Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов»
3. Средства обучения: учебник, картинки с иллюстрациями, слайдовая презентация Power Point, компьютер, DVD –проектор, интерактивная доска
4. Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ), (составной урок 30 мин.+25 мин.).
Содержание деятельности | Методический инструментарий | Ориентиры развития |
I Мотивация к учебной деятельности (1мин.) Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; эмоциональный настрой на урок. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать- И друг другу помогать! | | Саморегуляция к деятельности (Р/УУД). Осознание процесса учебной деятельности(Л/УУД). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К/УУД). |
II Актуализация знаний(10мин.) Цель: Повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания». -Запишите под диктовку слова, поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слова: Инт…ресный, г..рой, д…журный ,б…льной. -Какие это слова? -Как вы можете их проверить? Что нужно сделать? (обратиться к орфографическому словарю). Проверьте! -Удалось ли вам выполнить проверку этих слов? -Почему? (слово больной не словарное). | Индивидуальная работа | Выделение и осознание того, что уже пройдено (Р/УУД). Смыслообразование (Л/УУД). Слушать и понимать речь других (К /УУД) Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К /УУД) Проводить классификацию, указывая на основание классификации (П /УУД). |
III Проблемная ситуация (3мин.) Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. -А как вы написали слово больной? -Поднимите руку, кто вставил букву а? А кто вставил букву о? -Объясните, как так получилось, что все написали это слово по разному? -Значит, у вас возникло разногласие, затруднение? -А вы хотите узнать как правильно оно пишется? -Попробуйте у меня об этом спросить. Задайте мне нужный вопрос. Постановка учебной задачи: Дети формулируют вопрос: Как правильно написать и проверить слово больной?(СЛАЙД№1) | Устная, фронтальная работа | Целеполагание, планирование (Р/УУД). Постановка вопросов (К /УУД). Самостоятельное формулирование цели, темы, проблемы. Прогнозирование. (П/УУД). |
IVПоиск решения учебной задачи(5мин.) Цель: формировать у учащихся способность Выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать. -Давайте для начала разберём это слово устно по составу. -Вы уверены, что здесь корень б(а)л, а не б(а)льн -Тогда поставьте в слове ударение. -А что вы можете сказать про гласную в корне?(она безударная) -Попробуйте сказать, чего вы не знаете?(правописание безударного гласного в корне слова)(СЛАЙД№2) Т.е у вас появилась проблема. Значит перед нами ещё одна задача. - Кто сможет её сформулировать? Дети: Узнать, есть ли в русском языке такое правило, которому это слово подходит и как его применить?(СЛАЙД№3) | Коллективная работа | Решение проблемы, Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П/УУД). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К /УУД). |
V Решение учебной задачи (15мин.) Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. -Вспомните изученные орфограммы, где выполняется проверка в корне слов? -Приведите свой пример правописания этих слов. -Какой способ проверки вы выбрали? -Попробуйте применить этот способ, чтобы решить нашу задачу для безударной гласной в корне слова. ---Как это будет выглядеть в нашем случае? (и здесь надо поставить в сильную позицию, для безударных гласных - это ударение). -Выберите слова, где падает ударение на этот звук: (боль), Б..льной, б..льница, б..ль-Б…ЛЬНОЙ -Какой гласный в слабой позиции? -Значит, как правильно пишется слово БОЛЬНОЙ -Так какой можно сделать вывод? (безударные гласные в корне слова можно проверить ударением) -Я думаю, вы усвоили способ проверки слов с безударной гласной в корне слова, давайте теперь все вместе составим алгоритм: Алгоритм Прочитай слово. Выдели корень. Поставь ударение. Определи безударную гласную. Подбери проверочное слово так, чтобы проверяемый звук стал ударным. (СЛАЙД№4) Прочитайте в учебнике «Тайну языка» -Что нового вы узнали о безударных гласных? О чём мы ещё сегодня не говорили? -А почему безударная гласная называется «опасным местом»? | Устная фронтальная работа. Коллективная работа Работа по учебнику, стр.84 | Контроль, оценка, коррекция(Р/УУД). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач(П/УУД). |
Физкультминутка (3мин.) 1)Исходное положение (далее – и.п.) - сидя на стуле,1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4- голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2) И.П.- сидя, руки на поясе.1-поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3) И.П. – стоя или сидя, руки на поясе, 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- и.п., 3-4- тоже правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. | Для улучшения мозгового кровообращения | Сознательность выполнения физических упражнений(Р/УУД). Забота о здоровье (Л /УУД) Применение усвоенных знаний в нестандартной ситуации (П /УУД) |
VII Самостоятельная работа(13 мин.) Цель: контроль знаний. -Разделите эти слова на две группы. В каждой группе слов поставьте ударение. Реки, река, горы, гора, травы, трава, снег, снега. -По какому признаку разделили слова на две группы? (Проверочные, проверяемые слова). Прочитайте первую группу проверочных слов. Прочитайте группу проверяемых слов. -В группе проверяемых слов, в какой позиции находятся буквы, обозначающие безударные гласные в корне слова? (Безударной) -Как проверить безударную гласную в середине слова? Проведем взаимопроверку. Проверьте на экране. (СЛАЙД№6) -Кто не допустил ни одной ошибки? -У кого 1-2 ошибки? -У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов? Запомни: « Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение». | Работа в парах Взаимопроверка | Определять правила работы в паре (Л /УУД) Осуществлять самоконтроль (Р/УУД). Оценивать усваиваемое содержание (Л /УУД). |
VIII Рефлексивная оценка (3мин.) Цель: закрепление и коррекция способов действия. -Ребята, какой вопрос у вас возник в начале урока? Смогли вы сразу сделать выбор гласного звука? Почему не смогли? -Что делали? Как решали задачу? -Где « опасное место» место в слове БОЛЬНОЙ? -Как в русском языке называется « опасное место?» -Итак, попробуйте ещё раз ответить на вопросы, начиная свой ответ так: «Теперь я знаю……….» Что Где надо проверять? Как | Устная фронтальная работа | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД) Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р/УУД). |
IХ Домашняя работа. (2мин.) Творческое задание: записать 10 слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением на тему «Осень». | | |
1. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
2. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. / Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.