Организация познавательной деятельности. «Открытие» нового знания. -Прочитайте самостоятельно теоретический материал параграфа 58. Объяснение нового материала мы будем с вами производить в процессе беседы, заполняя таблицу, которая лежит на ваших столах. (В рабочих листах учащихся шаблон таблицы. При объяснении материала дети заполняют её.) Слайд 3. -Назовите разряды прилагательных по значению. (Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные.) \-Верно. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных? - Как же мы будем их распознавать? (Прилагательные имеют разные значения). У каждого разряда есть свои отличительные особенности. Слайд №4. Начнем заполнять таблицу. - Объясните, какой признак предмета обозначают качественные прилагательные. Слайд №5. Посмотрите, как иллюстрируют это примеры на экране. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени. Слайд №6. Приведём примеры. Красное яблоко. Другое яблоко более красное. Слайд №7. Обратите внимание! Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения. Образуйте степени сравнения от прилагательного красивая (кукла). Слайд №8. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая. Слайд №9. Внимание! Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму. Образуйте краткую и полную форму от прилагательных: высокий, красивый, добрый. Слайд №10. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр. Слайд №11. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими. Запишите в ваших рабочих листах, что у вас получилось. Слайд №12. Например, большая кружка – очень большая кружка – слишком большая кружка. - переходим к рассмотрению второго разряда прилагательных по значению. Назовите его. Слайд №13. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени. Слайд №14. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее. -Попробуйте доказать, почему такие прилагательные называются относительными. Произведём небольшое исследование, что может выражать признак относительных прилагательных. Слайд №15. Внимание на экран! Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слепили из глины. Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени. Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме. Слайд №18. Относительные прилагательные могут указывать на назначение предмета. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега. -Подведём итог рассуждения. Перечислите отношения, которые могут выражать признаки относительных прилагательных. Слайд №19. Теперь познакомимся с третьим разрядом прилагательных по значению. На какой вопрос они отвечают? Почему? (Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.) Слайд №20. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо. Слайды №21-22. Притяжательные прилагательные имеют выраженные грамматические признаки. Рассмотрите иллюстрации и назовите суффиксы притяжательных прилагательных. (Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. ) Например, папина шляпа, заячий след. Промежуточная рефлексия Слайд №23. Давайте, ребята, сравним ваши записи в заполненных вами таблицах с таблицей на экране. При этом подведём итог нашей небольшой исследовательской деятельности. -Назовите разряды имён прилагательных по значению. Объясните название каждого разряда. -Для оценки того, насколько вы успешно справились с заполнением таблицы продолжите утверждение после неё: «Мне удалось__________________, потому что__________________________________________». |