kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Занятия по развитию речи во внеклассное время в школе для слабослышащих по своему содержанию продолжают классно-урочные. Внеклассная работа, проводимая воспитателем, как известно, включает большой объём разнообразных по форме занятий.

     Цель её – совершенствование речевых навыков учащихся, расширение их представлений об окружающем. Большую роль при этом играет ознакомление учащихся с художественными литературными, живописными и графическими произведениями.

    Использование на занятиях репродукций картин, фотоматериалов, детских книг и книжных иллюстраций способствует развитию речи и речевого мышления детей, а также их творческого воображения.

    Работа с книгой и картиной- неотъемлемая часть занятий по развитию речи во внеклассное время. С помощью литературного текста, изобразительного материала можно разнообразить характер речевой деятельности детей, расширять диапозон речевых высказываний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.»











РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.































План



  1. Общая направленность и виды работы с изобразительным материалом.

а) составление подписей к картине;

б) рассказывание рассказов по картине.

2. Использование метода словесного рисования в работе с книгой или отрывком из книги.































Занятия по развитию речи во внеклассное время в школе для слабослышащих по своему содержанию продолжают классно-урочные. Внеклассная работа, проводимая воспитателем , как известно, включает большой объём разнообразных по форме занятий.

Цель её – совершенствование речевых навыков учащихся, расширение их представлений об окружающем. Большую роль при этом играет ознакомление учащихся с художественными литературными, живописными и графическими произведениями.

Использование на занятиях репродукций картин, фотоматериалов, детских книг и книжных иллюстраций способствует развитию речи и речевого мышления детей, а также их творческого воображения.

Работа с книгой и картиной- неотъемлемая часть занятий по развитию речи во внеклассное время. С помощью литературного текста, изобразительного материала можно разнообразить характер речевой деятельности детей, расширять диапозон речевых высказываний.


Общая направленность и виды работы с изобразительным материалом.

Наглядный изобразительный материал используется, как опора в организации речевого высказывания. Содержание картины и речевая цель, стоящие перед учащимся, конкретизируют речевую деятельность, стимулируют и активизируют связную речь.

Речевое задание по картине может быть различным: это и подписи к картинам ,и рассказ по картине, и словесное рисование, дополняющее её содержание, придумывание сюжета по аналогии или контрасту с представленным на картине , описание воображаемой ситуации связанной с содержанием картины ( пейзажем, натюрмортом).

Рассмотрим такой вид работы с произведениями изобразительного искусства как составление подписей к картине и рассказов, дополняющих её содержание.

Изобразительным материалом, подходящим для составления подписей к нему ( предложений, слов, словосочетаний), являются рисунки выполненные учащимися ( или из детских журналов).

При выполнении данного вида работы у учащихся концентрируется внимание на одном, центральном образе рисунка или главном событии, которое хотел изобразить художник. Целевая направленность работы с детскими рисунками – развитие у слабослышащих учащихся обобщений. Первоначальный этап строится на образцах – т.е. на подписях, которые уже даны к рисункам их авторами.


Приведем содержание детских работ ( вместе с подписями к ним).


  1. Интерьер комнаты. На декоративной подушке лежит кошка. («Кошка в комнате»).

  2. На фоне зеленых листьев - собака с венком из ромашек на голове («Мой друг»).

  3. На голубом фоне рыбки ,красная морская звезда, медуза, рыба-игла. ( «Жизнь под водой»).

  4. Натюрморт: дыни, сливы, арбуз, виноград, астры. («Щедрость осени»).

  5. Лес, шалаш, костёр. На костре – котелок. Девочка сидит на пеньке, чистит картошку. Мальчик подносит к костру хворост. («На привале»).

  6. Снегирь на ветке рябины. («Вестник зимы»).

  7. В корзине много красивых грибов (белые, подосиновики, сыроежки). («Грибная удача»).

  8. Ёжик несет на колючках листья и гриб. Вокруг него разноцветные листья, ветки, желуди. («Скоро зима».)

  9. Уточки и два маленьких жёлтых утенка в пруду. («Впервые на воде»).

  10. Луна, кирпичная труба, телевизионная антенна. Кошка идет по крыше. («Кошачья прогулка»).

  11. Оранжевая белка на фоне зелени держит сосновую шишку. («Находка»).

