kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разряды прилагательных по значению.Качественные прилагательные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала с презентацией

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разряды прилагательных по значению.Качественные прилагательные.»




Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

ФИО учителя Арепьева Светлана Михайловна

МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа Орловского района Орловской области»

Тема урока: Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Планируемые результаты:

  1. Предметные (образовательные): Различать разряды прилагательных по значению и грамматической форме. Определять признаки качественных прилагательных.

  2. Метапредметные: Формулировать цели своей учебной деятельности, совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, формировать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, продолжать совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.

  3. Личностные: Поддерживать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку. Способствовать формированию устойчивой мотивации к самосовершенствованию путём преодоления индивидуальных затруднений в обучении.

Ресурсы: 1. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. - М.: «Просвещение», 2014, в двух частях.

2. Рабочие листы.

3. Мультимедийная презентация.

Ход урока:


Этап урока. Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня вы пришли в класс с хорошим настроением. А если кому-то из вас немножко грустно, то это не беда. Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся хорошим настроением. И пусть наш урок пройдёт успешно, научит новому и принесёт радость.

А сейчас начнём урок,

Прозвенел уже звонок!



Мобилизация внимания.

Проверяют готовность к уроку. Производят эмоциональное включение в урок. Используют приёмы рефлексии.

Перед каждым из вас рабочий лист, на котором будете выполнять задания и оценивать самостоятельно свои знания и умения, а также анализировать языковой материал и делать выводы.


Актуализация знаний

-Подпишите на своём рабочем листе сегодняшнее число. Начинаем открывать новые знания!

-В русском языке есть часть речи, которая делает речь выразительной, яркой, образной. Назовите эту часть речи.

-Докажите, что вы правильно определили часть речи. (Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы Какой? Чей? В предложении является обычно определением.)


Готовятся к приобретению новых знаний. Осознанно включаются в учебную деятельность.





Анализируют языковой материал, производят построение суждения на основе анализа языкового материала.

Самоопределение к деятельности. Мотивация познавательного интереса (создание проблемной ситуации)

-Вспомните, как образуются степени сравнения прилагательных и образуйте их от следующих прилагательных:

Высокий, хороший, железный, утиный. Запишите в своём рабочем листе.

Постановка проблемной задачи.

- От каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему? (От прилагательных железный, утиный. Они обозначают такие свойства предметов, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени.)

Анализируют языковой материал. Формулируют вывод при ответе на проблемный вопрос.



Производят актуализацию раннее изученного материала; определяют, каких знаний не хватает и как их открыть.

Осознают противоречие и проговаривают его.

Целеполагание

-От чего зависит способность – неспособность прилагательных образовывать степени сравнения? (от значения)

Попробуем, как настоящие учёные, выдвинуть гипотезу.

Итак, гипотеза:

Прилагательные имеют важную морфологическую характеристику - разряды по значению. Как, по-вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные высокий и хороший? (о качестве).

-Как бы вы назвали такие прилагательные? (Качественные)

-Можно ли назвать качественными прилагательные железный и утиный? Почему?

Формулируют и аргументируют собственное мнение.

Формулируют научную гипотезу, на основе которой на уроке будет производиться исследование и закрепление нового материала.


-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? Определите тему урока.

-Откройте в учебнике параграф 58 на странице 16, запишите тему урока в своём рабочем листе.

-Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с разрядами прилагательных по значению.)

Какова главная задача этого урока? (Научиться узнавать по значению качественные прилагательные.) (Слайды 2-3.)

-Подпишите в ваших рабочих листах цель урока, и его задачи.







Прогнозируют и формулируют цель своей учебной деятельности.





Организация познавательной деятельности. «Открытие» нового знания.

-Прочитайте самостоятельно теоретический материал параграфа 58. Объяснение нового материала мы будем с вами производить в процессе беседы, заполняя таблицу, которая лежит на ваших столах. (В рабочих листах учащихся шаблон таблицы. При объяснении материала дети заполняют её.)

Слайд 3. -Назовите разряды прилагательных по значению. (Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные.)

\-Верно. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?

- Как же мы будем их распознавать? (Прилагательные имеют разные значения). У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд №4. Начнем заполнять таблицу.

- Объясните, какой признак предмета обозначают качественные прилагательные.

Слайд №5. Посмотрите, как иллюстрируют это примеры на экране. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №6. Приведём примеры. Красное яблоко. Другое яблоко более красное.

Слайд №7. Обратите внимание! Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения. Образуйте степени сравнения от прилагательного красивая (кукла).

Слайд №8. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.

Слайд №9. Внимание! Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму. Образуйте краткую и полную форму от прилагательных: высокий, красивый, добрый.

Слайд №10. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр.

Слайд №11. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими. Запишите в ваших рабочих листах, что у вас получилось.

Слайд №12. Например, большая кружка – очень большая кружка – слишком большая кружка.

- переходим к рассмотрению второго разряда прилагательных по значению. Назовите его.

Слайд №13. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №14. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее.

-Попробуйте доказать, почему такие прилагательные называются относительными. Произведём небольшое исследование, что может выражать признак относительных прилагательных.

Слайд №15. Внимание на экран! Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слепили из глины.

Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени.

Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме.

Слайд №18. Относительные прилагательные могут указывать на назначение предмета. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега.

-Подведём итог рассуждения. Перечислите отношения, которые могут выражать признаки относительных прилагательных.

Слайд №19. Теперь познакомимся с третьим разрядом прилагательных по значению. На какой вопрос они отвечают? Почему? (Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.)

Слайд №20. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо.

Слайды №21-22. Притяжательные прилагательные имеют выраженные грамматические признаки. Рассмотрите иллюстрации и назовите суффиксы притяжательных прилагательных. (Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. ) Например, папина шляпа, заячий след.

Промежуточная рефлексия

Слайд №23. Давайте, ребята, сравним ваши записи в заполненных вами таблицах с таблицей на экране. При этом подведём итог нашей небольшой исследовательской деятельности.

-Назовите разряды имён прилагательных по значению. Объясните название каждого разряда.

-Для оценки того, насколько вы успешно справились с заполнением таблицы продолжите утверждение после неё: «Мне удалось__________________, потому что__________________________________________».

Самостоятельно наблюдают за теоретическим материалом учебника.



Производят анализ материала и сверку с образцом. Выполняют элементы самоконтроля и саморефлексии.


Осознанно строят речевое высказывание на основе анализа языкового материала.

Используют элементы рефлексии.





























Преодолевают возникшие трудности при анализе языкового материала.

Делают сопоставление и выводы.
























Сверяют с образцом (заполненная таблица показана на экране).



Включение в систему знаний и углубление освоения материала.

-Для закрепления материала выполним задания:

1) Первичное закрепление материала.

-Определите разряд прилагательных. Слайд № 24-35. Поработаем по цепочке. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

- Сделайте вывод: как различить прилагательные по значению.

Физминутка.

-Встаньте из-за парты. Надо немного подвигаться, чтобы отдохнуть.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем (Садимся, складываем руки на парте):

Крылья сложили назад.








Анализируют языковой материал, строят умозаключение на основе анализа языкового материала.










Используют

здоровьесберегающие технологии

  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу.

-Упражнение 340 найдите на 16-17 страницах в вашем учебнике. Его вы будете выполнять письменно.

-Прочитайте задание, определите, как вы будете его выполнять. Что нужно вспомнить и учесть, чтобы успешно с ним справиться? Как вы должны подчеркнуть в тексте качественные прилагательные? Почему?

Промежуточная рефлексия. Взаимопроверка самостоятельного выполнения упражнения.

-Поменяйтесь своими рабочими листами с товарищем по парте, проверьте, правильно ли выполнено задание. Что, по вашему мнению, сделано не так или что выполнено в неполном объёме? Оцените работу соседа. (Выставляйте оценки, учитывая количество ошибок: 0- «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», 5 и более – «2».)

Кратко объясните товарищу поставленную вами оценку. Все согласны с поставленной оценкой?

3) Кроссворд.

- Ребята, перед вами кроссворд. Для закрепления изученного поиграем. Попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Слайд №36.

Слайд № 37 Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)

Слайд № 38. Существующий с давнего времени. (Старый)

Слайд № 39. Совершенно верный ответ. (Точный)

Слайд № 40. Любящий безделье. (Ленивый)

Слайд № 41. Не знающий страха. (Смелый)

Слайд № 42. Доставляющий удовольствие. (Приятный)

Слайд № 43. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)

Слайд № 44. Полный злобы. (Злой)

Пирог из яблок (Яблочный)

- Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)

-Для оценки того, насколько вы успешно справились с разгадыванием кроссворда, продолжите утверждение после него «Мне удалось__________________, потому что_________________________________________».


Комментируют выполнение самостоятельной работы, составляют план, прогнозируют её выполнение.


Работают в паре. Общаются и взаимодействуют с партнёром.

Производят действия взаимоконтроля и коррекции.

Элементы рефлексии.













Переключаются на игровые элементы. Анализируют языковой материал и делают выводы.


























Производят самооценку.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Для этого обратимся к записям начала рабочего листа. (Слайды 2-3). Что нового мы узнали сегодня на уроке? Какие открытия вы сделали на этом уроке? Чему новому сегодня научились?

- С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?

- Соответствуют ли названия значениям прилагательных?

- Что обозначают прилагательные каждого разряда?

-Кто испытал трудности? С чем они были связаны? Над чем ещё надо поработать?

-Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке? Кем вы себя ощущаете (жирафом, до которого мало что дошло, черепахой, которая пусть медленно, но дошла до всего сама или мудрой совой)? (варианты ответа записаны на боковой доске).


*Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания.

* Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)

*Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б.Пастернак)

Использовано: «Мудрость веков. Афоризмы великих людей» – Москва, 2010.

Оценки за работу на уроке:

- Используя пометки-отметки в своём рабочем листе после каждого задания, оцените свою работу на уроке. В конце урока вы сдадите свои рабочие листы. Я проверю их выставлю оценки самым активным.

-Дайте оценку уроку в целом.

Проводят анализ собственной учебной деятельности и самооценку. Эмоциональное завершение урока. Используют элементы рефлексии.

Объяснение домашнего задания.

-Внимание на экран. Перед вами домашнее задание.

1) -Прочитайте задание упражнения 341.

- Определите, как вы его будете выполнять. Что нужно вспомнить, чтобы успешно с ним справиться? Чтобы у вас получился рассказ о героях народных сказках, вспомните, какие характеристики придумал им русский народ.

2) Для желающих предлагается творческое задание. Напишите мини-сочинение «Чему могут научить русские народные сказки о животных?», используя качественные прилагательные для характеристики героев русских народных сказок.


Спасибо всем за продуктивную работу на уроке!

Комментируют выполнение домашнего задания, составляют план работы, прогнозируют её выполнение.




Приложение 1.

Рабочий лист ученика 6 класса______________________________________

Дата______________________________________________________________

Тема________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы работы

Рабочее поле

1

Образуйте степени сравнения от прилагательных:

Высокий-

Хороший-

Железный-

Утиный-

2

Цель урока

Я должен узнать______________________________________


Я должен научиться


Задачи урока


3

«Открытие» нового знания.

Таблица «Разряды прилагательных по значению»

РАЗРЯД

ПРИЗНАКИ

ПРИМЕРЫ

КАЧЕСТВЕННЫЕ









ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ











ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ






4

Самооценка за работу с таблицей

Мне удалось__________________________, потому что__________________________________________________


6

Самостоятельная работа (упр.340-письменно)











7

Взаимопроверка самостоятельной работы

Количество ошибок - , Оценка -

8

Кроссворд

9

Самооценка за разгадывание кроссворда

Мне удалось__________________________, потому что_____________________________________________________________________

10

Подведение итогов урока

Я думаю, что я научился_____________________________________________________________________________

Я смог справиться с________________________________________________________________________

Мне было трудно_____________________________________________________________________________________________

Мне нужно поработать над_______________________________________________________________________________________





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разряды прилагательных по значению.Качественные прилагательные.

Автор: Арепьева Светлана Михайловна

Дата: 28.02.2018

Номер свидетельства: 460108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства