Цель и задачи урока:
1.Образовательная : дать понятие о разрядах прилагательных; познакомиться со свойством имен прилагательных переходить из одного разряда в другой;
2. Развивающая : расширить словарный запас учащихся; работать над развитием связной речи; развивать логическое мышление, творческие способности , совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, формировать умение распознавать разряды имен прилагательных;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, родной природе ;
4. Практическая: применение полученных знаний по предмету
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познавательные - осуществлять поиск и выделение информации
Регулятивные - планировать алгоритм выполнения учебных действий
- осознавать уровень собственных достижений, качество знаний
Коммуникативные - развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтных ситуаций
-определить общую цель и пути ее достижения
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих
Этапы урока.
Организационный момент Мотивирование к учебной деятельности. Разминка( речевая зарядка).
Задача :осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановке на уроке.
Звучит быстрая татарская народная мелодия.
- Ребята, назовите любимый национальный праздник татар.
- Сабантуй.
- Неслучайно мы вспомнили о Сабантуе, который славится скачками лошадей. Мы разучим такую скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит.
1. Разучивание скороговорки.
2. Проговаривание ее в медленном темпе, затем быстрее и очень быстро.
3. Пропевание скороговорки на одной ноте, высокой и низкой.
4. Проговаривание ее шепотом.
II. Просматривание видеозаписи, сопровождающейся магнитофонной записью лирической музыки «Восход солнца».
Я приглашаю вас , ребята, посмотреть видеофильм « Наше родное село», приготовьте ответы на вопросы:
- Какие музыкальные образы запомнятся?
- Что окажется особенно интересным в фильме?
--Какая часть речи часто употребляется при описании природы?
Просмотрев видеозапись, ребята рассказывают, что в музыке им послышалось пение птиц, перезвон ручья, звуки пастушьего рожка. Село поразило их красотой природы. Особенно запомнился чистый родник, выглядывающие из-под листочков ягоды земляники, и птенчик, который только наполовину вылупился из яйца.
Проверка домашней работы. Опрос по предыдущим темам. Задача: обобщить и систематизировать знания , полученные в начальной школе по теме « Имя прилагательное»( коммуникативная компетенция)
Демонстрируются слайды
Сотворчество. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Деятельность учителя: активизация мыслительной деятельности учащихся, контроль, коррекция знаний;
деятельность учащихся: коллективная устная или индивидуальная письменная работа.
Задача: продолжить работу над 4 видами речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо; формировать понятие о культуре речевого поведения при употреблении имен прилагательных( коммуникативная, лингвистическая компетенции).
1.Распределение разноуровневых заданий.
- Итак, настало время для работы в творческой мастерской. Для каждой группы приготовлено отдельное задание.
1 группа – «Лингвисты». Ученики 5 класса прислали необычное письмо: в нем пропущены имена прилагательные. Ваша задача – восстановить текст, подобрав подходящие по смыслу прилагательные.
2 группа приготовят выразительное чтение стихотворения, найдут в нем яркие выразительные средства языка.
3 группа – «Корректоры», которые составят ответ на письмо, воспользовавшись текстом, в котором перепутаны начало, середина и конец.
4 группа – «Исследователи», они найдут в текстах письма по 2-3 прилагательных к каждой группе по значению: Демонстрируется слайд
а) имеют степени сравнения;
б) обозначают место;
в) обозначают время;
г) обозначают материал;
д) обозначают принадлежность.
2.Творческий отчет каждой группы. «Лингвисты» зачитывают письмо. В текст они вставили пропущенные прилагательные.
Здравствуйте, (дорогие) друзья!
Пишут вам пятиклассники. Чтобы познакомиться ближе, расскажем о самом (любимом) для нас месте на земле.
Наше село очень (красивое). Оно окружено холмами, покрытыми соснами, елями и березами. (Деревянные) дома расположены в низине, словно в огромной чаще. В (утренние) часы, когда солнце поднимается над горизонтом, небо становится (розовым). Деревенский воздух чист и прозрачен. За дальним полем начинается (богатый) лес. Зимой здесь можно увидеть (заячьи, лисьи, волчьи) следы. Водятся у нас и волки, и ядовитые змеи.
Каждый день с лица земли исчезает до 6 видов растений и животных, поэтому мы стараемся беречь (родную) природу: ухаживаем за (молодыми) саженцами сосен, следим за чистотой родников, делаем новые скворечники для птиц. Мы учимся дорожить каждым деревом, каждым подснежником, каждой травинкой.
До свидания! Мальчики и девочки 5 класса.
- Прекрасна природа моего родного края. Она воспета в стихотворении нашей поэтессы--землячки Шагиды Галимовой. Послушайте эти стихи в переводе на русский язык.
Слово предоставляется группе «Лирики». (Звучит магнитофонная запись музыки «Поющая вода».)
Прости меня, родник хрустальный,
За то, что я родной покинул край,
И нет вести для меня печальней, чем знать,
Что ты иссяк, но не умирай…
К тебе вернусь, источник серебристый,
И жажду утолю холодную струей,
И вдруг пойму: с водою этой чистой
Навеки связана одной судьбой…
Как в жилах кровь струится неустанно,
Чтоб сердце мое билось вновь и вновь,
Так пусть родник вовек не перестанет
Дарить земле моей свою любовь!
( Ш. Галимова « Живи ,село».)
- Какие эпитеты вам запомнились?
- Хрустальный родник, источник серебристый и чистый.
3. Обобщающее слово учителя:
- И как могучая река берет свое начало с маленького хрустального родника, так наша Родина начинается с небольшого села.
Самооценка работы каждой группы. Физкульминутка.
Мы (одноклассники,учитель) Я Работа
( 5- балльная система . Сложить все три луча, разделить на 3).
V. Формирование новых знаний и понятий.
– Группа исследователей познакомит нас с прилагательными из письма по их назначению.
Имеют степени сравнения
обозначают место
обозначают материал
обозначают время
обозначают принадлежность
Красивый
деревенский
деревянный
утренний
лисий
2 Систематизация и обобщение о разрядах прилагательных.
Демонстрируются слайды :
Разряды прилагательных
качественные
относительные
притяжательные
имеют степень сравнения,
сочетаются с очень (выше)
место
время
материал
обозначают принадлежность (чьи?) (сорочьи)
Учащиеся делают вывод , заучивают правило по опорному конспекту.
Чтение, заучивание правил-шуток:
а) Качественное – сравни,
С «очень» тут же повтори.
б) Относительное взял:
место, время, материал.
в) Притяжательное – чьи?
Принадлежность (сорочьи).
Хоровое проговаривание таблицы опорного конспекта. Заучивание в течение 30 секунд (10 + 10 + 10).
Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и становятся качественными (горячее молоко – горячий привет). В роли качественных прилагательных выступают притяжательные (заячий след– заячья душа ).
Задания:
а)Выпишите из предложений имена прилагательные в соответствии разрядом ( качественные, относительные, притяжательные). Слайд