Из приведенных описаний видно, что большинство рисунков имеют точные обобщенные названия. Эти примеры свидетельствуют о достаточно полном отражении в названии рисунков их основной мысли. Для работы с подобным материалом можно использовать рассказы учащихся по картинам с последующим обобщением в названии главной мысли или выбором наиболее подходящего названия из нескольких, предложенных воспитателем. При выполнении этого вида работы у учащихся концентрируется внимание на одном, центральном образе рисунка или главном событии, изображенном художником. Целевая направленность работы – развитие у слабослышащих учащихся словесных обобщений. Первоначальный этап строится на образцах, т.е. на подписях, которые уже даны к рисункам их авторами.

Задания могут быть различны:

Рассмотрите рисунок.

Что в рисунке нравится? Что главное в его содержании? Что ( или кого) изобразил художник? Какое название дал своему рисунку? Какое название можно дать рисунку?

После приобретения опыта словесного обобщения ( по содержанию картины), что выражается в её названии, можно предложить детям словесно нарисовать картинку с таким же названием, но другим содержанием.

Другая форма работы с произведениями изобразительного искусства может быть представлена разными видами рассказывания по картине. В данном случае хорошо использовать репродукции картин разных художников, а также иллюстративный материал, фотоматериал, диапозитивы. Опираясь на изобразительный материал, учащиеся упражняются в описательной речи (пейзаж, натюрморт, портрет), повествовательной (жанровые зарисовки, различные жизненные ситуации, изображенные на картине).

В работе над развитием повествовательно – описательной речи во внеклассное время целесообразно использовать жанрово-пейзажную живопись (например, картину В.Д. Поленова «Московский дворик»). Показ репродукции и чтение текста к ней дают образец построения словесного описания картины. По этому образцу учащиеся могут составлять рассказы по другим картинам.

Помимо такого конкретного использования картины рекомендуется применять методы словесного дополнения сюжета, т. е. словесное описание воображаемых событий, связанных с сюжетом картины, которые могли происходить в прошлом и ли будущем по отношению к основному сюжету.

Работа с пейзажной живописью или натюрмортом разделяется на два этапа: 1) словесное описание конкретного (изображенного художником на картине) пейзажа или натюрморта и 2) описание какого-либо другого пейзажа или натюрморта по воображению ( или воспоминанию), когда учащимся предлагается придумать «свою картину» ( по аналогии или по контрасту) т.е. воссоздать картину в воображении и словесно её описать.

Дополнением к описанию рассматриваемого пейзажа или натюрморта может быть рассказ о людях( детях), которые могли бы быть участниками каких-либо событий или деятельности, связанной с природой, изображенной на картине, - это один из примеров рассказывания по картине.

Все эти виды работы основаны на эмоциональном воздействии картины и связаны с развитием творческого воображения детей. Синтез описания воспринимаемого по картине, виденного ранее в натуре, в природе и запечатленного в памяти помогает мысленно дополнить картину, словесное описание жизненных ситуаций, связанных с природой в разное время года, с человеком в природе. В работе можно использовать репродукции картин « Осенний букет» И.Репина. «Осенний день в Сокольниках», «Март» И.Левитана. «После дождя» А.Герасимова, пейзажи В.Поленова, А.Куинджи, И.Шишкина, И.Грабаря, натюрморты П.Кончаловского, И.Машкова и др. художников.

Картины, отражающие реальный мир, жизнь человека в нем, будят воображение, заставляют думать, проникать в настроение, которое переживал автор картины, помогают увидеть многообразие городских и сельских пейзажей, связь человека с природой ( «Зима» К.Юона, «Мальчики – удильщики» В.Маковского, «У водоёма» В Борисова- Мусатова.).

Кроме репродукций во внеклассной работе используются различные иллюстрации, слайды, фотографии. Однако в любом случае этот материал требует вдумчивого подхода и систематичности в его отборе к занятиям. Основными условиями отбора материала должны служить выразительность, реалистичность и художественная ценность изображений, доступность понимания их содержания.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЛОВЕСНОГО РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С КНИГОЙ ИЛИ ОТРЫВКОМ ИЗ КНИГИ.


Использование метода словесного рисования, требует постепенности, поэтапности в работе, так как после первого прочтения текста, даже при полном понимании его содержания, ребёнку трудно справиться с задачей, представить содержание отрывка зрительно, а затем описать воображаемую картину словесно. Кроме уяснения смысла читаемого отрывка важно научить учащихся замечать различные детали, необходимые для словесного, иллюстрирования.

Такая работа имеет предваряющие этапы : чтение отрывков из детских книг с красочными иллюстрациями; рассматривание иллюстраций, соотнесение текста и иллюстраций; пересказ с опорой на иллюстрацию, составление рассказа по картине – иллюстрации. Главный принцип отбора книг для этой цели – это занимательность сюжета и хорошие иллюстрации.

Эти этапы работы подготавливают детей к словесному иллюстрированию, которые по сути своей есть свободное рассказывание сюжета произведения. Обязательное условие при этом – отбор произведений или отрывков из них, понятные детям.

Работа с книгой и иллюстрацией многообразна и зависит от характера используемых иллюстраций.

А. Содержание иллюстрации точно соотносится с содержанием текста. После прочтения отрывка из книги задание может быть следующим : 1. рассмотрите иллюстрацию. 2. найдите отрывок из книги, к которому эта иллюстрация относится. 3. расскажите, о чем вы прочитали в этом отрывке? 4. что нарисовал художник? Расскажите подробно, что вы видите на картине?

Б. Иллюстрация не полностью отражает содержание текста, а только какой-то фрагмент. В этом случае учащиеся , как бы дополняют её словесно: что не нарисовал художник? Что ещё можно нарисовать?

В. Детализированная, подробная иллюстрация. Она отражает не только конкретные факты из отрывка, содержание её гораздо шире. Примером может служить отрывок из сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал» и иллюстрация к нему.


«Девочка достигла подножия лестницы и остановилась. Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного , зелёного и белого стекла. Красивые дамы в длинных шёлковых платьях и кавалеры в расшитых золотом пышных костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю , эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном».

Иллюстрация в книге отражает этот отрывок не полностью, но в нем есть детали выходящие за пределы содержания сказки: красивая красная карета, запряженная четверкой лошадей; по краям площади стоят зеркала , в которых отражаются фонтаны. Работа с учащимися в этом случае направлена на сравнение текста и иллюстрации. Необходимо показать, что иллюстрация может быть очень подробной и интересной.

После анализа иллюстрации и предложенного текста можно перейти к анализу отрывка, к которому нет иллюстрации. Прочитав и поработав над его смысловым содержанием детям предлагается описать иллюстрацию к нему, какой они её себе представляют . после нескольких таких занятий можно попытаться перейти к самостоятельному словесному рисованию иллюстраций к читаемым произведениям или его частям.

Чтение отрывка, к которому есть иллюстрация, но воспитатель не фиксирует на ней внимание детей, а предлагает им словесно нарисовать иллюстрацию к тексту. Как правило, некоторые дети будут опираться на книжную иллюстрацию, а другие самостоятельно придумывать её.

Анализ предлагаемых детьми словесных иллюстраций к одному тексту – новый вид работы.

Текст повествовательного характера ( например, с описанием действий героев) можно использовать для мысленного создания нескольких картинок к нему. В этом случае задание включает вопрос: сколько можно нарисовать к прочитанному тексту? Все эти варианты работы в целом имеют в виду связное рассказывание.

Все эти виды работы направлены на развитие речи и речевого мышления. Изобразительный материал является, как бы стимулом к вербализации увиденного, а чтение текста в свою очередь формирует зрительные образы, увязывая их с предлагаемой иллюстрацией. Сочетание этих видов деятельности в целом способствует развитию воображения и активизирует речевые навыки.

Для словесного рисования используется текст сказок или рассказов ( при необходимости их следует предварительно адаптировать). Отрывки из народных сказок («Айога», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди»), произведений Л.Н.Толстого («Пожар», «Акула», «Прыжок»), А.И.Куприна («Скворцы») могут быть предложены без адаптации, но с объяснением непонятных слов и предложений.

В работе можно использовать словесное иллюстрирование отдельных эпизодов из прочитанных детьми книг. Например, воспитатель кратко напоминает фабулу известной сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», а для словесного рисования выбирается сцена знакомства девочки Жени с хорошим мальчиком, которого она исцеляет с помощью волшебного лепестка. Эпизод начинается словами:

«Женя вдруг увидела мальчика у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться».

А заканчивается так:

«И в эту минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, хотя очень старалась».

