Просмотр содержимого документа
«Речь устная и письменная»
"Речьустная и письменная. Что изучает фонетика?" Цель урока: создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения понятия о фонетике
Задачи:
обучающие:
- сформировать понятия: устная и письменная речь, фонетика, звуки речи;
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки
2) развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей
3) воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с лингвистическими текстами
Тип урока: комбинированный (вводный в раздел)
Орг. момент. Сообщение темы урока. (Слайд 1 (см. презентацию)).
Формы речи
Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников)
Какова же главная задача языка?
(Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)
Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка ( чтение, письмо и др.)
Слайд 3. Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. Как вы это понимаете? (Ответы ребят)
Слайд 4. Стихотворение А. Барто "Сильное кино" (ролевое чтение наизусть)
О какой речи идёт разговор?
Почему девочка не поняла мальчика?
Как надо говорить, чтобы тебя поняли?
Вывод:Речь должна быть правильной, выразительной, логически последовательной.
III. Фонетика
Прочитайте текст на слайде.
Словарная работа (запись в тетради)
Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.
Звуки речи изучаются в особом, отдельном разделе языкознания - фонетике.
В образовании звуков принимают участие лёгкие, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга.
Все звуки речи разделяются на две группы: звукигласныеисогласные.
Гласные звуки состоят из голоса. Воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий. Гласные бывают ударныеи безударные.
Согласные звуки состоят из голоса и шума (они называютсязвонкими) или только шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути (они называютсяглухими).Гласные более громкие звуки, нежели согласные
Приведите примеры слов с корнем фон, запишите их (граммофон, телефон, домофон, магнитофон, микрофон, фонограмма).
А вы не задумывались о том, как образуются звуки речи? (Слайд 5)
Органы речи - это лёгкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы.
Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается лёгкими.
Струя воздуха из лёгких идёт через гортань в полость рта или носа.
В гортани находятся голосовые связки.
Голосовые связки - это две мягкие складки, прикреплённые к стенкам гортани( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперёк гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха.
Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.
Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.
Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.
В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а] , [о], у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха преодолевает эти преграды или взрывает: [п] – [б], [г]-[к], или просачивается в оставленную в них щёлку:[с]-[з],[ш] – [ж], или проходит под краем языка плавно[л], или заставляет дрожать кончик языка[р].
IV. Физкультминутка
V. Понаблюдаем, для чего же служат звуки речи?
1) В чем отличие данных слов?
полка – полька [л – л’]
том – дом [т – д]
жил – шил [ж – ш]
(ответы учащихся)
2) Игра "Полминутки для шутки" (Слайды 6-8)
Заменяя один звук, образуйте новые слова от данного “ком” - ... (сом, том, дом, лом)
3) Метаграммы. (Слайды 9-10)
Заменяя всего один звук в слове, отгадайте новое слово.
а) Хоть мала я, но взгляни: Весь мир в себе я отражаю. А “к” на “ц” перемени — И по болоту зашагаю. (капля – цапля)
б) С “к” я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С “п” — от вас не утаю — Тоже в школе я стою. (карта – парта)
в) Я зверь свирепый, хитрый, злой. Но дело в букве лишь одной; Скорей смените букву эту, Я тотчас превращусь в планету. (барс – Марс)
г) С “ч” летаю над волною, С “л” не дам волкам покою, С “м” - футболка - безрукавка, С “з” скачу в лесу по травке, С “г” меня крепи к детали Из железа или стали. (чайка – лайка – майка – зайка – гайка) Вывод: Звуки речи служат для различения слов.
VI. Надо ли изучать фонетику?(ответы ребят)
Ученики - консультанты: Дополнительный материал о значении фонетики.
Вывод: Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.
VII. Итоги урока
Решение кроссворда(Слайд 11)
По горизонтали:
Речь произносимая и слышимая
Речь записанная и читаемая
Что изучает фонетика?
Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.
Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду.