 8 − Что выражают предложения, в которых есть эти слова? | Организует деятельность по применению полученных знаний. Организует самопроверку. | (Считалка) (Правило написания сочетания ши. Порядок действий при списывании.) (Посмеши, попляши, покатайся, встань, продуди, иди, води.) (Просьбу, приказ.) Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Осуществляют самооценку. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия деятельности. | Организация рефлексии. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | 1.- Сейчас поработаете в группах: дети 1 ряда собираются к последнему столу и выполняют задание, дети 2 ряда собираются к первому столу и выполняют задание, дети 3 ряда собираются к четвёртому столу и выполняют задание. (Приложение №5) -Проверяем! 1 группа кто выступает? - 2 группа кто выступает? - 3 группа кто выступает? 2.– Ребята, учились на уроке? – С какими новыми понятиями познакомились? – Давайте вернёмся к пословице на доске. «С малой удачи начинается большой успех». – Расскажите о своих удачах на уроке. 3.– Оцените свою работу на уроке, используя один из квадратов: красный, зелёный, синий. – тема раскрыта, все понятно; – кое-что не понял; – не удалось разобраться в теме. – Молодцы, ребята, вы работали с интересом, узнали много нового. Спасибо всем за серьёзную работу! | Организует работу в группах по применению полученных знаний. Организует рефлексию. Подводит итог урока. Организует самооценку учебной деятельности. | Выступает представитель каждой группы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. . | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Самооценка (Личностные УУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
1.Иванов С.В., М.И. Кузнецова., Русский язык: Комментарии к урокам: 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2.Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс / под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2011.
3.Рабочая тетрадь №2 «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2015.
Уважай мнение друг друга.
Говори по очереди. Не согласен – предлагай.
В первом отделении нас смешили веселые клоуны.
Я сидела затаив дыхания, наблюдая, как большие тигры прыгали через горящее кольцо.
Затем на манеж вышли акробаты.
Они поднимались под купол цирка, и исполняли там очень интересные трюки.