Учащимся предлагается вопросный план ( устный или письменный), который будет служить опорой для высказываний:

  1. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому эпизоду, что бы вы нарисовали?

  2. Как вы представляете себе мальчика? Какой он? Как вы представляете себе девочку? Какая она?

  3. Сколько картинок можно нарисовать к этому отрывку? Что на первой картине? Что на второй?

  4. Какими красками можно нарисовать?

  5. Какая картинка будет веселая?

В работе над сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», как и над многими другими произведениями, в опорный словарь включаются описания внешнего вида солдатика. Его одежды, а так же трудные слова, но необходимые для словесного рисования эпизодов сказки.

В другой сказке – «Заяц и ёж» (сказка братьев Гримм) опорные слова в словесном рисовании – глаголы, глагольные словосочетания, деепричастные обороты. Приведем отрывок из этой сказки, который можно использовать в работе:

«…Это было в одно воскресное утро летом, как раз тогда, когда все вокруг цвело. Солнце ярко светило на ясном небе, теплый утренний ветерок веял над полями. Жаворонки звенели в вышине, пчелы жужжали в поле. Все живое радовалось и ёжик тоже.

Ёж стоял у дверей своего дома, скрестив на груди руки, он подставлял мордочку теплому ветерку и напевал песенку».

В тексте есть глаголы: звенели, жужжали, напевал, которые требуют при переводе в «изображение» других слов и словосочетаний. Главным в таком случае становится местонахождение описываемых объектов( звенели в вышине, жужжали в поле).

Описание эмоционального состояния героев словами расширяет представления детей об окружающем, о характерах и чувствах людей.

Воспитателю следует максимально использовать словесный материал, который предложат дети в своих попытках описать иллюстрацию, чтобы поддержать их интерес и инициативу.

Одним из вариантов работы с книгой является словесное рисование после прочтения стихотворений для детей, которые можно использовать для этого.

ВЕСНА

К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ

БЫСТРЫМИ ШАГАМИ,

И СУГРОБЫ ТАЮТ

ПОД ЕЁ НОГАМИ.

ЧЁРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ

НА ПОЛЯХ ВИДНЫ.

ВЕРНО, ОЧЕНЬ ТЁПЛЫЕ

НОГИ У ВЕСНЫ.

И.Токмакова.

В этом стихотворении передается образное видение природы, отношение к ней автора, как к живому существу. Главным вопросом после прочтения стихотворения может быть такой «Что вы представляете, когда читаете это стихотворение?»

Другое стихотворение об осени.

ЛИСТОПАД

ОПАВШЕЙ ЛИСТВЫ

РАЗГОВОР ЕЛЕ СЛЫШЕН

-МЫ С КЛЕНОМ…

-МЫ С ЯБЛОНЬ…

-МЫ С ВИШЕН…

-С ОСИНКИ…

-С ДУБА…

- С БЕРЕЗЫ

ВЕЗДЕ ЛИСТОПАД:

НА ПОРОГЕ МОРОЗЫ!

Ю. Капотов

После его прочтения можно задать детям вопрос о том, как изобразить на рисунке «разговор» опадающей листвы с деревьев и какую картину можно нарисовать к строчке- « на пороге морозы».

Во многих стихотворениях о природе, временах года , описываются внешние конкретные действия взрослых и детей, животных. Их так же можно использовать для словесного рисования, тем более, что в таких стихотворениях содержится лексика с конкретным значением, вызывающая в воображении реальные картины действительности.

В целом работа над стихотворным текстом не должна сводиться к ответам на вопросы с разбором каждой строчки. Лучше ограничиться небольшим количеством вопросов : о ком или о чём стихотворение? Какую картину можно нарисовать к этому стихотворению? Сколько картинок можно нарисовать к стихотворению?

При подборе литературного и изобразительного материала, необходимо учитывать возраст детей и их речевое развитие. Общая направленность этого материала – работа над пониманием содержания литературных произведений и иллюстраций к ним.

Учебной задачей внеклассных занятий является совершенствование речевых навыков, активизация речевой деятельности и развитие творческого воображения учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Автор: Примакова Ирина Борисовна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи"
    ["seo_title"] => string(130) "aktivizatsiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiaminaurokakhpismairazvitiiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "258030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448438425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_vzaimosviaz_raboty_logopeda_i_vospitatelia_v_logope"
    ["file_id"] => string(6) "615058"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665902786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства