Сочинение. Описание памятника А.С. Пушкину работы А.М. Опекушина. Цель урока - познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения – «Описание памятника». Продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся; умение отбирать и систематизировать справочный материал; писать сочинение в определённом жанре, выбирать соответствующий теме тип речи. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся. Воспитание интереса к достопримечательностям столицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение-описание памятника.»
Русский язык 8 класс.
Тема: Сочинение. Описание памятника А.С. Пушкину работы А.М. Опекушина.
Цели урока:
*Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения – «Описание памятника»;
*Продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся; умение отбирать и систематизировать справочный материал; писать сочинение в определённом жанре, выбирать соответствующий теме тип речи;
*Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
*Воспитание интереса к достопримечательностям столицы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка целей.
–Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли гида-экскурсовода.
Ваша задача - как можно интереснее рассказать о памятнике А.С. Пушкину работы А.М. Опекушина.
II. Сообщение ученика.
Решение создать памятник было принято в 1860 г., в год пятидесятилетия Лицея. В течение 1873-1875 гг. было проведено три конкурса проектов памятника Пушкину, и только третий завершился победой А.М. Опекушина.
Памятник сооружался на народные деньги.
Изготовление натуральной гипсовой модели, гранитного постамента и монтаж заняли ещё пять лет. Пьедестал памятника, бронзовые тумбы, четыре чугунных светильника выполнены по проекту архитектора И.С. Богомолова. Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров.
6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. Его установили в начале Тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь.
В 1950 г., после того как снесли Страстной монастырь и реконструировали Пушкинскую площадь, памятник перенесли на новое место, в центр площади. (По Л.М. Зельмановой.)
III. Работа над сочинением.
-Представьте себя экскурсоводом. С чего бы вы начали свой рассказ об этом памятнике? Может быть, с поэтических строк Пушкина?
-Как вы считаете, какие сведения из сообщения ученика можно включить в свой рассказ?
-Писатель А.Ф. Писемский подчёркивал: «Особенно хорошо то, что во всей фигуре поэта стоящего на ногах, чувствуется как бы движение, он на пьедестале своём не окаменел, а как бы двинуться хочет… ». Вы
согласны с этой оценкой?
-Движение передано не только в фигуре поэта. «На нём накинут широкий, свободный плащ, сырой ветер раздувает его…Поэт снял шляпу и внутренним своим слухом, всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове »,- так комментирует творческие замыслы скульптора один из искусствоведов. А что видите вы?
-Попробуйте самостоятельно описать выражение лица Пушкина.
-Как вы думаете, какие плюсы и минусы имеет перенос памятника в центр площади?
-Как бы вы завершили свой рассказ?
IV. Коллективное составление плана сочинения.
1) История памятника. Когда и где он установлен?
2) В честь кого или какого события он поставлен?
3) Автор памятника - скульптор А. М. Опекушин. (Что известно об авторе памятника или истории его создания?)
4) Каков общий вид памятника?
5) Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
Здравствуйте, уважаемые гости столицы! Я, Романов Алексей, ваш экскурсовод. Сегодня мы познакомимся с одной из столичных достопримечательностей – памятником А.С. Пушкину.
Решение о создании памятника было принято в тысяча восемьсот шестидесятом году. Автором его является А.М. Опекушин. Известно, что проект этого автора победил в последнем, третьем, конкурсе.
Процесс изготовления гипсовой модели, гранитного постамента и монтаж занял пять лет.
Пьедестал памятника, изготовленный из тёмно-красного и тёмно - серого мрамора, выполнил архитектор И.С.Богомолов. У подножья памятника стоят чугунные светильники и бронзовые тумбы. Это тоже творение И.С. Богомолова.
Уважаемые гости, если вы подойдёте поближе, то увидите, что на постаменте выбиты слова: «И долго буду тем любезен я народу…» Интересен тот факт, что царская цензура не разрешила начертать на памятнике подлинные строки гения, и стихи были частично изменены. Только в тысяча девятьсот тридцать седьмом году стихи восстановили в том виде, как их написал Пушкин.
Посмотрите на скульптуру. Опекушину удалось создать впечатление, что Поэт сейчас сделает шаг. Писатель А.Ф. Писемский подчёркивал: «Особенно хорошо то, что во всей фигуре поэта стоящего на ногах, чувствуется как бы движение, он на пьедестале своём не окаменел, а как бы двинуться хочет… »
Раньше памятник находился рядом со Страстным монастырём, но в тысяча девятьсот пятидесятом году монастырь снесли, а памятник переместили в центр площади. Я считаю, что этого не стоило делать, так как, находясь в центре площади, он как бы теряется среди людей, несмотря на свой одиннадцатиметровый рост. Создаётся впечатление, что Пушкин одинок, он грустит. По-моему, лучшее место для памятника - рядом с садом, «под сенью дубрав».
На этом наша экскурсия заканчивается, спасибо за внимание.