kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развитие речи по русскому языку.Цель развить речь, память,воображение, развивать умение описывать животное.Познакомить с терминами "идея","тема","жанр". Научить работать с текстом, вычленять основную информацию.составлять план работы.В работе используются различные работы с текстом.Обогащение лексического запаса речи.Умение правильно строить синтаксические конструкции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного/ »

7


Тема урока: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного"

Цели: (СЛАЙД1 )

  • прививать умение описывать животное;

  • развивать речь, память, воображение;

  • воспитывать любовь к животным.

I. Организационный момент.

Учитель: Тема нашего урока – подготовка к сочинению-описанию домашнего животного.

(СЛАЙД 2) Начнем наш урок с текста, который написал Юрий Куклачев:

Первая любовь.

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал на помощь, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

Учитель: Вы – начинающие журналисты-наблюдатели, любители. С блокнотом и ручкой в руке Вы собираете рабочий материал к сочинению-описанию животного.

Итак, с чего начать? И как продолжить? Что нужно знать? И что писать?

II. Вступительное слово о теме и идее. (СЛАЙД 3)

Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в сочинении.

Тема нашего сочинения, как вы уже знаете, домашнее животное.

Идея (основная мысль) – центральная мысль произведения; то, что хотел сказать автор.

(СЛАЙД 4) Сформулируем тему: описать животное (его внешний вид, повадки, особенности)

Идея: показать, какое животное милое, очаровательное и как Вы его любите.

III. Жанр. (СЛАЙД 4)

УЧИТЕЛЬ Идем дальше. Жанр сочинения известен.

Описание. Что такое описание?

  Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая животное, мы укажем на такие признаки, как рост, форму тела, повадки и особенности, цвет шерсти, выражение глаз, и т. д.

Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    
     Описание может быть использовано в любом стиле речи, в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Описание – это перечисление постоянных признаков предмета, своеобразные ответы на вопрос “какой?”

УЧИТЕЛЬ Итак, предмет нашего описания – кошка. Что необходимо о ней написать?

Лексическая работа. (СЛАЙД 5)

Мордочка: глаза, усы, ушки, носик и т.д.


Лапки


Тело

Окрас


Хвостик


Повадки и особенности




УЧИТЕЛЬ (Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки)

Лексическая работа.

УЧИТЕЛЬ Чтобы получилось сочинение живым, выразительным, проведем лексическую работу.

Групповое задание: Каждому ряду нужно подобрать эпитеты, сравнения к данному слову, а также и глаголы, которые могут употребляться с данным словом.

1 ряд: Мордочка, лапки

2 ряд: Тело, окрас

3 ряд: Хвостик, повадки и особенности



Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…

Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

Усы: длинные, черные, тонкие…

Глаголы: топорщатся, торчат, виснут…

Ушки: маленькие, черненькие…

Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…

Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…

Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…

Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. ОБЪЯСНЕНИЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ.- параллельно с записью слов на доске

IV. Стиль сочинения. (СЛАЙД 6)

УЧИТЕЛЬ: Дальше речь пойдет о стиле нашего сочинения. Какие стили языка в сочинении вы знаете?

Мы будем описывать кошку в художественном стиле. Какова задача этого стиля?

художественный стиль (стиль художественной литературы)

Используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т. д.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём мысли автора обычно характеризуются образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, использованием всех языковых средств.

Вывод учителя.

Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

V. Композиция. (СЛАЙД 7)

УЧИТЕЛЬ Переходим к композиции (построению) сочинения.

В описании обычно различают:

1 часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него;

2 часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета

VI. Пунктуация подготовка и подбор синтаксических конструкций.

УЧИТЕЛЬ Какие предложения характерны для художественного стиля? Запишем восклицательное предложение: (А какие красивые глаза у кошки!)

Вопросительное предложение: (Вы когда-нибудь видели такую красавицу?)

Побудительное предложение: (Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что на блестящей черной спинке есть серые пятнышки.)

УЧИТЕЛЬ Какое предложение вы записали? (Сложное.) Что мы должны помнить о правописании сложного предложения?.. Перед какими союзами ставится запятая в сложном предложении?







Физминутка.

Не отступая от темы, немного расслабимся.

1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево.

(Наклоны головы вправо и влево.)

2 упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками.)

3 упр.: Кошка прыгает. (Приседания и прыжки.)





VII. Анализ примера. (СЛАЙД 8)

УЧИТЕЛЬ Рассмотрим описание кошки «Ю-ю». Прочитайте отрывок из рассказа А.И. Куприна «Ю-ю».

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ...

... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..

VIII. Составление плана. (Слайд 9)

УЧИТЕЛЬ А чтобы легче нам было описать кошку, нам необходим план работы.

Что нужно выделить в первой части? (Основную мысль.)

Как можно начать сочинение? (У меня есть красивая и шаловливая кошка.)

УЧИТЕЛЬ Замысел, который заключается в том, что кошка красивая и шаловливая, нужно раскрыть. Итак, идея – кошка красивая. Как доказать, что она красивая? (Описать внешность)

Как можно озаглавить эту часть? (Красавица.) Что нужно описать у кошки? (Мордочку, ушки…)

Работаем дальше, расширяем содержание сочинения. От красавицы-кошки переходим к шаловливой кошке. Как доказать, что кошка шаловливая? (Написать, как она играет с мышкой…)

Придумайте заголовок к этой части сочинения. (Шалунья.)

Можно написать заключение. (В нашем доме живет красивая и шаловливая кошка, которая украшает наш дом и нашу жизнь.)

В заключении должен быть итог сочинения.

Примерный план:

  1. Красавица

А. Мордочка (глазки, носик, ушки, окрас и т.д.)

2. Шалунья

А. Как играет, бегает, шалит, спит и т.п.

Б. Тело, лапки, движения

3. Необычные ситуации, повадки, истории

А. Особенности поведения

4. Заключение (Итог сочинения). Например: Мы все очень любим кошку Ю-ю, она украшает наш дом и нашу жизнь, словно солнечный лучик дарит нам тепло и ласку.

Итог урока.

УЧИТЕЛЬ Прочитаем рабочий материал, который собрали в течение урока.

Домашнее задание. По плану можно работать над описанием любого домашнего животного, домашней птицы. Домашнее задание будет таким: написать сочинение о любом домашнем животном или о любой домашней птице.





ПРИЛОЖЕНИЕ

…Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом ... и мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей ...

... Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..

... Спала Ю-ю в доме, где хотела: на диванах, на коврах, на стульях, на пианино сверх нотных тетрадок. Очень любила лежать на газетах, подползши под верхний лист: в типографской краске есть что-то лакомое для кошачьего обоняния, а кроме того, бумага отлично хранит тепло. Когда дом начинал просыпаться, - первый ее деловой визит бывал всегда ко мне и то бишь после того, как ее чуткое ухо улавливало утренний чистый детский голосок, раздававшийся в комнате рядом со мною. Ю-ю открывала мордочкой и лапками неплотно затворяемую дверь, входила, вспрыгивала на постель, тыкала мне в руку или в щеку розовый нос и говорила коротко: «Муррм». За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук: «Муррм». Но было в нем много разнообразных оттенков, выражавших, то ласку, то тревогу, то требование, то отказ, то благодарность, то досаду, то укор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного/

Автор: Казакова Наталья Анатольевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства